![](http://ic.pics.livejournal.com/nickfilin/8944042/6321/6321_original.jpg)
Голосник с надписью из собора св. Софии в Новгороде (нач. XII в., Государственный Эрмитаж).
Голосники - керамические сосуды, которые использовали при строительстве храмов в Византии и
![](http://ic.pics.livejournal.com/nickfilin/8944042/6511/6511_original.gif)
Древней Руси. Служили в основном для облегчения давления сводов и в этом случае полностью замуровывались в верхней части стен. Или для улучшения акустики зданий, при этом обращенное внутрь храма горло сосуда оставалось открытым.
Представленный на изображении голосник с надписью в верхней части "СТЕФАНЪ ѰЛЪ" (Стефан писал) был обнаружен во время строительно-реставрационных работ в новгородском соборе св. Софии.
Первоначально полагали, что надпись мог оставить гончар-ремесленник. Но затем автора надписи удалось идентифицировать как художника Стефана, участвовавшего в работах по росписи стен собора, начавшихся в 1108 г.
Сделать это удалось, так как на штукатурке стен и колон были найдены еще надписи с этим именем: "Стефан писал, когда расписывали святую Софию", "Господи, помоги рабу своему. Стефан писал, когда расписывали святую Софию, Господи избавь меня от обольщения", а также рисунки льва и монаха с подписью "Стефан", "Стефан писал".
Роспись стен св. Софии в 1108 г.
В новгородской первой летописи о ней сообщается под 1108 г.:
«В лето 6616. Преставился архиепископ Новгородский Никита месяца января в 30-й [день], а на весну начали расписывать святую Софию, стараниями святого владыки» (то есть нового епископа Иоанна).
Работы, начавшиеся в 1108 г., были не первые. Роспись собора св. Софии проводилась в течение нескольких десятилетий и в несколько этапов. Сразу после постройки в 1050 г. было написано несколько изображений иконного типа, в том числе изображение Константина и Елены в Мартирьевой паперти (южный притвор храма) и может быть купол. В 1108 г. была расписана центральная часть храма и приделы. В 1144 г. написаны некоторые фрески Корсунской паперти (западный притвор). В конце XII в. - композиция Деисус в Мартирьевой паперти.
О личности Стефана
Все надписи и надпись на голоснике с именем Стефана по палеографическим признакам были сходны и датируются началом-первой половиной XII века.
Судя по рисунку монаха с крестом на шее и в капюшоне с подписью "Стефан", Стефан был монахом. Прорисовка им льва, не смотря на то, что выполнена по неровной стене простым писалом, сделана достаточно изящной, что подтверждает, что он художник.
Рядом с одной из надписей, указаны еще два имени - Микула и Радко и дата 1112 г. Судя по тому, что имена Микулы и Радко (сокращенное от Родослав) стоят после имени Стефана, а он упоминается во множестве надписей, Стефан был главой артели художников, а Микула и Радко - его помщниками. Указание на 1112 г. видимо датирует надписи. Они были выполнены к моменту завершения росписи, которая могла продолжаться несколько лет.
Надпись и рисунок на сосуде-голоснике Стефан мог сделать по сырой глине в гоначарной мастерской по производству и обжигу голосников, находившейся неподалеку от Софийского собора. По-видимому, одновременно с росписью стен делали частичный ремонт здания. Для чего понадобился голосник. Ведь после постройки храма прошло более 50 лет.
См.:
Медынцева А. А. Надписи с именем художника Стефана из Софии Новгородской // Советская Археология 1970. № 4:142-150