На начальном этапе Французской революции можно было ожидать, что активы Церкви или, по крайней мере, их часть будут конфискованы с целью изыскания новых финансовых ресурсов с учётом огромного государственного долга, взятого на себя Королевством перед лицом различных войн, прежде всего англо-французской войны. Однако не было причин, по которым Французская революция должна была вступить в противоречие с Христианской верой до такой степени, что она превратилась в настоящее преследование Христиан и растеряла на своём пути все другие рычаги реформ.
И тем не менее с самого начала Французской революции Христиане, особенно католики, подвергались гонениям, убийствам, издевательствам и притеснениям.
Десятки тысяч священников и монахинь были убиты или изгнаны из Франции, сотни тысяч Христиан были убиты, сотни церквей повреждены, осквернены или разрушены. И это не говоря уже о резне, совершенной в Вандее, жители которой, являясь в основном католиками и людьми верующими, не принявшими де-христианизацию и оставшимися верными своему Королю.
Полное отклонение от принципов революции достигло пика своей жестокости после расправы над босыми кармелитками, шестнадцатью гильотинированными монахинями, вся вина которых заключалась лишь в том, что они исповедовали свою веру.
Имущество, изъятое у церкви, не только золото и земли, но и колокола, частично пошло на финансирование новых военных кампаний, а частично для выплаты половины процентов, которыми был обременён собой огромный государственный долг Франции; эти деньги полностью оказались в карманах Ротшильдов, которые финансировали англо-французскую войну и являлись держателями государственного долга Королевства.
Единственным настоящим революционным актом Французской революции стала освобождение (эмансипация) евреев. После этого, помимо деклараций о намерениях, от прежних лозунгов остались лишь пустые слова, концепции «свободы, равенства и братства» были положены в долгий ящик, а революция превратилась в безжалостный режим террора и неуклюжую и непопулярную попытку де-христианизации Франции.
Насилие антирелигиозных «памфлетов»
В период, непосредственно предшествующий революции, с 1788 года по весну 1789 года, процветал выпуск газет и информационных брошюр, средств массовой информации, почти неизвестных до того. Эти газеты и брошюры, так называемые «памфлеты», распространялись в городах и сельской местности по всей Франции и содержали непроверенную информацию, призывавшую к насилию и информацию совершенно неконтролируемую.
По сути, каждый мог говорить, что хотел, разжигать ненависть и насилие, без каких-либо фильтров и без какой-либо ответственности. Достаточно было денег, чтобы напечатать брошюры и распространить их среди людей. На современном языке можно было бы сказать, что это было «свободное поле для любой лжи, разжигания религиозной ненависти и насилия». Таким образом, за кулисами революции стояли люди с очень ясными идеями, готовые разжигать и финансировать ненависть к Христианству.
Что больше всего поражает в брошюрах, распространённых между 1788 и 1789 годами, так это их огромное число, жестокий язык, грубость и анти-Христианство, которыми они были пронизаны. Они нападали на церковь и католическую веру, никого не щадя. Следует отметить, что этот поток неконтролируемых брошюр не нападал на монархию, как можно было бы ожидать, а содержал лишь мягкую и уважительную анти-аристократическую критику.
Единственной целью «памфлетов» являлось нападение на Христианство.
Таким образом, атака на Христианство началась ещё до начала революции и была направлена против Церкви, а не против монархии и даже не против аристократии. Поэтому нужно лучше проанализировать эти газеты и брошюры и задаться логичным вопросом, кто их финансировал, кто их писал и кто направил Французскую революцию на путь прямой и лобовой атаки против Христиан, несмотря на основные ценности революции: «Liberté, Égalité, Fraternité», которые формально были полностью совместимы с ценностями Христианской веры.
Та же самая революция, которая, с одной стороны, в числе первых своих мер, во имя равенства и братства, санкционировала эмансипацию евреев путем признания для них свободы вероисповедания, готовилась, с другой стороны, преследовать Христиан и закрывать церкви, осквернять их и превращать в места, посвященные светским культам.
Брошюра весны 1789 года, озаглавленная Le Diable dans l'eau bénite ou l'iniquité retombant sur elle-même, содержит следующие высказывания, направленные против Христианства и Церкви: «легковерный фанатизм закрался в души», «религиозная ложь», «глупость христианской морали, монахов и монахинь обеих полов», «паразиты, пожирающие национальные блага» и т.д.
Это памфлет, представляющий значительный исторический интерес, поскольку он запустил программу первого этапа разрушения Церкви, которая будет реализована революцией в годы, начиная с 1789-го и по 1792-й, до полного разрушения, которое произойдет в 1793 году:
* упразднение всех конгрегаций и всех монастырей,
* упразднение десятины,
* налог на церковь,
* массовое сокращение числа епископов и архиепископов.
Это в дополнение к изъятию церковных активов, о котором говорится в другом памфлете Conversation entre Mgr A и Mgr B и к избранию народных епископов, о чем говорится в брошюре L’Église Gallicane и в Le Clergé dévoilé.
