"Ghost in the shell". Запоздалый отзыв.

May 19, 2017 07:51





Завершая тему.

Признаюсь честно: добротную и качественную фантастику любил всегда, с детства. Особенно, когда речь идёт о человекообразных роботах, киборгах да искуственный интеллект.

Когда в далёком 2005 году один давний знакомый подтащил мне диск с полнометражной анимацией первой части, смотрел залпом и не отрываясь -- не смотря на то, что продукт носил условное название "аниме" с незнакомой тогда мне приставкой "манга". Пофиг. Тогда я воспринял это как дикую помесь Айзека Азимова ("Я, робот", "Двухсотлетний человек"), Уильяма Уишера ("Терминатор"), сестёр братьев Вачовских ("Матрица") и Пола Верховена ("Робот-полицейский", "Вспомнить всё").

С тех самых пор я подсел на "GITS" достаточно плотно. И как только появляется что-то новое, с интересом смотрю. Казалось бы, зачем взрослому и разумному, половозрелому мужику какая-то маловнятная рисованная хрень японского производства?



Что в анимационной ленте, что в фильме речь идёт о недалёком будущем, где люди, в основном, посредством технологий вносят в свои тела и мозги некие улучшения -- от протезов конечностей, внутренностей и глаз до, собственно, головного мозга. На фоне этого будущего происходит работа некоего секретного подразделения, где заняты, в основном, киборги -- которые по большей части всё-таки люди, но с разной степенью апгрейда тел.

В японской анимации, которая считается оригиналом

Их контора называется девятым отделом. Эдакий футуристический аналог отделения японского КГБ. Ребята раскрывают киберпреступления -- поскольку в этой версии будущего взламывают не просто компьютеры, а людей, плотно в эти компьютеры всаженных. Незаконные апгрейды, стирание памяти и подсаживание фальшивых воспоминаний, подготовка государственных переворотов, подготовка терактов и многое, многое другое.

Во-первых, человек, который придумал эту мангу, прекрасно понимал, как работает полиция. Скорее всего, примерно понимал, как работают спецподразделения. К тому же, имел совершенно чёткие представления об ОРД. Все эти бесконечные "сначала рапорт, потом домой", "не топчитесь на месте преступления", наблюдения с воздуха, рассаживания снайперов по точкам, исследования вещдоков в лабораториях, просмотры с камер видеонаблюдения/изображения "из глаз", баз данных в аналитическом центре, некоторая неприязнь между службами. Всё происходит примерно так, как происходит в обычной жизни -- но, естественно, со скидкой на будущее. И на мультик. Там всё должно вкусно выглядеть -- в жизни-то всё гораздо банальнее.

Во-вторых, у режиссёра мультфильма есть чувство юмора -- настолько, насколько юмор в мире, где разумные существа каждый день жизнью рискуют, вообще возможен. Это и матерные выкрики Бато на рынке в толпу: "А ну съебали нахуй с дороги", и тот же грубый вопрос к задержанному: "О чём это ты, мудила, нам не рассказывать-то собрался? Ты ж даже имени своего не знаешь", "вот больной ублюдок, изуродовал ствол как бог черепаху!" Это и живописного вида гражданский, растерянно кричащий вслед нервным спецам, преследующим машину для сбора мусора: "Эй, ребят, может, вы и мой мешок заодно захватите?"

В-третьих, каждый персонаж обладает своим характером. Всех расписывать не имеет смысла, но вот основные. Женщина-майор -- постоянно ищущее себя существо, с детства обречённая жить в теле-протезе, единственный живым элементом в котором является мозг. Жёсткая, несчастная, без каких-либо признаков личной жизни.



Детектив Бато -- суровый, прошедший горячие точки морпех с нестандартным чувством юмора. Безнадёжно влюблённый в эту всё-таки даму, которая бесконечно далека от него. Одинокий. Пьющий, но не во вред работе (тем более, он киборг). Типичный "тяжёлый", по-нашему -- ОМОН-овец с высоким интеллектом.



