"Чернуха" как принцип творчества

Apr 19, 2013 15:45

В Советском Союзе такие, с позволения сказать, художественные приемы довольно точно именовались «очернением действительности», а сейчас ничего, популярненько, не для широкой публики, само собой, но для всяких конкурсов да фестивалей - самое оно. Побольше грязищи, беспросветности, подробностей мерзотных - и прямая дорога в лауреаты. И за границей это дело любят, про немытую-то Россию. Вот, например, очередной наш великий уральский драматург, Василий Сигарев, прекрасно методом овладел. Взять хоть его фильм «Жить», широко известный в узких кругах, или его же «всемирно известную» (так в аннотации к книжке пишут, честное слово!) пиесу «Пластилин», там у Сигарева блатные пионэра насилуют и в окошко выбрасывают  - а что, вы не помните разве, это в СССР было в порядке вещей, да и сейчас на каждом шагу…



Ладно, не о Сигареве речь. Довелось мне давеча побывать в Екатеринбургском театральном институте на студенческом спектакле «Земля Гай» по повести Ирины Мамаевой. На отличном спектакле! Крохотный зал, даже и не зал, а просто, кажется, аудитория, публика на стульях, импровизированная сцена с продуманным минимумом декораций. И, главное, замечательные девушки и ребята, играющие убедительно, искренне, в полную силу. Молодцы, без всяких скидок на студенчество.

Только вот молодцы они не благодаря воплощенному на сцене материалу, а вопреки ему, потому что сама повесть «Земля Гай» - отличный пример той самой «чернухи»,  бессмысленной «чернухи». Глухой поселок Гай, вырождение, пьянка, две несчастные старухи, одна с коммунистическим «прибабахом», другая к боженьке переметнулась… Цыган, у которого дочку забрали в детдом… Парень Егор, в городе работы не нашедший и вернувшийся в Гай, бабок обворовывает… Корова у старух по кличке «Демократия»… Бездушные чиновники… Пафос этот шариковский: «Кто отобрал у Егорки будущее, кто так жестоко обманул его, пообещал и не исполнил обещание? Кто-то ведь должен быть виноват! Во всем вот этом, что творится здесь, в Гаю: в кончине леспромхоза, в безработице, в пьянстве, в одичании и озверении никому не нужных людей…» Надежды никакой. Вообще никакого просвета нет и не предвидится.

Я вот не понимаю, для чего все это Ириной Мамаевой написано. Ну, посмотрел  я спектакль, а теперь уже и саму повесть прочел - и что? Мне надлежит задуматься о том, как тяжело живет российская провинция? Дело не в том, что я такой жизни, к счастью, не знаю - средневековая Верона, скажем, тоже от меня довольно далеко, географически и хронологически, но читаешь Шекспира и вопроса такого - зачем написано? - как-то не возникает. Отчего бы это? Оттого, думается, что писать-то можно на любом материале, а проблематика, говоря языком суконной критики, должна быть общечеловеческая. А то чего все про захолустье - напишите вон про мои сложности, у меня «Газпром» до 120 уже упал, коттедж в Геленджике не продается и никак не могу себе кабинет в новую квартиру выбрать…

книги

Previous post Next post
Up