Таким образом, революция анонсировала себя еще до того, как она началась, с точностью высказываясь о грядущем насилии, поскольку по своей сути эта революция должна была стать анти-Христианской, в то время как все её другие характеристики оказались поверхностными или вторичными.
Акты анти-Христианского насилия
14 июля 1789 года стало днём взятия Бастилии.
4 августа Учредительное собрание заблокировало все платежи от Церкви Франции в Рим «по любой причине». 28 октября оно «обновляет» новые монашеский обеты. 2 ноября оно решает, что всё имущество духовенства будет передано народу. 22 декабря оно отбирает у епископов руководство образованием. 13 февраля 1790 года оно отменяет монашеский обет и распускает религиозные общины. Следующим шагом Учредительного собрания 12 июля стало введение в одностороннем порядке гражданской Конституции для духовенства, которая значительно сокращала количество епархий и приходов, вводила выборность епископов и приходских священников, избираемых политическими собраниями, то есть также и не-католиками, отделяла Церковь Франции от Рима и требовала от священников и епископов клятвы на верность этой самой гражданской Конституции.
Факты показывают, что революция «с самого начала», менее чем через год после штурма Бастилии, месяц за месяцем доказывала, что она систематически враждебна «традиционной церкви», которую она разрушала сверху донизу, реализуя тем самым программу, которая была запущена анти-Христианскими памфлетами, которыми вся Франция кишела в 1788 году и весной 1789 года.
Сам Папа Пий VI, впоследствии подвергшийся невыразимым страданиям и умерший в заключении во Франции, пишет:
«Итак, это равенство, эта свобода, столь превозносимые Национальным собранием, пришли лишь для того, чтобы ниспровергнуть католическую религию».
Война Революции против Церкви станет более ожесточенной и тотальной после 1790 и 1791 годов. В 1792 году Законодательное собрание примет решение, а затем будет фактически осуществлена депортация непокорных священников (которых было большинство), то есть тех, кто не придерживался гражданской Конституции духовенства, потому что это приводило к отколу от церкви. Начиная с 14 июля того же года начнутся почти повсеместные массовые убийства непокорных священников, эти же массовые убийства продолжатся и в сентябре.
В воскресенье, 2 сентября 1792 года, двадцать четыре непокорных священника подверглись нападению враждебно настроенной толпы, когда они шли в тюрьму Аббей под вооруженным конвоем. Как только они подошли к тюрьме, большая толпа, возбужденная вездесущими агитаторами, потребовала «судить» их. Судебный процесс проводил печально известный Станислав Майяр, возглавлявший роту военизированных формирований. Когда священники отказались принести присягу Конституции, их отдали на съедение толпе, которая убила большинство.
Пятеро выживших могли свидетельствовать о том, что произошло. Среди них был аббат Рош-Амбруаз Сикар, чьё заточение показало, насколько произвольными были аресты: приехав из Бордо в Париж в 1789 году, Сикар пользовался огромной популярностью у рабочих города за то, что основал школу для глухонемых детей.
В тот же день произошла еще одна бойня в кармелитской церкви на Рю де Ренн, где были заперты сто пятьдесят епископов и священников, а также один мирянин. Несколько епископов и несколько священников читали вечерню в часовне, когда революционеры-убийцы ворвались в сад и убили первого священника, которого они встретили и далее предали мечу всех тех, кого они нашли на своем пути.
Трансформация культа
После сентябрьской резни многочисленные церкви были преобразованы в храмы Разума, начиная с церкви Сен-Поль-Сен-Луи в районе Марэ. Новый культ также выразился в 1793 и 1794 годах в карнавальных шествиях, разграблении католических церквей, иконоборческих церемониях и так далее.
26 сентября Фуше заявил, что хочет заменить «суеверные и лицемерные культы» культами Республики и естественной морали, 10 октября он запретил все религиозные церемонии за пределами церквей и секуляризировал кладбища, написав при входе на них «смерть-вечный сон»; в Рошфоре Жозеф Лекинио превратил церковь в Храм Истины; в Сомме Дюмон конфисковал драгоценные предметы, используемые для поклонения (и получившие от революционеров определение «украшения фанатизма и невежества»).
Культ Разума начал развиваться во французской провинции, особенно в Лионе и в центре Франции. Движение радикализовалось, когда оно прибыло в Париж, где 10 ноября 1793 года в церкви Нотр-Дам, посвященной Разуму, был отпразднован «Праздник Свободы». Культ воспевала очень красивая парижская оперная певица, которая символизировала богиню Разума.
Геноцид Вандеи
Таким образом, осенью 1793 года наступает тотальная де-христианизация Франции. Шоу в масках с ризами и с предметами поклонения устраивались на улицах в виде гротескных шествий, затем эти же предметы и те же самые облачения сжигались на площадях с большой помпой лишёнными сана, а иногда и женатыми священниками, либо по собственной инициативе, либо по принуждению, церкви закрывались, богослужения запрещались.
