Через два года после вступления в строй «Император Николай I» в 1893 году первым из отечественных эскадренных броненосцев пересек Атлантический океан, чтобы по приглашению правительства США принять участие в международных торжествах по случаю празднования 400-летия открыт
ия Америки.
После шумного американского гостеприимства, «Императору Николаю I» предстояло по уходе из Нью-Йорка вскоре оказаться в центре новых, еще более масштабных чествований, празднеств, приемов и манифестаций. Как явствовало из телеграммы, направленной 19 августа адмиралу Н.И. Казнакову в английский порт Портсмут, «Император Николай I», а также крейсеры «Адмирал Нахимов» и «Рында» переходили в состав эскадры Средиземного моря под командованием контр-адмирала Ф.К. Авелана. К ним присоединялись пришедшие из Кронштадта крейсер «Память Азова» (он к походу в Америку, как вначале предполагалось, приготовиться не успел) и с Черного моря мореходная канонерская лодка «Терец». Эскадра должна была совершить визит в Тулон в ответ на приход в 1891 году в Кронштадт французской эскадры адмирала Жерве.
Русский визит, начавшийся встречей в Тулоне 1 октября 1893 года, стал неслыханной по размаху демонстрацией недавно совершившегося альянса между демократической Францией и императорской Россией. «Празднества следовали непрерывно, - говорилось в "Отчете по Морскому ведомству за 1890-1893 годы". - Начальник эскадры с командирами и многими офицерами посетил Париж, где также были устроены блестящие праздники в честь наших моряков». По окончании ставших едва ли не изнурительными торжеств эскадра перешла в порт Аяччо на Корсике, откуда 22 октября направилась к традиционному месту дислокации русских эскадр в Средиземном море - греческому порту Пирей. Отсюда, чтобы «показать флаг», или, как говорят сегодня, для обозначения военно-морского присутствия своей страны в бассейне Средиземноморья, корабли уходили для посещения его портов, здесь в исторической Саламинской бухте или на рейде острова Порос экипажи занимались повседневной боевой подготовкой и корабельными учениями...
Р.М.Мельников
Читать далее Технические данные и история корабля здесь.