Волоколамск. ЦРС.

Jan 20, 2017 09:59





Не далее как пятнадцатого числа посетили ЦРС -- Центр Реабилитации Слепых в Волоколамске. Или, как его в шутку называют сами незрячие, "центр разведения слепых" :). У меня это было, к сожалению, всего на пару дней. И то, я очень сильно спешил.

У Барса эта история с географией будет идти два с половиной месяца. Полноценный курс первоначальной реабилитации. Впрочем, некоторые люди, по профессии связанные с психологией, утверждают, что он туда едет не только и не столько реабилитроваться, сколько учиться реаблитировать. А главное -- налаживать связи среди контингента ЦРС. Впрочем, умный человек развивается постоянно. А стало быть, всегда найдёт, в чём покопаться.



Про это место ходили разные слухи, как позитивного, так и негативного свойства. Позитивный слух, который, кстати, там же и подтвердился -- в том, что для незрячего или слабовидящего человека это верный шанс найти себе пару. Негативные были связаны, в основном, с излишним употреблением спиртосодержащих жидкостей, но за пару дней, проведённых там, этот слух не нашёл подтверждения.

Остальная информация -- в том числе и та, о которой мне рассказывал в интервью Антон, сильно расширилась и, так сказать, углубилась.



- = Собственно, само место = -

Поскольку собирались немного второпях, я не совсем продумал маршрут до центра. И решил, что было бы неплохо съездить туда на электричке, в спешке приняв карту прохода от автовокзала до ЦРС за карту от станции до него.

Шутка в том, что железнодорожная станция "Волоколамск" находится на некотором отдалении от центра города. Где-то километрах в пяти. Умные люди, у которых пока что нет автомобиля :), садятся на рейсовый автобус, который и подъезжает к Волоколамскому автовокзалу. От него ходу до центра -- порядка десяти минут. И то, если сильно не спешить.



Выехали из дома часов в девять утра. Поезд отправился в половину одиннадцатого. Два часа пути плюс некоторое время на дорогу, плюс естественные блуждания по месту высадки, плюс немного перекусить -- и мы оказались на месте ближе к трём часам. Надо сказать, что тротуары в Волоколамске более узкие, чем в Москве, плюс не на всех домах есть указатели. В сочетании с достаточно ощутимыми кучами снега вдвоём с такой здоровенной системой как Барс, это было ещё тот забег по граблям с препятствиями.

Но это всё мелочи. Волоколамск оставил впечатление очень тихого, спокойного и опрятного места. По ощущениям и чистоте воздуха Волоколамск похож на Малаховку, по объёму и виду того, что попалось по дороге -- на Можайск. Очень много подъёмов и спусков. Очень много интересных текстур, которые просятся на камеру, и в целом, в данный момент времени я представляю собой одно сплошное сожаление, что возможности зависнуть там подольше у меня пока нет. Так, кое-что, по верхам есть, не более.

Пока регистрировались в центре, пока въезжали в номер, пока боролись с местной медициной (эта борьба -- совершенно отдельная тема), за окнами стемнело, и стало совершенно ясно, что оставаться мне там ещё как минимум на день. Отметили: что касается людей, работающих в ЦРС, это, в целом, адекватные и доброжелательные люди.



Но главное, пожалуй, это ощущение от самого центра. Не знаю, как у вас, но лично у меня по заходу куда-либо срабатывает чуйка: что-то из серии "в этом месте всё будет отлично", либо "от этого места ничего хорошего не жди". В Волоколамском ЦРС не покидало ощущение спокойствия и позитива. Положа руку на сердце, лично я ожидал увидеть обшарпанные стены, грязь и прочее -- срабатывал опыт хождения по разным государственным учреждениям начала и середины нулевых. Были рады ошибиться. Что я, что Барс.

- = Слушатели центра = -

Как подсказывает нам Капитан Очевидность, это незрячие и слабовидящие люди. Здесь их серьёзно готовят к жизни в отсутствии картинки перед глазами. Причём, подготовка начинается сразу по прибытию. Людей просят на какое-то время не пользоваться тростью внутри здания, ориентируясь на специальные метки на полу, стенах и дверях. Скорее всего, во избежание травматизма: людей действительно много, на разные мероприятия типа общих сборов все идут толпой, друг за другом, часто друг на друга натыкаются. С тростью оно опаснее в разы.

