Абрагам в своих мемуарах дает популярное изложение английской системы:
"Университет можно было сравнить с феодальной монархией, где колледжи были ее мощными и богатыми вассалами, а сам университет их сюзереном, слабым и безденежным королем.
Дипломы выдает университет, но только тем, кого предварительно согласились принять колледжи. Источник богатства колледжей - доходы от их владений, главным образом недвижимых, которые очень велики. Колледжи предпочитает сдавать их в долгосрочную аренду на 99 (!!) лет. Для частного лица это равноценно продаже, но не для колледжей, старейшие из которых основаны в тринадцатом столетии и привыкли вести счет времени веками. Другой источник доходов - дары и наследства бывших студентов, которые преуспели в жизни. Расскажу, для примера, что случилось совсем недавно. Надо знать, что, после главы колледжа, личность, которая, пожалуй, играет в нем важнейшую роль, - это главный швейцар (или, скорее, привратник). Он дежурит в дворницкой у входа в колледж и держит в своей памяти не только лица и имена всех студентов колледжа, но и всех тех, кто там пребывал на протяжении его службы. И вот в один прекрасный день один очень богатый господин, попавший проездом в Оксфорд, заглядывает в свой бывший колледж, где он учился тридцать лет тому назад. И на пороге встречает старого привратника (который давно на пенсии), беседующего со своим преемником, вернее, с преемником преемника. Увидев приехавшего господина, привратник обращается к нему: «Как поживаете (How do you do), Мистер Ричардсон, сэр?» Мистер Ричардсон был так тронут тем, что привратник его узнал и вспомнил его фамилию через тридцать лет, что подарил миллион фунтов стерлингов своему старому колледжу. Могу уверить читателя, что это не басня, а факт, который мне недавно рассказал глава этого самого колледжа. Хотя все колледжи равны между собой, некоторые «более равны, чем другие», как сказал Оруэлл, т. е. богаче и престижнее. На чем основан престиж, не всегда ясно. Большую роль играет древность колледжа и число знаменитых выпускников, но о богатстве колледжа также не надо забывать."
К чему это привожу? А вот. Все обвинения Ливанова и Ко в низкопоклоносте перед Западом совершенно безосновательны. Придуманная ими реформа РАН - и чистейшая отсебятина. Никаких эндаументов у ученых быть не должно. Никакой самостоятельности, полная встроенность в единое бюрократическое тело. Которое периодические реформирует очередной любитель, дорвавшийся до рулевого колеса.
И также относительно слияний институтов в центры. Резвость, с которой это все делается, означает то, что во Власти считают, что стоимость брендов - сиречь институтов быРАН, всяких там имени того или иного академика - равна нулю. Эту мысль уже кто-то озвучивал, но тот факт, что она особенно не прижилась в коллективном сознании как реформируемых, так и реформирующих, говорит о том, что, может быть, так оно и есть. А раз так, то и церемониться нечего. Чем сильнее российских ученых унизят, тем для них же лучше. В новую жизнь с чистой совестью!