Leave a comment

sverc August 27 2015, 14:45:59 UTC
Вышел третий номер "Исторического формата", там как раз моя статья об аварах и дулебах ПВЛ: http://histformat.com/2015-03/

Reply

nickfilin September 1 2015, 11:47:42 UTC
Насчет дулебов, то насколько я помню, Королюк аргументировал свою точку зрения еще и содержанием предания, которое само по себе передавало повседневный характер отношений неких дулебов и аваров, что предполагает их совместное проживание (когда поедет обрин).

И этот аргумент выглядит железным.

С другой стороны, фантастические подробности (повседневность езды на женщинах) свидетельствует о том, что сама легенда скорее всего составлена далеко от мест проживания примучимых аварами дулебов, оказавшихся непосредственно в кольце аварских рингов.

Не думаю, что два эти предположения разумно противопоставлять.
Да, летописец знал только волынских дулебов, но волынские дулебы (например) могли знать и о печальной судьбе дулебов аварских, примученных в Паннонии (и, может быть, угнанными туда) великанами-обрами.

Reply

sverc September 2 2015, 14:53:45 UTC
"Не думаю, что два эти предположения разумно противопоставлять. Да, летописец знал только волынских дулебов, но волынские дулебы (например) могли знать и о печальной судьбе дулебов аварских, примученных в Паннонии (и, может быть, угнанными туда) великанами-обрами".

Усложнение сущностей сверх необходимости. Славянские предания об аварах и творимых ими насилиях, очевидно, существовали по всему периметру соприкосновения славян с аварами. Волынь подвергалась аварским набегам (они разрушили, в частности, городища Зимно и Хотомель), соответственно, там предания о об аварах, иге и борьбе с ними также существовали.

"И этот аргумент выглядит железным".

Относиться к легенде как к хронике и каждое слово оттуда воспринимать буквально - довольно странно.

Летописец ясно указывает, что поговорка "погибли как обры" бытует на Руси.

Reply

nickfilin September 2 2015, 15:13:41 UTC
==Летописец ясно указывает, что поговорка "погибли как обры" бытует на Руси ( ... )

Reply

sverc September 2 2015, 15:44:54 UTC
Рассказ мог быть составлен в любом регионе славянщины, который подвергся аварскому нашествию и игу (сколь тяжёлым и длительным оно было на Волыни мы достоверно не знаем, но археологию рисует значительный по масштабам погром). Аварские "баскаки" вполне могли на Волыни базироваться в течении долгого времени, собирая с местного населения дань и эксплуатируя его.

Если региону "А" под игом аваров живётся легче, чем региону "Б", это не значит, что в регионе "А" не сложится фольклор об аварском иге. Фольклор сложится и там и там, а дальше просто дело случая - где (в регионе "А" или "Б") появится летописец, который запишет этот фольклор. Как-то так.

Reply

nickfilin September 3 2015, 18:48:15 UTC
==Аварские "баскаки" вполне могли на Волыни базироваться в течении долгого времени, собирая с местного населения дань и эксплуатируя его.

"Вполне могли" - аргумент весьма слабый. Археологическая граница аваро-славянской культуры на востоке ограничивается нижним течением притоков Тисы. Это и есть фиксация ареала совместного проживания авар и славян. Это реальность.

Баскаки на Волыни - нечто сугубо гипотетичное.

Reply

sverc September 4 2015, 14:56:37 UTC
А где проходила граница культуры Золотой Орды? И мешало ли это Орде посылать баскаков, к примеру, в Тверь? И об этих баскаках складывался фольклор, живо и с эпическими преувеличениями описывающий творимые ими насилия.

Брал он, млад Щелкан,
Дани-невыходы,
Царски невыплаты:
С князей брал по сту рублев,
С бояр по пятидесят,
С крестьян по пяти рублев.
У которого денег нет,
У того дитя возьмет;
У которого дитя нет,
У того жену возьмет;
У которого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.

Между тем, если следовать Вашей логике, существование такого фольклора в Твери невозможно и он был тверичами заимствован, к примеру, у аланов, живших "в зоне домена Орды".

Reply

nickfilin September 6 2015, 06:15:55 UTC
Ну это логика не моя, а Королюка, поэтому с ней приходится считаться.

В легенде о Щелкане речь идет о сборе дани приезжим татарским послом. А в сказании об обрах, о способах передвижения авар вообще, то есть в местах их обычного местопребывания.

Reply


Leave a comment

Up