Кстати, вот тут и у меня начался некий курс понимания того, что такое незрячий мир в принципе. Так, например, я долгое время ломал голову, зачем перед пешеходными переходами размещены такие странные жёлтые ребристые или пупырчатые штуки. Оказывается -- для незрячих. И долгое время не понимал, для чего на дверях в метро прилеплены наклейки в форме окружности -- белые и жёлтые. Оказалось -- для слабовидящих. Я откровенно этого не знал.

Что же касается людей, по большей части они вменяемые, позитивные, доброжелательные. И где-то даже наивные. Под стать зданию, под стать этому месту. Хотя, иногда попадаются люди, капитально потрёпанные в боях за более-менее приемлемую жизнь, нарывавшиеся и на ворьё, способное украсть у слепого, и на равнодушие, и на агрессивное непонимание того, что это вообще такое -- не видеть и пытаться жить в мире, целиком и полностью адаптированным для зрячего человека.

Многие по выражению лиц, по манере общаться и чему-то из области той же чуйки мне напоминали детей.

Не скрою, какой-то процент есть и не очень вменяемых людей. Но он по сравнению с общим количеством исчезающе мал, скорее, это исключение, подтверждающее правило именно этого курса обучения.



Насколько я ничего не понял, попасть в ЦРС непросто. Люди ждут путёвки: у каждого ожидание происходит по-разному. Например, у того же Барса время между исчезновением картинки перед глазами, регистрацией в системе ВОС как таковой и путёвкой в Волоколамск составило пять с хвостиком лет. И это, подчёркиваю особо, стольный град Москва. Там есть хоть какая-никакая, но инфраструктура, потерявшим зрение хоть как-то дружественная. Есть регионы,
где ничего этого попросту нет, кроме местных отделений ВОС.

В центр съезжается народ со всех регионов России. К слову, длительное расстояние по времени между исчезновением картинки перед глазами с какой-то стороны несёт и позитивный эффект. Большинство вменяемых людей стараются изо всех сил что-то освоить, поскольку жизнь в замкнутом пространстве в отсутствии возможности какого-либо дела -- это реальный ужас. Чреватый деградацией.

Компания подбирается, я бы сказал, межрегиональная. И по духу очень сильно напоминает кровавый и тоталитарный СССР. По крайней мере то хорошее, что я о нём помню сам.

Так, например, в номер, помимо меня и Барса, въехало ещё двое человек: парень по имени Арслан из Калмыкии. Один глаз обжёг до фатального отключения, другой -- "удачно" заехали по голове бутылкой, да так, что через ёжик волос просвечивали шрамы, как будто бы по голове прошёлся Фредди Крюггер своей перчаткой. До этого занимался боксом, за что и почти сразу же получил оперативный псевдоним -- "Бокс". И Женя из Краснодара. Был когда-то сборщиком компьютеров, инсулиновый диабет. Отслоение сетчатки -- и гудбай, картинка.

Тут у каждого есть своя история. И у каждого она ни разу не простая. Повторюсь, мой внутренний журналист просто рыдал от богатства материала и невозможности как-то, даже быстро, его собрать. Я, как минимум, насчитал десятерых интервьюируемых, которые, скорее всего, согласились бы встать под мою бытовую камеру и ответить на несколько простых вопросов. Это не считая персонал, который, естественно, по всем законам документалистики,
необходимо убедить в том, что наша команда не ставит целью выискивания негатива и раздувания его из размеров мухи в целого слона.

Местные сотрудники побаиваются людей с камерой. В силу того, что наша демократическая отечественная журналистика очень долгое время создавала и продолжает создавать головняк на ровном месте. Так что не любит народ журналиста, не доверяет оператору, не жалует фотографа.

- = ЦРС. Курсы обучения. = -



При общении Антон Пиленков упоминал шесть позиций курсов обучения чему-либо.

Когда мы приехали и появилось время хоть как-то осмотреться, я на стенде в фойе насчитал восемнадцать позиций того, чему могут учить незрячего. Вот полный список того, что я увидел и тщательно отфотографировал каждый тип занятий: система Брайля, домоводство, деревообработка, электросборка и металлообработка, ориентировка, основы компьютерной грамотности, автодело, резьба по дереву, вязание на спицах, макраме, лозоплетение, цветоводство с основами овощеводства, обучение пользованию ПК, ремонт обуви, переплётное дело, игра на баяне, домашнее подворье (пчеловодство и птицеводство), физическая культура.

