Очередной шедевр николаевской киноколлекции. Воронежский блокбастер о жизни поэта Кольцова
"На заре туманной юности" (1997) привел к любопытным открытиям.
Click to view
Информация о существовании фильма была обнаружена в
НИКОЛАЕВСКОЙ КИНОЭНЦИКЛОПЕДИИУже тогда поразило тотальное несовпадение лица и личности
актера Голобородько, из крупных руководителей до этого сыгравшего лишь маршала Рокоссовского (и то не похож, по моему). При просмотре фильма выяснилось, что авторы поставили своеобразный рекорд. Из всех действующих лиц на себя не похож никто! Более того, в свите императора мелькает придворный... с бородой!
Зачем был нужен этот эпизод в фильме
режиссера Василия Панина, чья мелодраматическая фильмография состоит из произведений типа:
2003 Покаянная любовь
2001 Залив страстей
2001 Ночь на кордоне
1999 Опять надо жить
1997 На заре туманной юности
1995 Бульварный роман
1993 Несравненная (Украина)
1992 Господа артисты | Панове артисти (Россия, США)
1991 Исчадье ада
1990 Захочу - полюблю...
Но оказывается, он имеет под собой прочную литературную основу. Роман
воронежского краеведа-титана Владимира Кораблинова "Жизнь Кольцова" (1956).
Итак, часть вторая, глава пятая. "По красному, прижатому медными прутьями, стекавшему, как диковинный водопад, ковру Кольцов и Жуковский поднимались по дворцовой лестнице.
Шпалеры камер-лакеев почтительна кланялись Жуковскому. Он был в мундире, шитом золотом, с лентой и звездами, в белых замшевых штанах. В согнутой левой руке он держал шляпу с кипенно-белым, плюмажем.
Кольцов шел рядом. Его длиннополый кафтан, густо напомаженные волосы и пестрый шейный платок с чудовищной булавкой вызывали удивленные взгляды придворной челяди.
На площадке широкой лестницы Жуковский взял его под руку.
- Будьте почтительны, - - тихо произнес. - Но без подобострастия. Свидание ваше с государем значительно: он видит в вас представителя российского народа.
- Василий Андреич, - так же тихонько спросил Кольцов, - а мне чего говорить надо?
- Если государь задаст вам вопрос…
Они вошли в залу. Она показалась необыкновенно высокой; хоры терялись в косых лучах солнечного света, в величественном взлете беломраморных колонн. Отражаясь в зеркале паркета, тянулась вереница фрейлин и придворных дам. Одна из них - носатая старуха с огромным черепаховым лорнетом в костлявой руке - особенно поразила Кольцова своим обнаженным безобразием. Важные господа в звездах и лентах стояли напротив дам. И столько сверкало золота, и так все играло блеском драгоценных камней, что хотелось зажмурить глаза.
Несколько раз Жуковский останавливался и разговаривал о чем-то с некоторыми из этих блестящих господ. В зале стоял ровный гул приглушенных почти до шепота голосов: с минуты на минуту ожидали выхода государя. Наконец гул разом оборвался - в зал вошел Николай. Выпячивая ватную грудь и высоко поднимая крутой, начисто выбритый и вымытый подбородок, он медленно пошел вдоль верениц придворных. Его холодные, выпуклые, словно стеклянные глаза безразлично глядели прямо и немного вверх, нисколько не оживляя, а, наоборот, еще больше увеличивая мертвенность гладкого фарфорового лица.
- Ваше величество, - глубоко кланяясь и делая шаг вперед, сказал Жуковский. - Вы соизволили выразить желание видеть Кольцова…
- Он сделал жест рукой в сторону Кольцова, снова поклонился и попятился назад.
- А! - Государь бесцеремонно, как барышник, покупающий лошадь, оглядел Кольцова. - Ты? Просвещенный природой без наук!
- Какое счастье, ваше величество, - склонился один из свитских господ, - владеть народом, весело слагающим песни…
- А! - вытаращил бесцветные глаза Николай. - Пиши, Кольцов! Солдатскую песню напиши, - неожиданно разрешил он и проследовал дальше.
- Певец? Какой певец? - сердито спрашивала глухая старуха с лорнетом. - Да где же он поет-то? - допытывалась, разглядывая в лорнет Алексея. - Нынче и хористов уже стали представлять государю, - громко сказала старуха и, отведя лорнет от Кольцова и презрительно поджав синеватые губы, заключила: - Неказист!"
На основании каких исторических источников романист создал эту карикатуру? Вопрос, похоже, риторический. Выходит, в данном случае режиссер просто экранизировал готовый текст романа. Кстати, по роману уже был снят
советский фильм "Песнь о Кольцове" (1959). Интересно, есть ли там подобная сцена?
Каковы же были реальные взаимоотношения между воронежским поэтом и его государем? Об этом в следующем посте.