Любовь земная

Sep 26, 2007 10:34

В Риме, на Вилле Боргезе видели картину Тициана "Любовь земная и небесная". Вместе с нами по залам ходила бойкая девушка-экскурсовод, которая рассказывала о картинах двум американкам. Часть её рассказа об этом произведении нам удалось подслушать.
Я перескажу своими словами, вставляя некоторые подробности из исследования (Eng), посвящённого этой картине.
Итак, на картине изображены две женщины. Одна из них одета, а другая нет. Можно предположить, что любовь земная - это плотская любовь и, значит, её фигура находится слева. Но это неправильная интерпретация!
Кстати, Оля, посмотрев на картину сразу сказала, что она не доверяет женщине слева и что когда она смотрит на неё, ей кажется, что у неё под платьем какое-нибудь ужасно эротичное нижнее бельё...
Так или иначе, Тициан не дал нам возможности заглянуть под платье. Зато он наполнил картину множеством разных символов. Женщина слева опирается одной рукой на серебрянную шкатулку, в которой хранили драгоценности. А в руках у женщины справа - курильница, из которой идёт жертвенный дым. Да и вообще в XVI в. обнажённые женские фигуры олицетворяли не столько порок, сколько совершенство, как сообщал нам великий Панофски.
Дальше экскурсовод рассказала историю создания картины. Она была написана Тицианом по случаю брака Лауры Багаротто из Падуи (смотрите на башни слева) и венецианца Николло Аурелио (смотрите на башни справа).
Брак состоялся в 1514 году, но ему предшествовала трагическая история. Лаура Багаротто уже была замужем за падуанцем Франческо Борромео, которой был признан изменником и казнён в 1509 году по приказу Совета десяти, который управлял Венецианской республикой. Отец Лауры, Бертуччио Багаротто, также был казнён (повешен среди колонн на площади Сан Марко). Дальше ещё интереснее. Вторым мужем Лауры стал Николло Аурелио, который был секретарём венецианского Совета десяти, то есть, фактически, именно тот человек, который отдал приказ о казни мужа и отца своей будущей невесты.
Затем, в 1510 году Совет десяти подписал приказ о том, чтобы семьям изменников было возвращено их имущество. Таким образом у Лауры Багаротто снова появилось приданное. А ещё 5 лет спустя власти Венеции (в тексте исследования написано "Collegio"), дали Николло разрешение жениться на Лауре.
Именно поэтому обе женские фигуры сидят на саркофаге, который к тому же украшен гербом семьи Аурелио.
"То, что фигуры сидят на саркофаге, это уже само по себе необычно. Таким образом жених как бы призывает невесту забыть страшное прошлое, разъединяющее их. Но ещё интереснее то, то саркофаг доверху наполнен водой. Вода - это религиозный символ жизни и возрождения. Теперь посмотрите на фигуру Купидона, который помешивает воду. Жених говорит невесте, что любовь поможет супругам забыть прошлое", - рассказывала экскурсовод.
Затем она обратила внимание зрителей на кран в стенке саркофага, из которого льётся вода. Тут, полагаю, даже никакие комментарии не нужны.
Вода, кстати, не просто льётся, а поливает розу, символ любви и "любимый цветок всех венецианцев" (не знаю почему она так сказала).
Я бы ещё обратил внимание на задний план. Справа Тициан нарисовал охоту на животных (символ преследования), а слева - пару кроликов (символ плодородия).
В общем, куда ни глянь - везде сексуальные подтексты:)


искусство

Previous post Next post
Up