Цитирую из
wyradhe (вот
ссылка на оригинальный пост). Конечно, «точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения автора», но каков факт:
«Столь же многочисленны были [поступающие в Колымский округ] циркулярные приказы о сборе добровольных пожертвований официального характера, чаще всего на сооружение памятников… на памятник композитору Глинке в Смоленске собрано полтора рубля с ясачных юкагиров [Колымского округа] в 1842 году…» [В. Г. Богораз. Чукчи. Социальная организация. М., 2010. С. 64].
В это время общая сумма налогов и сборов составляла 5 рублей на одного плательщика-юкагира в год (Гурвич И. С. Этническая история северо-востока Сибири. М., 1966. С. 138), а юкагирских мужских душ в Колымском округе было в 1811 г. 242 человека (там же. С. 139), в 1830 - 316, а в 1859 - опять 316 (там же. С. 140 сл.). Таким образом, в среднем юкагиры Колымского округа внесли на памятник композитору Глинке в Смоленске примерно по пол-копейки (грошу) с мужской души. Учитывая, что в среднем же в год они вносили налогов и сборов на 5 рублей с мужской души, можно не сомневаться, что сбор на Глинку действительно был совершенно добровольным и реально участвовало в нем едва ли много народу.
Памятник стоит до сих пор, кстати.
Представляется, что империя, которая живет так подробно, что собирает в 1842 на Глинку действительно добровольные пожертвования у юкагиров Колымского округа, должна испытывать очень большие трудности в делах более реальных и менее кафкианских. Что и сказалось всего через 12 лет после финансового успеха кампании по сбору на Глинку среди колымских юкагиров.