Однако де-христианизация шла не только через насилие, но и через введение таких нововведений, как революционный календарь, состоящий из декад, а не недель и установление республиканской эры (начавшейся 22 сентября 1792 года).
В ноябре 1793 года департамент Совета Эндр и Луара упразднил слово dimanche (воскресенье). Григорианский календарь, инструмент, введённый Папой Григорием XIII в 1582 году, был заменен французским республиканским календарем, отменяющим святые дни и все ссылки на Церковь.
Улицы и названия мест с любым религиозным подтекстом были заменены, например, город Сен-Тропе, который стал Эракле. Религиозные праздники были запрещены и заменены праздниками, посвященными урожаю и другим не-религиозным символам.
Казнь кармелиток
Одним из самых низких и бесчеловечных моментов Французской революции, уступающий только геноциду в Вандее, стало 17 июля 1794 года, день, когда на площади Перевёрнутого трона (ныне Place de la Nation ) были гильотинированы шестнадцать кармелиток во главе со своей настоятельницей, матерью Терезой де Сен-Огюстен.
Кармелитки были признаны виновными в «заговоре против революции» за отказ отречься от монашеского обета и за призыв к прекращению зверств против Христиан.
На всем протяжении пути, ведущего к месту казни, кармелитки пели священные гимны. Одетые в белые плащи, монахини слезли с повозок, опустились на колени и спели Veni Creator Spiritus. Палач Шарль-Анри Сансон первым гильотинировал сестру Констанцию, которой было 29 лет и которая была самой молодой в группе.
Послушница преклонила колени перед своей матерью-настоятельницей, чтобы попросить у нее разрешения умереть, затем, поднявшись по ступеням гильотины, спела Laudate Dominum (Псалом 116, псалом, спетый основателем кармелитов и символизирующей основание на небесах новой общины).
Пятнадцать других кармелиток были казнены позже: сестра Мария Генриетта де ла Провиденс, медсестра, предпоследней и старшая мать-настоятельница последней. Пение монахинь, поднявшихся на эшафот, произвело сильное впечатление на зрителей, ставших свидетелями этой казни.
Их тела и головы были брошены в одну из двух братских могил, вырытых на находящемся по соседству кладбище Пикпус.
В начале 1795 года начинается возврат к какой-то форме веры, основанной на религии и принимается новый закон, который легализует публичное богослужение, хотя и со строгими ограничениями.
Звон церковных колоколов, крестные ходы и демонстрация Христианского креста были по-прежнему запрещены.
Вновь обретённая религиозная свобода в населённых пунктах на западе после резни в Вандее не могла, таким образом, не распространяться на остальную часть Франции: 21 февраля 1795 года депутат с побережья Буасси д'Англа вновь предложил свободу вероисповедания на том основании, что подпольная религия может быть намного опаснее публичной. Таким образом церкви были вновь открыты, даже несмотря на то, что по-прежнему существовало множество ограничений по религиозным вопросам (священникам было запрещено носить рясу, совершать процессии, звонить в колокола ...).
Этот указ способствовал восстановлению конституционного духовенства, которое требовало реституции их священнических лицензий, отобранных силой; но и несломленное духовенство, вернувшееся во Францию начало реорганизацию (при противодействии парижского правительства) римского культа.
Секуляризация и попытки установить новую гражданскую веру отдалили часть французов от Христианской традиции, но события показали, что большинство людей по-прежнему привержены традиционному поклонению. Это стало причиной, которая подтолкнёт Наполеона Бонапарта к заключению Конкордата с католической церковью в 1801 году.
26 августа 1789 года была принята Декларация прав человека и гражданина - торжественный перечень основных прав каждого индивидуума.
Все эти права достойны похвалы. Напомним некоторые из них.
Статья 4
Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
Статья 10
Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.
Статья 11
Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
В свете того, что произошло, катастрофического кровопролития, массовых убийств, геноцида в Вандее, режима террора и всего, что будет происходить в последующие годы, становится ясно, что единственным актом, соответствующим революционным принципам, было освобождение евреев.
В остальном имело место лишь разрушение, что находится в вопиющем противоречии со всеми перечисленными принципами.
Вот слова генерала Вестерманна, адресованные Комитету общественного здравоохранения в Париже, которыми 23 декабря 1793 года он торжественно объявляет об окончательном поражении вандейцев:
«Граждане-республиканцы, Вандеи больше нет! Она умерла под нашей свободной саблей вместе со своими женщинами и детьми. Мы просто похоронили её в болотах и лесах Савенэ. По приказу, который вы мне дали, я раздавил детей копытами лошадей и перебил женщин, которые больше не будут рожать разбойников. У меня нет ни одного пленного, чтобы винить себя. Я их всех истребил ... улицы усыпаны трупами. Расстрелы продолжается непрерывно »
За Французской революцией без всякого сомнения стояла рука дьявола.
Революционеры дали нам представление о том, на что способны люди, оставленные в одиночестве и ставшие добычей зла. Другие примеры мы получили в течение двадцатого века и конечно нет в них недостатка и в наше время.