или Последний дредноут Империи.
Альбом:
Николай I Постройка четвертого линейного корабля для Черного моря осуществлялась в рамках реализации дополнительной программы 1914 года, утвержденной Николаем II 24 июня того же года. Ее принятие связывалось как с желанием сохранить преимущество Черноморского флота над турецким, который в недалеком будущем мог пополниться строившимися в Англии тремя дредноутами, так и со стремлением довести численность бригады линкоров до принятой комплектации, то есть до четырех единиц.
К разработке проекта корабля Главное управление кораблестроения (ГУК) приступило несколько раньше, в конце 1913 года. Велась она на основе результатов опытных стрельб, проведенных в августе того же года в Черном море по «исключенному судну № 4» (бывший броненосец «Чесма»), в кормовую часть левого борта которого был встроен отсек с элементами конструкции и бронирования линейных кораблей типа «Севастополь», а на палубе смонтирована боевая рубка. Эти эксперименты показали слабость и несовершенство принятой системы их защиты, особенно распределение толщин палубной брони, которое уже в советское время председатель Научно-технического комитета Н.И.Игнатьев назвал выполненным «к верх ногами».
Альбом:
Николай IСледует отметить еще, что Императору были предложены на утверждение два наименования - «Святой равноапостольный князь Владимир» и «Император Николай I», из которых он выбрал второе.
5 октября 1916 года в 13 ч «Император Николай I» благополучно сошел со стапеля в воду и был ошвартован у достроечной стенки завода. Однако все более ухудшавшаяся экономическая, а после Февральской революции 1917 года и политическая обстановка в России явно не способствовала успешному продолжению работ. Перегруженные военными заказами предприятия срывали контрагентские поставки, а часть зарубежных контрактов приходилось по различным причинам аннулировать и пристраивать на отечественных заводах с весьма отдаленными сроками их выполнения.
Однако с разрушенной за годы Первой мировой и Гражданской войн экономикой государству оказалось не под силу довести постройку линкора до конца.
Альбом:
Николай I Вместе с тем, нельзя не упомянуть, что о корабле вспомнили в середине 1920-х годов, когда командование флотом попыталось включить его достройку в разрабатывавшуюся тогда первую советскую кораблестроительную программу. 14 октября 1925 года начальник Технического управления УВМС РККА Н.И.Власьев сообщил в Харьков председателю Южного машиностроительного треста, что корпус линейного корабля «Демократия» намечается использовать по прямому назначению. Поэтому Техупр просил приостановить демонтажные работы и обеспечить сохранность уже снятого или находящегося на нем имущества и частей корпуса. Однако понимания и поддержки у руководства страны моряки не нашли.
Альбом:
Николай I В итоге, простояв у заводской стенки еще около двух лет, последний дредноут бывшего Российского императорского флота 28 июня 1927 года на буксире ледореза «Федор Литке» (с кормы линкор одерживал пароход «Вежилов») вышел из Николаева в свой первый и единственный поход - в Севастополь для разборки на металл.
Альбом:
Николай I