Николай Павлович, пароход и человек...

Mar 11, 2009 12:16

или Последний дредноут Империи.


Альбом: Николай I

Постройка четвертого линейного корабля для Черного моря осуще­ствлялась в рамках реализации дополнительной программы 1914 года, утвержденной Николаем II 24 июня того же года. Ее принятие связы­валось как с желанием сохранить преимущество Черноморского фло­та над турецким, который в недалеком будущем мог пополниться стро­ившимися в Англии тремя дредноутами, так и со стремлением довес­ти численность бригады линкоров до принятой комплектации, то есть до четырех единиц.

К разработке проекта корабля Главное управление кораблестрое­ния (ГУК) приступило несколько раньше, в конце 1913 года. Велась она на основе результатов опытных стрельб, проведенных в августе того же года в Черном море по «исключенному судну № 4» (бывший бро­неносец «Чесма»), в кормовую часть левого борта которого был встро­ен отсек с элементами конструкции и бронирования линейных кораб­лей типа «Севастополь», а на палубе смонтирована боевая рубка. Эти эксперименты показали слабость и несо­вершенство принятой системы их защиты, особенно распределение толщин палубной брони, которое уже в советское время председатель Научно-технического коми­тета Н.И.Игнатьев назвал выполненным «к верх ногами».


Альбом: Николай I
Следует отметить еще, что Императору были предложены на утверждение два наименования - «Святой равноапостоль­ный князь Владимир» и «Император Нико­лай I», из которых он выбрал второе.

5 октября 1916 года в 13 ч «Император Николай I» благополучно сошел со стапеля в воду и был ошвартован у достроечной стенки завода. Однако все более ухудшав­шаяся экономическая, а после Февраль­ской революции 1917 года и политическая обстановка в России явно не способство­вала успешному продолжению работ. Пе­регруженные военными заказами пред­приятия срывали контрагентские поставки, а часть зарубежных контрактов приходи­лось по различным причинам аннулиро­вать и пристраивать на отечественных за­водах с весьма отдаленными сроками их выполнения.
Однако с разрушенной за годы Первой мировой и Гражданской войн экономикой государству оказалось не под силу довес­ти постройку линкора до конца.


Альбом: Николай I

Вместе с тем, нельзя не упомянуть, что о корабле вспомнили в середине 1920-х годов, когда командование флотом попы­талось включить его достройку в разраба­тывавшуюся тогда первую советскую ко­раблестроительную программу. 14 октяб­ря 1925 года начальник Технического управления УВМС РККА Н.И.Власьев со­общил в Харьков председателю Южного машиностроительного треста, что корпус линейного корабля «Демократия» наме­чается использовать по прямому назначе­нию. Поэтому Техупр просил приостано­вить демонтажные работы и обеспечить сохранность уже снятого или находяще­гося на нем имущества и частей корпуса. Однако понимания и поддержки у руко­водства страны моряки не нашли.


Альбом: Николай I

В итоге, простояв у заводской стенки еще около двух лет, последний дредноут бывшего Российского императорского флота 28 июня 1927 года на буксире ледо­реза «Федор Литке» (с кормы линкор одер­живал пароход «Вежилов») вышел из Ни­колаева в свой первый и единственный по­ход - в Севастополь для разборки на металл.


Альбом: Николай I

флот, исторические исследования, память, фотографии

Previous post Next post
Up