Благодаря пресс-службе аэропорта Сургут (И в первую очередь Руслану Сафину) и конечно-же авиакомпании UTair прошел очередной, третий (или четвертый, не помню...) официальный споттинг в Сургуте. Собственно, данный споттинг уже второй на котором мне довелось побывать, и первый на который я попал с достойной техникой (раньше был Samsung ST60). Сам споттинг был разбит на два дня, 31 марта и 1 апреля, каждый день был разбит на три группы: утренняя группа, дневная группа и вечерняя группа (Я умудрился попасть в вечернюю группу 31-го марта). К сожалению из-за некоторых проблем с организацией всего этого, многие до последнего не знали что же конкретно будут снимать, но сбылись лучшие ожидания, и большую часть времени мы провели снимая борты на стоянках и их кокпиты. Забегая вперед расскажу что-же нас ожидало в программе (а программа вышла отменной), мы снимали: Ту-154М, Ми-26, Ми-8/17, ATR72-200 (К сожалению именно тот, злополучный VP-BYZ разбившийся в Тюмени 2-го апреля) и ATR42-300. Это именно то что входило в нашу программу, но споттер на то и споттер, что бы снимать все что попадется под руку, таким образом под руку попались дополнительно: Як-40, Ан-24 и Ан-26, Ту-154 Колавии, Як-42 Сарай Саравии, и Boeing 737-500 (Эх... а так хотелось на 737-800 попасть) Ну вот собственно и все предисловие, а теперь фото...
Один из немногих, все еще летающих на данный момент туполей - Ту-154 RA-85733
Стоящий по соседству RA-85018
Сам RA-85733 я успел нафотографировать еще на своем первом споттинге, а вот возможность попасть в кокпит... такое бывает не часто, поэтому первым делом внутрь, подальше от сырого и зябкого мира, и поближе к мечте.
Салон у "Антонины" (а самолет назван "Антонина Григорьева") в прекрасном состоянии, довольно сложно поверить в то что самолету 20 лет (Да, это один из довольно молодых Ту-154М, свой первый полет он совершил в относительно недалеком 1992 году. Летала "Антонина" сначала в Пулковском авиаотряде еще при СССР, затем в Мурманск Авиа, откуда перешла в руки "заботливых" Иранцев из Иран Эйр Турс, а из рук лиц Иранской национальности машину спас UTair забрав ее себе в 2001 году (Тогда это даже был не UTair а ТюменьАвиаТранс)
Немного баловства с камерой в салоне...
Продолжаю баловаться.
Сэйфити кард. Каждый раз с интересом изучаю их, хоть и многократно уже видел (надо было домой прихватить, когда еще сэйфити кард с Ту-154 взять получиться...)
И вот, наконец то, святая святых любого мальчишки летавшего на этом самолете, место где твориться таинство полета - кабина.
Как оказалось всем интересны места КВС и 2П, место бортинженера никого кроме меня не заинтересовало, что впрочем и было к лучшему, всю жизнь мечтал очутиться именно в нем.
Немножечко мелочевки в кабине.
P.S На заднем фоне зелеными цифрами светит нам ИТЧ (Индикатор точного времени), крайне занятная штука, может работать в двух "режимах", включается при переключении тумблера "МСРП" после запуска аккумуляторов, и начинает отсчитывать с нуля прошедшее время, но есть и второй режим, в котором бортинженер может откинув защитную крышечку установить нужное ему время (UTC, местное, Московское).
P.P.S Выходит самолет "включен" уже 42 минуты.
P.P.P.S Не знаю зачем я рассказываю про ИТЧ... просто захотелось.
Дымозащитные очки
И такой вот макро креатив.
P.S В центре: высотомер барометрический ВМ-15ПВ
Ну и вот собственно основное рабочее место всего экипажа (не считая бортинженера) вопреки всем моим надеждам RA-85733 оказалось оборудована обычным GPS-приемником KLN-90B, а не чем-нибудь вроде "Жасмина", СРПБЗ я тоже не нашел.
"К взлету не готов"
Вот и все, пора прощаться с "Антониной" и ехать дальше...
