Людогощинский крест - резной деревянный крест, выполненный древнерусским мастером Яковом Федосовым в в 1359 г. по заказу жителей Людогощей (Легощей) улицы Великого Новгорода для стоявшей на этой улице церкви Фрола и Лавра. В настоящее время находится в Новгородском историко-художественном музее.
Крест был установлен 12 июня 1359 года, как свидетельствует о том, в основании надпись: "В лета 6867 (1359) июня 12 дня поставлен бысть сей крест… Господи помилуй всех христиан, на всяком месте молящиася тобе верою и чистым сердцем… Помоги поставившим крест сей людогощичам и мне написавшему…"
Далее шел набор букв, заключавший шифр, скрывавший имя мастера: "ФУIIМЛААССРРЛКССТСГВВВМЛРРМЛААСС"
Шифр удалось разгадать Б.А. Рыбакову, который предположил, что каждая пара букв составляют число, представляющее сумму этих чисел.
ФУ =500 + 400 = 900 = Я
II = 10 + 10 = 20 = К
МЛ = 40 + 30 = 70 = О
АА = 1 + 1 = 2 = В
СС = 200+200 = 400 = У
РР =100 + 100 = 200 = С
ЛК = 30 + 20 = 50 = Н
СС =200 + 200 = 400 = У
ТС =300 + 200 = 500 = Ф
ГВ = 3 + 2 = 5 = Е
ВВ = 2 + 2 = 4 = Д
МЛ = 40 + 30 = 70 = О
РР = 100 +100 = 200= С
МЛ = 40 + 30 = 70= О
АА = 1 + 1= 2 = В
СС =200 + 200 =400 = У
Если читатить сверху вниз: ЯКОВУСНУФЕДОСОВУ, то есть Якову, сыну Федосову.
Описание артефакта
Лицевая сторона креста украшена орнаментальной резьбой и 18-ю медальонами. Три медальона с изображениями Спаса на престоле, Богоматери и Иоанна Предтечи находятся в центральной части на пересечении ветвей. По сторонам этой деисусной композиции: слева - Илья Пророк в пустыне с вороном, справа - Чудо Феодора Тирона о змие.
По вертикали вверх над Христом - Флор и Лавр, по сторонам которых слева - Самсон, разрывающий пасть льву, справа - архангел Гавриил. Выше, по центральной вертикали - распятие с предстоящими Марией и Иоанном Богословом. Медальоны слева - Феодор Стратилат на коне, справа - 3 воина в кольчугах. Центральная ось замыкается сверху изображением Столпника (?), по сторонам которого резная надпись «IC ХС» (Иисус Христос).
Вниз от изображения Спаса на престоле - Георгий Победоносец, поражающий дракона. По сторонам от него, слева - архангел Михаил, справа - Феодор Тирон со спасенной им матерью. Под медальоном с Георгием - Косма и Дамиан, слева от них - Симеон Столпник, справа Герасим, вынимающий занозу из лапы льва. Осевая композиция завершается изображением четырехконечного креста в медальоне. Вокруг пяти медальонов сохранились резные надписи, на трех имеются надписи на фоне, остальные лишены надписей, и изображения в них определяются на основе иконографических атрибутов.
Источник описания
http://www.novsu.ru/file/524767 (ангел-хранитель текста заменен на архангела Михаила и Гавриила).
Версии об обстоятельствах изготовления креста
Версия 1-я. Мятеж 1359 г.
Учитывая дату установки креста (1359 г.), ряд исследователей соотнесли его установку со случившимся в этом году "сильным мятежом". Жители Славенского конца отняли на вече посадничество у Адриана Захарьевича и возвели в посадники своего кандидата Сильвестра Леонтьевича. На Ярославовом дворище произошло побоище, в которой жители Славенского конца, были в доспехах, а заричане (от "за рекой Волховом"), т.е. обитатели противной им Софийской стороны были сильно избиты, а Ивана Борисовича Лихинина убили.
Вооружившись, Софийская сторона выступила против Славенского конца. В результате вмешательства владыки Моисея, будущего архиепископа Алексия и архимандрита Юрьевского монастыря удалось избегнуть решительного кровопролития, но после того, как толпа разошлась, села Сильвестра Леонтьевича и многих других жителей Славенского конца были разорены, причем пострадало немало невинных людей.
Одной из версий стало: крест установлен в память (и в покаяние) о событиях "сечи" 1359 г.
Сомнения:
Стоит заметить, что версия эта не имеет другой аргументации, кроме совпадения года установки креста и года, когда совершился мятеж. Непонятно, почему именно Людогоща, не самая аристократическая на Софийской стороне (более далекая от политики) улица, должна ставить за всю Софийскую сторону покаянный или крест в честь "мятежа".
