Конец батарейной войны.

Jul 12, 2016 08:50





Завершая тему.

Краткая сводка предыдущих серий. Умерло родное реле зарядки, оно же реле-регулятор, в простонародье "РР". Вслед за ним на тот свет отправился и аккумулятор, оказавшийся к тому же не кошерным гелевым, а вовсе даже и кислотно-щелочным, недообслуженным.

Попытки воскрешения трупа батареи к ощутимым результатам не привели. Иисус Христос не явился ко мне. И Дед Мороз тоже. Это жизнь, а жизнь -- боль.

Неделю аккумулятор ещё пытался что-то изобразить и тащил аппарат, по ночам выживая на зарядном устройстве. Как на аппарате искусственного дыхания. Затем пришёл срок, и Четырёхсотый смачно послал меня на три весёлых буквы, не желая работать при двух умерших органах. И немудрено. Я бы сразу послал.



На помощь пришёл всё тот же товарищ Нафаня, в миру Дмитрий, скромный водитель электропоезда Московского Метрополитена, по совместительству и хобби -- гаражный мастер, счастливый отец своего сына и просто отличный мужик. Он посмотрел на всё это дело сурово и молвил слово мужицкое. И состояло оно из трёх пунктов:

1. Бегом в магазин "Чип и Дип" за радиатором охлаждения. Он же "алюминиевый профиль".



2. Надыбать эпоксидной смолы.



3. Приобрести недорогую кислотно-щелочную батарею. Глянуть внутрь. И ничего не делать. And do not eat yellow snow!



А что касается всех остальных штук, однажды где-то то ли на Митинском, то ли на Горбушке Нафаня купил диодов, сопротивлений и прочих полупроводниковых элементов по дешёвке -- образно говоря, ведро. И чтобы эдакая куча добра не пылилась напрасно, было принято решение собрать из них, благо, такие штуки Нафаня уже делал, и не раз, и не только себе, и не бесплатно. А в ведре ещё много добра.

И, естественно, принципиальная схема прибора. Куда какие элементы припаивать, как выводить хвосты. Приблизительно. И на каждое РР у каждой модели мотоциклов схема -- своя. Возможна и кой-какая унификация. Но в точечности для кого и какая -- не в теме. Здесь это точно подходит для CB-400SF 1993 года рождения. Слава Сержику.ру -- и Нафане слава.



Вот как оно выглядело "в разборе". Алюминиевая площадка (профиль) с рёбрами охлаждения и кучка непонятого, крайне загадочного хлама. В свете принципиальной схемы этого дела каждая полупроводниковая деталь имеет своё жутковатое название. Принцип их действия можно и не понимать. Но надо обязательно представлять, куда и какой хвост паять.



Большие квадратные плюхи -- это диодные мосты. Маленькие, зелёненькие и хвостатые -- это сопротивления. Пара прямоугольников с лапками -- это, типа, микросхемы. Плюхи к металлической площадке крепятся заклёпками. Всё остальное держится, опираясь на приклёпанные мосты, исключительно своими металлическими лапками, болтами, эпоксидной смолой да силой великого Петра Петровича нашего свет Кащенко.

Так что дрель, сверло и заклёпочник с заклёпками. Паяльник, канифоль и свинец. И обязательно -- вольтметр с цифровым табло. В итоге, если к делу приступает мастер Нафаня, а не какой-нибудь шлемазл, получается вот такой вот хардкор:



Эта штука -- итог многодневых мучений и неудачных попыток собрать хоть что-то. Несколькими годами ранее. Так что даже если желающий познать неизведанное, пытливый юноша или девушка со взором горящим возьмут это всё в руки -- не факт, что вообще что-то выйдет. Любой элемент можно перегреть и вывести из строя. Да что там вывести из строя -- элементарно сломать в пылу атаки. Лапки очень хрупкие. Именно поэтому и нужен мультиметр, он же напряжометр, он же вольтметр. Чтобы понять: жива деталь или мертва.

Тот же напряжометр понадобится, чтобы сделать первичный тест схемы -- без смолы. Батарея заряжается на работающем двигателе, схема чуть тёплая или вообще горячая, в зависимости от времени работы движка -- если на выходе плавное повышение тринадцати вольт -- тогда всё в
норме, можно мешать раствор.

А затем смола и отвердитель сделают своё дело, накрыв работающую схему аки муху -- янтарь. Но, опять-таки, не всё так просто, как кажется. Если мы просто обольём схему смолой -- ничего путного не выйдет. Выйдет грязь, шатание, разброд и сынки анархии. А я -- не сынок анархии.

Поэтому нужно, чтобы эпоксидка покрывала всю поверхность ровным слоем. Желательно, пару тройку сантиметров сверху. Защита от агрессивной окружающей среды.

Вот таким слоем:



Делается это специально выпиленной металлической рамкой: она прибивается к радиатору заклёпками. Затем заматывается скотчем -- так, чтобы было только одно отверстие для заливки смеси смолы с отвердителем. Затем залитое РР оставляют на сутки -- сохнуть. И уже после того, как смола отвердеет, снять рамку, сбив заклёпки.

И вторичный тест на работу. Если норма повторяется -- крепим это дело к корпусу мотоцикла, втыкаем провода, перетягиваем их нежно да ласково стяжками и ... ;-) порядок, можно ездить. И служить оно будет не хуже Родного Японского за 5.000-7.000 рублей, и уж тем более -- Неродного Китайского за 3.000 рублей.



При себестоимости деталей и смолы -- максимум в 500 рублей. И знающим человеком под боком. И, главное, любящим делать что-то, что работает. Я забыл сказать: всё это основано на силе любви к тому, что ты делаешь. Без неё ничо в этом мире хорошего не происходит.

Я не могу пока сказать всем -- "enjoy, пацаны и девчонки". Потому что оно должно откатать и зарекомендовать себя как действительно надёжная деталь. Это было кроилово в условиях полной финансовой жопы. Оно может привести к попадалову.

Кроилово туда ведёт всегда. Но я искренне надеюсь, что моя война с электричеством окончена.

фото, Озорной Рукожоп, мото, гаражинг, синематограф

Previous post Next post
Up