Незнайка и пост-ап

Jun 08, 2022 20:19

Вчера вечером после Игоревой работы ездили на Елагин смотреть на тюльпаны, а также павлина и очень-очень надутого индюка. Заодно (ну не может муж отстраниться от работы) мне показали через воду высотку, мол, видишь, там на крыше стоит наше оборудование, я там был, а соседняя высотка вообще умеет вращаться. "Как в Солнечном городе?", - спросила я. Игорь пояснил, что там вначале поворачивались верхних два этажа, но вскоре выяснилось, что не то конструкцию плохо рассчитали, не то грунт плохо исследовали, но работа поворотного механизма плохо влияет на фундамент дома, посему больше это все не включается. А книги про Незнайку мимо него прошли, типа в раннем детстве у него не было, когда стали доступными, ему настолько не понравился стиль, все эти "малыши" и "малышки", что он бросил через несколько страниц, попробовал потом почитать уже нашим детям, но ему опять показалось скучным. так что детям это читала я. Про Лилю не помню, а Артуру первая повесть понравилась, в Солнечном Городе мы завязли (ну, тамошние чудеса техники уже во многом не чудеса), а до Луны мы так и не добрались. Стала я объяснять Игорю, что за вращающийся дом был в Солнечном городе и какую важную роль он сыграл в повествовании, и тут до меня дошло, что сюжет Незнайки как-то очень напоминает классический пост-ап. Ну, сейчас появляется довольно много попыток изыскивать тайные смыслы в детских произведениях, иногда это забавно, иногда скорее грустно... за аффторов без чувства юмора, но с манией преследования, так что может быть что-то подобное уже кому-то в голову приходило. Что "Незнайка на Луне" чуть ли сборник пророчеств точно было, и относилось по мне так ко второй категории.
Итак, какие-то мрачные кровавые подробности, которые смягчены и обойдены вниманием в детской версии истории, но "очевидны" для взрослой логики я изыскивать не буду. Речь поведу именно о сюжете. Вначале главный герой живет в самодостаточном поселении без всякой связи с внешним миром. В смысле нет никаких общекоротышечных радио, газет, телевидения, нет обмена товарами с другими городами, нет даже странников. Герой понятия не имеет, кто живет буквально в шаговой доступности (не годах, не месяцах а нескольких днях) от его родного дома. Потом он отправляется в путешествие без какой-либо определенной цели, за сравнительно короткое время посещает несколько иных поселений, где уклад жизни очень существенно отличается от их собственного (и между собой) и которые стоят на совершенно разном уровне технического развития. Где-то "вкалывают роботы, а не человек", где-то последний автомобиль сломан, а его владельцы даже понятия не имеют, что для его создания/ремонта нужна, например, отвертка, но при этом говорят на одном языке. Где-то мужчины и женщины живут строго раздельно и враждуют, где-то трудятся на равных без всякого разделения обязанностей по гендерному признаку. При этом в общем-то не сослаться даже на разницу между столичным городом и глухой деревней, поскольку даже в самой глухой деревне люди все-таки в курсе направления на ближайший город и имеют какие-то сведения о "городских штучках". Вспомнила я и средневековом жанре "путешествий", но там герой, во-первых, приключается очень далеко от дома, во-вторых, о этих дальних краях все равно у героя изначально есть какие-то сведения, пусть и не точные, в-третьих, другие племена с другими обычаями еще и говорят на других языках и существенно отличаются внешне (собакоголовые, великаны, карлики...), в-четвертых, путешественник с самого начала имеет внятную цель: паломничество, миссионерство, приобретение экзотических товаров, поиск артефакта, налаживание дипломатических отношений... Про старые сказки можно сказать то же самое - даже если герой отправился в странствие потому что его выгнали из дома злые родственники, цель-то у него все равно ясна - найти себе новое место жительства и источник доходов. Ради праздного любопытства герои древности не путешествуют. ;))) Даже в случае отчаянной шиложопости явно прослеживается, мол, дома живут скучно и бедно, я пойду искать более интересной и богатой жизни, я так много слышал о царях, богатых купцах и великих воинах.
А вот что внешне более-менее одинаковые люди живут небольшими поселениями вообще не общаясь друг с другом, за несколько поколений одни знания и умения у них утрачены, другие наоборот усовершенствованы относительно некоего общего уровня на "час разобщения", в каждом поселении отдельно и по-своему, общественная жизнь тоже организована по-разному, но существенные изменения в языке еще не накопились,- это как раз классическая ситуация после мировой катастрофы. Литературная, конечно. Поселения не общаются, потому что путешествия снаружи защищенных границ чрезвычайно опасны (чудовища, радиация, вирусы или что еще) или как вариант, считается, что чрезвычайно опасны. Отважный герой оказывается за пределами защиты и вдруг выясняет, что за прошедшее время опасность самоликвидировалась: уран полураспался, зомби сгнили, драконы подохли с голоду, инопланетяне улетели... Похоже, в Незнайке именно такая ситуация, поскольку никто из коротышек никогда не выходил за пределы города, а потом вдруг внезапно их вынесло и ровно ничего плохого с ними не случилось. ;)

однако, странные связи, книголожество

Previous post Next post
Up