Судно - легенда сегодня идет на лом.
Танкер Exxon Valdez был построен в 1986, а легендой стал уже через 3 года.
Вез нефть из Аляски в другие штаты.
Но однажды, после полной загрузки сырой нефтью (а пароход совсем не маленький - VLCC [Very Large Crude Carrier]), около 235 000 кубов нефти - сел на риф в проливе Prince William Sound.
В те времена танкера строили однокорпусными - грузовой танк отделялся от моря только стальным листом. Конечно, это была катастрофа. По некоторым подсчетам - самый большой разлив нефти в истории. Только в 2010 буровая вышка
Deepwater Horizont в Мексиканском заливе побила рекорд по загрязнению.
Место крушения танкера Exxon Valdez было тоже не самым подходящим для крушения. Более заповедных мест надо еще поискать.
Кроме лосося и прочих вкусных плавающих состовляющих меню, были загрязнены берега - около 2 тыс. км.
В морских катастрофах не просто подсчитать количество нефти в воде, но, плюс к 2 тыс. береговой линии, пятно на воде в 28 тыс. квадратных км - не заметить довольно сложно.
Распыление дисперсанта, который растворит нефть:
Есть мнения, что дисперсант был токсичным, и нескольео человек погибли при работе с ним.
Кроме химии, использовался более простой метод - выжигание. Авиация дует напалмом, а процесс горения потом контролируется на воде:
Причин аварии называют много, есть версия, что кэп был пьян, а радар не работал уже давно, и, мол компании это было известно.
Судебные тяжбы идут, похоже, и по сей день.
Первоначально, в 90-х был предъявлен иск более 5 млрд. долларов, но в 2010 адвокаты доказали, что не зря едят хлеб, и скостили штрафы почти в половину.
Тем не менее, ту самую разлитую нефть, не аляске неходят до сих пор! А прошло ведь 23 года!
Организовать оперативную чистку местности было сложно, т.к. добраться до места крушения можно было только по воде и вертолетами.
Что касается судна, оно продолжало служить. После того, как дыры от удара о риф заштопали в Сан Диего за 30 млн баксов, название судна и владелец были уже другими.
За свою долгую жизнь, танкер потерпел около 7 смен имен, флагов, и однажды, даже перестал быть танкером - в 2008 под именем Dong Fang Ocean судно переделали в балкер (насыпные грузы).
А помните фильм
Waterworld - с Кевином Костнером? Отрицательный герой проживал, как раз на Exxon Valdez'е, хотя действие фильма проходит в далеком будущем, название судна - первоначальное.
Муляж Exxon Valdez'а, который использовался для съемок - до сих пор находится в пустыне Мохаве, на кладбище старых самолетов, Калифорния. Нарыл неплохой кадр:
еще
Многострадальный танкер тонет в фильме, засвечивая название на корме:
В фильме присутствовал реальный портрет капитана (Joseph Hazelwood), который управлял судном в момент посадки на риф:
В кино его называли Святой Джо)) Была двусмысленная реплика, вроде: "Наконец-то нам повезет, после стольких неудач".
Киношники не лишены чувства юмора и сарказма)
А сегодня, после эпических аварий и триумфальных съемок в кино, Exxon Valdez, под именем Oriental Nicety и флагом Панамы, своим ходом идет в Сингапур, где его раздерут к чертям свинячмм на мелкие гвозди.
Компания Global Marketing Systems Inc. отдала 16 млн.$ за судно.
Для сравнения - новый танкер размера VLCC может стоить сегодня 70-100 млн $, а в жирные годы цена подкрадывалась к 200 млн. Exxon Valdez был построен не на дешевых китайских верфях, а в Калифорнии, хотя теперь, когда его распилят, это вряд-ли имеет значение.