Детектив Тогуса -- семейный, немного подофигевший от свалившейся на него романтики и важности работы девятого отдела, где-то даже наивный -- по сравнению с остальными глыбами металла и электроники.



Аналитик Исикава -- циничный сетевой червь, типичный бородатый админ, могущий, в случае чего, и навалять по шее, и подстрелить -- это помимо работы с информацией.



Особняком стоит глава отдела -- шеф Арамаки. Суровый, целиком и полностью поглощённый работой отдела седой, плешивый старик: почти без права личную жизнь. Ворчливый, никогда не улыбающийся человек с тяжёлым взглядом. Есть в нём что-то от Суворова, есть и что-то крестьянское, но в целом -- мощнейшая система, способная подчинять себе всю команду и усмирять излишне наглых дипломатов, имеющий прямую связь с министрами Японии. В нём чувствуется ответственность и преданность делу -- больше, чем у любого другого в этой команде оперов "девятки".



По второстепенным персонажам из "Синдрома одиночки" типа Татикомы или Логикомы я бы мог пробежаться -- они дают многое в плане юмора, но это долго, проще посмотреть и понять -- с учётом того, что вся эта вещь сильно на любителя.

Странное дело, но в таких персонажей как-то веришь, поскольку похожие попадались и в жизни, по старой работе. Кроме паукообразных роботов с искусственным интеллектом. С такими характерами сам мир произведения кажется чем-то настоящим, а не просто набором бессмысленных картинок и звуков.

В-четвёртых, окружающий мир. У режиссёра он играет, в разных местах подгоняя соответствующее настроение. Вода, в отражении которой колеблются полуразрушенные
постройки индустриальных пейзажей, фантастические небоскрёбы, задворки спальных районов -- у каждой детали есть своя роль, каждая создаёт настроение, и вишенкой на торте -- музыка. В сочетании складывается целостная картина происходящего. По отдельности оно, на мой взгляд -- не очень.

Сделано с любовью и знанием дела. Два полнометражных мульта проглатываются без остатка. Этот мир воспринимается как настоящий. Во всяком случае -- мной. Сериалы чуть сложнее, но тоже вполне съедобно. Айзек Азимов -- вот похожее из того, с чем могу сопоставить в своей голове. На деле -- дикая смесь из многого. И смесь не банальная.

Эта штука ставит вопрос о том, например, что чёткого определения жизни не существует, что разум может существовать и вне тела, причём, неважно, из чего это тело построено. И много других вещей, подобных этим. Не тупой боевик в фантастических декорациях.

В голливудской версии "GITS".

image Click to view



Первое, что сразу бросается в глаза -- это шикарные спецеффекты. Тут ничего не попишешь: чудеса компьютерной графики радуют глаз, с первых кадров открывая таинства сборки кибер-оболочки для главного героя фильма. Второе, что сразу же привлекло внимание -- это Китано.

И как-то сразу понятно, что это роль шефа "девятки". Сходство с Арамаки есть, единственное отличие -- в фильме он немногословен и отчего-то говорит по-японски, в то время как остальные -- по-английски. Возможно, потому что мастер Китано не говорит по-английски?

Возможно, это какой-то высокохудожественный трюк?

На этом сходство заканчивается. На роль майора Кусанаги зачем-то взяли Йоханссон. По типажу она вообще ни разу не подходит: мало того что майор -- это, вообще-то, анимешная японка. Жёсткая. Не от мира сего, но жёсткая. Губы -- тонкие. Ни разу не растерянная жертва экспериментов по вживлению мозга в искусственное тело с фальшивыми воспоминаниями -- с пухлым телом и пухлыми чувственными губами. Сходство, в общем-то, только в причёске.

Бедолагу на протяжении всего фильма безбожно глючит -- поскольку бесчеловечный эксперимент приживления мозга человека в эту оболочку предполагает подлое стирание старой памяти, которая нет-нет да и пробивается барышне на внутренний дисплей.

