Императорские яхты Николая I.

Sep 20, 2011 17:24




Яхта "Александрия".

Императорские яхты морского класса появляются при российском Императорском дворе только при Николае I, а его внук Александр III стал владельцем первой морской яхты океанского класса.
Начало придворного яхтенного флота датируется 1830 годом.
Дело в том, что еще летом 1826 года Николай I подарил жене - императрице Александре Федоровне земли близ Большого Петергофского дворца, на которых позже построили «Коттедж» и разбили парк «Александрия». Поэтому первая «серьезная» единица придворного флота - 6-пушечный колесный пароход, заложенный в декабре 1830 года, был назван «Александрией».
Этот пароход предназначался для морских прогулок царской семьи. На нем оборудовали комфортные помещения соответствующего класса. Наглядно демонстрируя связь с императорским «Коттеджем», носовую часть парохода украшал герб «Александрии».
Пароход был спущен на воду в 1832 году и добросовестно прослужил 19 лет.



Когда стало ясно, что пароход пора списывать, в Англии было заказано новое судно, получившее название «Петергоф». Однако на пути в Россию 6 ноября 1850 года пароход «Петергоф» разбился о камни у острова Эзель. Но казна при этом не пострадала, поскольку судно было застраховано, и на сумму страховки сразу же заказали новый пароход63.
Уже после того, как первую «Александрию» списали, в 1850 году в Англии заложили новый колесный пароход. Сначала строящийся пароход по документам проходил как «Паровая яхта Государя императора», позже Николай I дал новой яхте старое название - «Александрия».
5 августа 1851 года «Александрию» спустили на воду. Двухмачтовую колесную яхту со стремительными обводами украшали 22 золоченых орла, расположенных по фальшборту. По традиции, все предметы обихода на пароходе были выполнены в едином стиле, и на каждом из них стоял герб «Александрии». Как паровая яхта Николая I «Александрия» была «вооружена» тремя пушками, которые использовались исключительно для салютов.
Надо сказать, что судьба этой колесной паровой яхты оказалась счастливой, поскольку она послужила четырем императорам: от Николая I до Николая II, с 1851 по 1902 год.
Использовалась яхта исключительно для прибрежных плаваний в «треугольнике» Петербург - Петергоф - Кронштадт. Однако за полвека «царской службы» российские монархи совершили на ней 326 плаваний.
При этом в истории яхты были и чрезвычайные происшествия, от которых на море никто не застрахован.
В 1856 году яхта «Александрия» столкнулась с клипером «Джигит». Причем это произошло буквально «на ровном месте» - на рейде Кронштадта, и на яхте во время этого эпизода находился Александр II.
В 1873 году норвежский пароход протаранил яхту на малом Кронштадтском рейде так основательно, что она стала погружаться. Однако моряки сумели дотянуть до мелководья и стали на якорь. Пробоина была шириной в метр и длиной около полутора метров.
Яхту срочно отправили в эллинг на ремонт, в ходе которого установили четыре водонепроницаемые переборки.

.

флот

Previous post Next post
Up