Дальше нас повезли на РД Фокстрот, собственно небольшой ликбез:
Все взлетно-посадочные полосы имеют свой цифровой индекс который образуется путем нахождения их магнитного курса, округления его до ближайшего десятка, и деления на 10, так полоса с магнитным курсом 253 градуса имеет номер 25, а противоположная ей курсом 073, индекс 07. Рулежные дорожки маркируются буквами латинского алфавита "F" в данном случае.
Вот и наша первая "жертва", Ан-24 UTair Express.
RA-46532
Надпись на стекле "Use hammer to break window", собственно а хаммер то где?
"Аэродромная служба"
На пути к нашему следующему пункту программы, умудрился сфотографировать легендарный в определенных кругах Як-40 А/К "СКОЛ". Ходят легенды, что этот самолет никуда и никогда не летает, а кто посмеет убрать его с его стоянки будет проклят, вот.
Готовящийся к вылету в Москву B735.
Дальше в нашей программе посещение стоянки Ми-26 Ютэйра.
Вот и первый красавец в ливрее ООН - RA-06011.
RA-06028
Красивый же черт возьми, RA-06015.
Местный горыныч.
Совсем рядом с "живыми", покоятся фюзеляжи отлетавших свое, легендарных Ми-6, которые по сути являются "отцами" стоящих рядом Ми-26.
Красив зараза...
Вот такими GPS-приемниками сейчас оборудуют всю советскую технику, 21 век как никак.
Побаловались плюшками вертушками, пора и честь знать, едем дальше. По пути снимаем вот такой вот няшный топливозаправщик.
Наконец мы вспомнили что мы споттеры и поехали провожать улетающий в Москву 735.
737-500 VP-BYK, Гийап байойд.
Далее... вертолетная стоянка а/п Сургут. Уже около 7-и часов, начинает быстро темнеть.
Один из многочисленных красавцев Ми-8 ЮТэйра, обожаю эту ливрею, выглядит довольно оригинально, современно и симпатично.
"Маленький лайнер", даже РЛС на борту есть...
Собственно вот и сама РЛС, в отсеке с надписью "осторожно СВЧ". Но вообще РЛС добрая, и "фонит" от нее только во время ее работы, и на земле ее зачастую даже не запускают.
DANGER! Revolving rotor.
Панорама всей стоянки, один ЮТэйр кругом... ляпота.
На этом с вертолетами было окончательно покончено и мы перешли (а точнее переехали) к гвоздю нашей программы, паре ATR72-200 и ATR-42-300 VP-BYZ и VP-BLO соответственно.
А вот собственно и он...
И стоящий рядом младший брат, ATR42-300.
Одним из первых поднялся на борт (запускали по 5 человек, так как самолет довольно маленький что и понятно, для региональных рейсов большего и не надо)
Пробираемся в кабину... лучшего кадра не получилось :D
Оверхед, довольно запутанный на первый взгляд, но невероятно логичный если немного почитать Flight Crew Operations Manual и прочее.
Пульт TCAS и самолетный ответчик в одном лице.
Опять "креативлю"
Панель автопилота или MCP.
Flight Management Computer
После нас самолет начали готовить к вылету, конкретно на фото - процесс заправки самолета.
Одна из лопастей.
После этого мы попрощались (как оказалось, в буквальном смысле) с Атркой и снова поехали притворяться споттерами и встречать Ту-154 UTair из Мирного.
Касание...
Реверс...
RA-85821 освободил полосу и начала руление к терминалу, и мы решили последовать его примеру и тоже помчались туда (Все уже замерзли)
По пути сделал несколько фото местной техники...
Вот возивший нас весь день трудяга "Кобус"
И неведомая хрень машина для расчистки полосы.
Стоит пару слов сказать еще об одном самолете... это Boeing 737-800 VP-BPY компании Orenair, который нам строго-настрого запретили фотографировать, и который все очень старались поймать в объектив. Я разумеется не был исключением.
Фото красавца номер раз:
И фото красавца номер два:
Наш споттинг подошел к концу, за это время прибывший из Мирного, Ту-154 уже подъезжал к терминалу...
...
На этом собственно и все, благодарим за внимание и будем рады вновь видеть вас на борту самолетов нашей авиакомпании.
P.S По дороге домой попал под первый в этом году дождь.