Версия 2-я. Крест стригольников
Другой версией стало атрибуция креста сторонникам стригольников - еритического движения, набравшего тогда в Новгороде особую силу. "Стригольники", то есть "брадобреи" или "цирюльники", относившееся в большинстве к простонародью, получили свое название от профессии одного из своих вождей, цирюльника (стригольника) Карпа. Ересь началась в Пскове, а с переездом ее основателей священника Никиты и стригольника Карпа в Новгород, распространилась и в городе святой Софии. Стригольники осуждали духовенство, поставляемое в сан "по мзде", утверждали, что и миряне могут учить народ вере, а от священников, стремящихся к обогащению не стоит принимать таинств. Молиться можно и вне цервки, утверждали сектанты.
В 1375 году Карпа, Никиту и еще одного их товарища еритика казнили обычной для Новгорода казнью - сбросили с моста в Волхов. Но гибель вождей не искоренила ереси, ибо, как писал С.М. Соловьев, "стригольники прельщали народ своим бескорыстием, своею примерною нравственностью, уменьем говорить от Писания» (Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 2, М., 1960, стр. 593-594.).
Доказательством того, что мастер Яков Федосов, принадлежал к сторонникам стригольников, Б.А. Рыбаков посчитал как раз то, что он зашифровал, то есть скрывал свое имя. В тексте надписи, сохранившейся на кресте, он нашел слова "крамолы": мастер просил Иисуса помогать "на всяком месте молящиася ", а не только в церкви. То есть, как считал Рыбаков, следовал здесь доктрине стригольников, вступивших в конфликт с церковной организацией. Создав не вполне канонический крест, как считал академик, Яков предпочел зашифровать свое имя.
Сомнения:
Совершенно очевидно, что установить, какому мастеру был заказ от улицы на изготовление креста властям не составляло никакого труда. Поэтому шифрование с целью сокрытия факта изготовления артефакта выглядит крайне сомнительным.
Сам крест не выглядит, несмотря на необычную форму, "еретическим". Он принадлежит к распространенному на Руси типу "процветших" (испускающих побеги) крестов, которые симолизируют жизнь, которую дал миру Христос "Живодавец", заплатив за нее своей гибелью на кресте. Крест простоял на своем месте столетия, не вызвав сомнений в своей неканоничности. Более того он стал образцом для подражания при изготовлении многочисленных мелких нательных крестов Русского севера.
Также трудно назвать "крамолой" и надпись, с просьбой к Богу помогать тем, кто молится вне церкви. Церковь никогда не ограничивала молитву церковными стенами, а практика моления перед крестами покаянными, поклонными, обетными, стоявшими вне церкви или на месте будущего храма - это распространенная и официально одобренная практика.
Версия 3-я. Помощь путешествующим вне дома (моя собственная)
На клеймах креста, рядом с изображениями Иисуса, архангелов Михаила и Гавриила, есть изображения Фрола и Лавра. А значит крест был изначально изготовлен для храма св. Фрола и Лавра, в котором он хранился до 1917 г. Он мог быть установлен в храме или перед деревянным храмом в 1359 г., а после постройки каменного в 1379 г., перенесен в каменный храм. Храм Фрола и Лавра был расположен в начале Людогощей улицы, название которой образовано от слова "люди" и "гости", и как полагают, означало место, где жили купцы (гости) и их люди.
Св. Фрол и Лавр считались на Руси "лошадниками", то есть покровителями лошадей и пользовались почитанием тех, кто пользовался лошадиной силой в крестьянском труде и особенно в области перевозок. Выбор святых покровителей был не случаен, храм должен был пользоваться популярностью у купцов и связанных с ними людей, занимавшихся сухопутной (на лошадях) торговлей.
Именно в этом смысле, то есть в смыле помощи путешестующим вне дома, а не как призыв молиться вне церкви, стоит понимать особенную формулу надписи на Людогожском кресте с призывом к помощи к "молящимся на всяком месте", то есть молящихся не в церкви, а в пути, вдали от населенных мест и в чужой стране. Шифрование вызвано имени вызвано неуместностью с точки зрения мастера открыто писать свое имя на кресте повседневно находящемся на всеобщем обозрении верующих. Связь же с крамольными речами стригольников и мятежом 1359 г. стоит признать случайной.
Последующая история
Судьба креста после 14 века связана с храмом Фрола и Лавра, в котром длительное время обретался артефакт. Оберегая материал от разрушения, дерево методично окрашивали, нанося время от времени слои краски. К началу ХХ века скрытые таким образом надписи на кресте читались с трудом и не полностью. После 17-го года Людогощинский крест был помещен в музей, из которого в 1942 г. во время Отечественной войны его, вместе с другими национальными сокровищами, немцы вывезли в Германию. Храм Фрола и Лавра был разрушен фашистами, камень использован для мощения дорог.
По окончании войны крест был возвращен в Новгородский историко-художественный музей, и отреставрирован в государственных научных реставрационных мастерских. В результате реставрации Людогощский крест снова преобрел первоначальный вид, были удалены многочисленные слои масляной краски и укреплена начавшая разрушаться от времени древесина.