Хочу затронуть одну очень противоречивую, а порой и «скользкую» тему : «Что значит: услуга оказана качественно?»
Исходя из практики, я очень часто говорю, что наша задача, как риелтора, не подобрать, найти, хорошую квартиру, а чтобы клиент был доволен.
Изначально, конечно же, основная работа риелтора это квартиры продавать, но порой приходится и подбирать, искать через другие фирмы. Например, в случае обмена, когда нужно не только продать, но и найти недвижимость взамен. Или же кого-то из знакомых или по рекомендации, угораздило взять ипотеку, или же кто-то "намыл" серьезную сумму наличных. Порой, начинается такая веселуха.
Конечно же, в основном клиенты люди нормальные, адекватные, но как говориться от "5 процентов неадеквата никто не застрахован".
Вот тут и вступает, на первый взгляд, циничное риелторское высказывание :"Не найти хорошую квартиру, а чтобы клиент был доволен".
Дело в том, что эти два понятия совсем уж, не одно и тоже, хотя, очень часто эти критерии и совпадают. Самому очень нравится продавать красивое, изысканное, дорогое.
Начнем с того, что "хорошая квартира", понятие неоднозначная и очень уж растяжимое. Казалось бы, что риелтор с большим опытом работы, должен хорошо представлять, что есть хорошая квартира, ну там, по планировке, по качеству дома, по ремонту - ан, не всегда.
Приведу несколько "клинических", на мой взгляд, случаев.
Искал квартиру для своего приятеля, мужчины сорока двух лет. Только что развёлся с женой и женился на новой, молодой, деревенской. случилось это, в начале риелторской карьеры.
Показал много вариантов, один лучше другого - всё не то. Ездят, нахваливают, а не покупают, просят показать еще и еще. Посмотрели несколько десятков квартир.
В итоге, нашли сами, без меня. "Сарай!". По неопытности я хотел найти приятелю самые лучшие, на мой взгляд, варианты, а потребность не выявил. Не всегда легко это сделать даже с большим опытом работы. Порой, клиенты очень «шифруются», не называют истинных причин покупки или продажи. А это очень важно знать при подборе недвижимости.
Дело в том, что приятель ярый автомобилист, даже после развода на отсуженные деньги купил машину, а не жилье (в начале двухтысячных, эти суммы были сопоставимы).Средства же на квартиру, давали родители невесты, а сама невеста, очень молоденькая девчушка была влюблена "по уши" и своему супругу, соответственно, "в рот смотрела". Ну вот, поэтому они и купили "сараюшку", но возле гаража!
Это было моим первым уроком по данной теме.
Или другой тоже очень запомнившийся случай, когда подыскивал обмен для одной семьи. Тогда я еще работал с напарницей.
Подбираю варианты и узнаю, что продается несколько "сталинок" рядом с работой хозяйки квартиры. На одной стороне улицы добротные дома, а на другой - здания барачного типа, бывшие коммуналки, некоторые выкупленные в девяностых под отдельные квартиры. Район знаю очень хорошо, рядом в школу ходил.
Звоню, по одной из квартир, начинают взахлёб рассказывать про отличнейший евро-ремонт. Выслушиваю, спрашиваю на какой стороне улицы. Узнаю, что бывший барак. Даже предлагать не стал.
Надо сказать, что тем клиентам, семье из трёх человек: жене и мужу лет под пятьдесят, а так же сыну лет тридцати, я показал достаточно вариантов. Главное условие - рядом с работой и хороший ремонт. Показывал и «хрущёвки» и «сталинки» и квартиры в совсем новых домах с простеньким соц. ремонтом (но ведь новый дом - есть новый дом).
Посмотрели «сталинки» на стороне крепких домов, а потом нужно было на пару дней куда-то отлучиться, и я предал клиентов напарнице. По приезду довольная звонит, и говорит, что нашла-таки вариант, причём совсем рядом с работой, как и хотели. Я удивляюсь,- «Новое что-то выставили в моё отсутствие, вроде всё просмотрели?».Начинает описывать. Оказывается, та самая квартира, в бывшем бараке, куда я даже клиентов вести не хотел.
Говорю, что ведь дом насквозь гнилой. «Ты им сказала?» Она отвечает, что это и так снаружи видно. «Не трогай их». Покупательница вся в восторге. Кстати, ходила квартиры смотреть одна, мужская часть семьи была, по-моему, один раз на вторичном просмотре квартиры в новом доме с соц.ремонтом. Не устроил простенький ремонт, и что много чего нужно доделывать.
Фирма, представляющая интересы продавцов, настаивала на заключение аванса на квартире. Директора девчонки, учились со мной в одной школе, только на несколько лет постарше. Мне эта идея с авансом пришлась по душе - покупательница приведёт мужа с сыном, и те её наверняка отговорят.
Приехали на аванс. Из подъезда парило. С покупательницей прибыл только муж. Зашли в квартиру. Типичная переделанная в четырёхкомнатную квартиру коммуналка. Её выкупил в начале 90х, парень из нашей же школы, из «старших пацанов», одноклассник девушек риелторов. Когда-то мы с ним занимались в одном спортзале. В квартире «богатый» ремонт середины девяностых, кое-где уже пообшарпанный.
Муж покупательницы зашёл в квартиру, разулся, прошёл в первую комнату, увидел, что по телевизору идёт футбол, присел на кресло и больше не встал до окончания подписания аванса, проводимого на кухне. Я несколько раз подходил со словами : «Пройдите, посмотрите комнаты, ведь не стакан семечек покупаете». Он лишь отмахивался, вперившись глазами в экран.
Оформили аванс, через несколько дней провели сделки по купле-продаже. Все счастливы! Живут в этой квартире до сих пор.
Пытался анализировать: купили квартиру по тому, что рядом с работой и ничего в плане ремонта делать не надо - заезжай и живи. Но, на мой взгляд, всё равно «клиника».
Для меня ситуации довольно противоречивы. С другой стороны, ведь не всем нужна хорошая качественная квартира по нескольким причинам :
во-первых, у некоторых есть «привязка» к определённому району, а на хорошую квартиру может не хватать денег. Вот и покупают «временно», на что сейчас хватает средств . Так, собственно, бывает и в других сферах, например, покупка недорогой одежды на один сезон или же дешёвенькой легковушки, пока учишься водить.
Во-вторых, некоторые клиенты с помощью покупки квартиры решают другие задачи, например, просто вложить деньги, полученные, в наследство, купив «хоть что-нибудь» на что хватает, лишь бы эти суммы не разошлись по мелочам, или «спрятать» с помощью покупки недвижимости финансы от жены(мужа), завысив или же, наоборот, занизив стоимость объекта. (Покупается квартира специально, в не очень хорошем состоянии, но в престижном районе - так легче объяснить, якобы, невысокую стоимость покупки - типа повезло.)
Одна из моих тактик при подборе варианта - выслушав пожелания на счёт района «выбить» всё, что в этом районе продаётся по деньгам клиента, плюс-минус, соответственно с хорошими документами на объект.
Как говорится : «всяко бывает».
Друзья, а в вашей работе, бывают неоднозначные, «клинические» ситуации при общении с сотрудниками или клиентами? И что в вашем понятии качественная услуга?