Правда, две позиционируемых вещи там по факту отсутствовали, как говорили местные -- это автодело и баян. Отчего и почему такое -- пока неясно, повторюсь, скандалы, интриги и расследования в данном конкретном случае -- не моё. Я внимательно присмотрелся к предметам на стенде. Всё это сделали незрячие либо слабовидящие. Как снова подсказывает Капитан Очевидность, своими руками.



Я вот, например, немного зрячих знаю, которые такое могут. Как такое возможно, когда не видишь, что делаешь? У меня в очередной раз случился division by zero (tm).

К слову, обратил внимание на этот сертификат уже после поездки.



Это с выставки в Сокольниках в прошлом году. Мы там были! :)



- = Устраняемые препятствия. Медицина. = -

Нас неспроста предупредили, что лучше приехать до обеда.



Обязательное условие -- после регистрации и въезда в номер пройти медкомиссию. Дело всё в том, что слепота никогда не приходит одна: обычно с ней следует букет заболеваний. Часто это сахарный диабет. Травмы конечностей. Травмы мозга. А поскольку реабилитация подразумевает не только приобретение навыков ориентирования, но ещё и физические упражнения, местные медики должны точно знать, какие занятия допустимы, а какие попросту опасны.

Так, например, тренажёрка с грузами диабетикам противопоказана. Только зарядка, в лучшем случае -- работа с весом собственного тела. В целом, дело-то серьёзное.

Откровенно говоря, я думал, что это только в бытность мою в ОВД в нашей ведомственной поликлинике бардак и неразбериха в очередях. Как-то, помню, провёл в очереди к единственному на всё здание окулисту со слегка повреждённым и отвратительно слезящимся глазом часа четыре. Четыре часа нервотрёпки с ожиданием пополам. Думал -- хуже быть ничего не может, днище было тогда и там, я его достиг. Ниже уже некуда.

Ага, щас. В Волоколамске мы побили мой рекорд. Два дня. В первый день -- два врача: терапевт и психолог. Во второй день -- главврач. Короче говоря, у ЦРС в плане организации этого процесса не всё в порядке. Очереди, с одной стороны, небольшие. С другой стороны, почти в два раза больше, чем нужно: почти с каждым -- сопровождающий. Врач подолгу отсутствовал на месте, приём -- периодический, постоянно кто-то куда-то отходит, очереди разваливаются, негатив и раздражение стоят в воздухе такие, что хоть топор вешай.

Что мешало выделить специального человека, или распределить людей по какому-либо признаку здоровья, быстренько окучив всю толпу -- я искренне не понимаю.

Но нет худа без добра. За пару дней хоть и с гулькин нос, но материал. Хоть немного, но пообщался с людьми. Может быть, это такая хитрая метода ЦРС? Ну, типа, тоже такой тип реабилитации, под названием "постой в очереди пару дней, узнай всех по именам и голосам"?

Тогда мне всё ясно, в таком случае -- снимаю шляпу. Но чота как-то жёстко :).

- = Примерный круг задач = -



В первую очередь -- учиться, учиться и ещё раз учиться. Естественно, это общение, обрастание кучей полезных связей. А дальше будет видно. Была у нас мысль провести постпраздничную гонку на территории ДОСААФ-а в Кузьминках, но потом мы от неё отказались. Вполне логично показательное выступление на территории ЦРС с подробным объяснением, что к чему -- но Волоколамск находится в ста двадцати километрах от Москвы.

А у нашего Дедушки (tm) головы требуют замены, и неизвестно, что ещё вылезет в процессе ремонта и тестдрайвов. Более того, если руководство ЦРС даст добро, нам нужно будет как-то ухитриться доставить туда что-то, что заводится, едет и тормозит. Средства доставки чего-то, что ездит и тормозит, пока тоже нет. Должно быть и то, и другое.

Я уже молчу о работе над книгой, которую начали, но в силу разных обстоятельств катастрофически не успеваем планомерно и систематически править, добавлять и редактировать материал, превращая здоровенный кусок текста в удобоваримое произведение.

Волоколамский альбом находится здесь.

P.S. Кстати. Статус Бориса Вишнякова в Ищуженильном Проекте плавно перетёк из главного ищуженильца в первого кандидата на торжественное расшивание :).

P.P.S. Через некоторое время я таки обработаю материал, который успел отснять, в очередной короткий ролик.

фото, слепые гонки, ближнебой, путешествие, Волоколамск

Previous post Next post
Up