В то время как оригинальная Мотоко из анимационной ленты получила в детстве травму, с жизнью совместимую крайне фигово -- и врачи были вынуждены спокойно пересадить её детский разум в новое тело. Детский киберпротез. В том мире, мире мультика -- проверенная технология.

И да, бывший сотрудник во мне говорит: до звания майора надо как бы дослужиться. Предыдущие серии объясняли, что эта киберсистема верой и правдой служила в армии. Но это, конечно же, всё мелочи, которые нам как бы говорят: чувак, писавший сценарий, этого не понимал, а если понимал, то не придал значения. Растерянную, глючную и местами напуганную барышню пихнули против воли в кибертело, а затем определили в сверхсекретный отдел, сразу дав погоны майора.

О как.

Никаких загадок, никаких закрученных сюжетных линий. Просто это был Главный Злодей. Для пущей убедительности можно взять несколько штампов из первой и второй части анимационной ленты: прыжок с небоскрёба в окно, расстрел логова Якудза, ходячий паукообразный танк, спокойная и логичная программа искусственного интеллекта, превращённая в какого-то ходячего кибер-Квазимо с поехавшей кукушкой. Короче говоря -- слегка переиначить и перемешать. Для мясца и мочилова.

Парню из мусорной машины со стёртой памятью по сценарию фильма зачем-то уготовили смерть. А в оригинале он действовал не один -- он остался жив, просто узнал, что его воспоминания -- фальшивка, что его просто использовали как пешку. Второму, который шмалял из пистолета-пулемёта бронебойными, тоже оставили жизнь. То есть, мало того что сценарист не особо въезжал в работу полиции и логику раскладов истории, в отличие от Масамуне -- так он ещё оказался и кровожаден. Слишком много бессмысленных смертей.

Что касается остальных, мне видится такое.

Бато -- суровый морпех, боец и циничный шутник -- здесь хоть и выглядит как боец, но на поверку до анимационного не дотягивает. То ли слишком добрый, то ли слишком вялый, то ли слишком ненатуральный. Типа как качок, любующийся на себя в зеркале после тренировки. Тогуса получился мало того что совсем эпизодическим -- его превратили в какую-то странную версию Джекки Чана, с одним отличием: без чувства юмора и видимых знаний восточных единоборств. Исикава появляется эпизодически: внешне похож, но никак себя не проявляет. По анимационной ленте он постоянно снабжал данными весь отдел. И всегда очень кстати. Тут
-- просто бородатая рожа на совещании у шефа. И это всё. Кто не в теме оригинала -- ни в жизнь не догадается, что он вообще существует.

Второе, что коробит -- за всю ленту ни одной шутки юмора, даже намёка на неё. Такой же безумный, мало чем оправденный пафос, как и в "Матрице". Все тошнотворно серьёзные: от Арамаки (ему, конечно, по статусу шефа положено) до Тогусы. Никакой личной жизни: одна сплошная работа. И почти никаких проявлений себя вне работы.

И третье, что уж совсем расстроило -- это окружающая среда. На мой взгляд, какая-то нереальная. Кукольная. Команда дизайнеров явно переборщила с 3D-голограммами, кое-что позаимствовав из фильма "Назад в будущее-3". Нет ощущения чего-то настоящего, нет ощущения открытого пространства -- почти всё выдержано в тёмных тонах, большая часть сцен -- в закрытых, узких пространствах. Как правило, трактирно-подвально-тёмных или помоечно-серых, если речь идёт о дневном времени суток.

В целом, почти всё работает уныло -- как и мотоцикл с пометкой "Honda", на котором гоняет "майор". Такой же эффектно-бессмысленный. И под конец, естестенно, Голливуд берёт своё: Главного Злодея Замочили во имя Справедливости. "Майор" обрела, наконец, примерное понимание того, кто она в принципе и нашла свою настоящую маму.

А ведь хотел сходить в кино на это, однако. Очередная голливудская пустышка. Мастер Китано не помог.

кино, мысли, рассказка, картинки, видео, труба зовёт, чужое

Previous post Next post
Up