Уединенный среди новостроек, бензоколонки и стрелок Васильевского острова допотопный кинотеатр Прибой, а ныне - центр современного искусства, в очередной раз пригрел в своих вековых стенах международный фестиваль Сергея Курехина, или коротко и просто - SKIF, уже 14-ый по счету. Вечерело. Майский зной не ослабил даже дождь, пролившийся под аккомпанемент грома и молний. Не испугал он и любителей неординарной, или вполне себе заурядной музыки - меломаны всех возрастов, вероисповеданий и видов причесок (особой популярностью почему-то пользовались дреды) стекались к Прибою как рыбы, завидевшие наживку. Состав участников первого дня фестиваля особого восторга не вызывал - без звучных зарубежных имен, но в то же время весьма разношерстно, чтобы предпочесть всенощное бдение сну. Гости фестиваля традиционно распределились между фойе, где выступали преимущественно местные артисты, и большим залом, отданным на растерзание приезжим. В то время как петербургское трио Madlene размазывало уши слушателей плотными гитарными риффами, по соседству, французский квартет Zakarya под предводительством аккордеона в руках Ива Вейя (Yves Weyh) вырисовывал восточные узоры под сдержанные эмоции собравшихся. Неспешная подготовка и на сцене появляются изощренные импровизаторы из Норвегии - The Thing. Наблюдение за виртуозами от free jazz'а вызвало неподдельный интерес: поиски каких-то очертаний и мелодического рисунка, расцвет композиции и ее последующий разбор на составные элементы - зрелище по-настоящему увлекательное. Стоит ли говорить, что саксофон Матса Густафсона (Mats Gustafson) в разные времена звучал совместно с Sonic Youth, японским авант-рокером Йошими Йокота (Yoshimi Yokota) из группы Boredoms, почтенным джазменом Питером Броцманом (Peter Brotzmann) и другими именитыми мастерами. Настоящим украшением программы стала версия композиции "Ride the Sky" американских шумовиков Lightning Bolt. Следующими на площадку вышли финны Circle - чрезвычайно плодовитый коллектив из города Пори, перепробовавший за свою долгую счастливую жизнь все от ambient'a и до hard rock'a. Сегодняшнему периоду развития группы соответствует стариковский heavy metal, в котором четко прослеживается багаж стилей, накопленный опытным путем: краут, психоделия, фолк и много чего еще. Выглядят при этом суровые финские парни донельзя глупо, конечно не как их соотечественники Lordi, но заданному определению - "heavy metal как самоироничный жанр" соответствуют на все сто: обязательный в подобных составах волосатый басист с пивным пузом, вокалист, жестикулирующий, словно Ильич, вещающий Апрельские тезисы, невозмутимый гитарист и так далее. Пресытившись шапито, пора было перебираться обратно в фойе, где начиналось время любопытных героев локального масштаба. Сабля как-то молниеносно отыграла свой коммунальный панк, заставив поплясать и пропотеть и без того задыхающихся от духоты зрителей, настало затишье перед бурей. Ураган начался с продолжительного шквала гитарной мощи, заставившей самых чувствительных девушек содрогнуться и прикрыть ладонями уши. Padla Bear Outfit не стали особо церемониться, а вполне ожидаемо напомнили кто в доме хозяин и разом уделали всех. За последние три месяца мне пришлось видеть их в третий раз, но если бы была моя воля - сходил бы и в четвертый, и в пятый. Ведь помимо неоспоримой харизмы Арсения, музыкальных эволюций и прочего, каждое выступление Padla Bear Outfit это еще и уникальное действо: вот эти девушки, не выдерживающие болезненного шума, но не покидающие зал; сама группа, играющая как-будто до последнего издыхания; барабанщик, которому не усидеть на табуретке, который ходит по сцене, в какой-то момент оступается и валится за ее пределы; прогулки среди толпы и провокации Арсения, как непонятно откуда взявшееся ироничное обращение "дорогие друзья" и представления: “привет! мы группа Неуловимые Мстители из Перми”, спустя некоторое время: "мы Желтые Струны из Гатчины"; демонтаж барабанной установки прямо по ходу игры и многие другие нюансы, кажущиеся пустяковыми, но непреклонно делающие свое дело. Отдышаться. Дальше было уже не так важно: параллельно заканчивали свое шоу колоритные балагуры Watcha Clan. Публика восторженно встречала этнические танцы больше похожие на дискотеку в турецком отеле, или пляжную вечеринку на Ибице, нежели на смотр мирового авангарда. Впрочем, дикие пляски и прогнувшийся досчатый пол демонстрировали что это мало кого волнует. Cледом эстафету французского десанта переняли неоднозначные электро-рокеры Dat Politics. Две мужские фигуры, вытаскивающих из подручных средств бестолковые синтетические ритмы и девушка, исполняющая роль черлидершы, старающейся зажечь танцпол. Успешно, но опять же не совсем понятно зачем. После них, аудиовизуальный дуэт беспощадных экспериментаторов Gangpol & Mit озвучивал жестокие абстрактные мультики дубасящим happy хардкором, который большинство внимало, расположившись на неудобных креслах, все шло к завершению. Второй фестивальный день прошел уже без меня, SKIF 14 отзвенел, оставил противоречивые впечатления, но обещал вернуться.
Madlene
Zakarya
The Thing
Circle
Сабля
Padla Bear Outfit
Watcha Clan
Dat Politics
C.W.Moss