Голосник с надписью Стефана, художника и любителя оставлять автографы

May 04, 2015 19:45


Голосник с надписью из собора св. Софии в Новгороде (нач. XII в., Государственный Эрмитаж).

Голосники - керамические сосуды, которые использовали при строительстве храмов в Византии и

Древней Руси.  Служили в основном для облегчения давления сводов и в этом случае полностью замуровывались в верхней части стен. Или для улучшения акустики зданий, при этом обращенное внутрь храма горло сосуда оставалось открытым.

Представленный на изображении голосник с надписью в верхней части "СТЕФАНЪ ѰЛЪ" (Стефан писал) был обнаружен во время строительно-реставрационных работ в новгородском соборе св. Софии.

Первоначально полагали, что надпись мог оставить гончар-ремесленник. Но затем автора надписи удалось идентифицировать как художника Стефана, участвовавшего в работах по росписи стен собора, начавшихся в 1108 г.

Сделать это удалось, так как на штукатурке стен и колон были найдены еще надписи с этим именем: "Стефан писал, когда расписывали святую Софию", "Господи, помоги рабу своему. Стефан писал, когда расписывали святую Софию, Господи избавь меня от обольщения",  а также рисунки льва и монаха с подписью "Стефан", "Стефан писал".

Роспись стен св. Софии в 1108 г.

В новгородской первой летописи о ней сообщается под 1108 г.:
«В лето 6616. Преставился архиепископ Новгородский Никита месяца января в 30-й [день], а на весну начали расписывать святую Софию, стараниями святого владыки» (то есть нового епископа Иоанна).

Работы, начавшиеся в 1108 г., были не первые. Роспись собора св. Софии проводилась в течение нескольких десятилетий и в несколько этапов. Сразу после постройки в 1050 г. было написано несколько изображений иконного типа, в том числе изображение Константина и Елены в Мартирьевой паперти (южный притвор храма) и может быть купол. В 1108 г. была расписана центральная часть храма и приделы. В 1144 г. написаны некоторые фрески Корсунской паперти (западный притвор). В конце XII в. - композиция Деисус в Мартирьевой паперти.

О личности Стефана

Все надписи и надпись на голоснике с именем Стефана по палеографическим признакам были сходны и датируются началом-первой половиной XII века.



Судя по рисунку монаха с крестом на шее и в капюшоне с подписью "Стефан", Стефан был монахом. Прорисовка им льва, не смотря на то, что выполнена по неровной стене простым писалом, сделана достаточно изящной, что подтверждает, что он художник.

Рядом с одной из надписей, указаны еще два имени - Микула и Радко и дата 1112 г. Судя по тому, что имена Микулы и Радко (сокращенное от Родослав)  стоят после имени Стефана, а он упоминается во множестве надписей, Стефан был главой артели художников, а Микула и Радко - его помщниками. Указание на 1112 г.  видимо датирует надписи. Они были выполнены к моменту завершения росписи, которая могла продолжаться несколько лет.

Надпись и рисунок на сосуде-голоснике Стефан мог сделать по сырой глине в гоначарной мастерской по производству и обжигу голосников, находившейся неподалеку от Софийского собора. По-видимому, одновременно с росписью стен  делали частичный ремонт здания. Для чего понадобился голосник. Ведь после постройки храма прошло более 50 лет.

См.: Медынцева А. А. Надписи с именем художника Стефана из Софии Новгородской // Советская Археология 1970. № 4:142-150

внелетописные источники, артефакты, надписи

Previous post Next post
Up