Многие историки считают, что телеграмма Циммермана изменила историю планеты и утверждают, что если бы её не было, то мир был бы совершенно не таким, каким мы знаем его сегодня. По-факту именно после этой телеграммы Соединённые Штаты вступили в Первую мировую войну на стороне Великобритании и Франции, окончательно изменив судьбу конфликта, который в противном случае либо зашёл бы в тупик, либо закончился бы победой Центральных держав.
На самом деле есть много веских причин, которые позволяют сомневаться в том, что телеграмма Циммермана действительно стала решающей. Конечно, она стала поводом, столь желанным и давно ожидаемым, чтобы оправдать вступление Соединённых Штатов в войну против воли населения.
Но то давление, которое международный сионизм оказывал на Соединённые Штаты, экономическое, финансовое, политическое и через средства массовой информации, было настолько мощным и подгоняющим, что рано или поздно США всё-равно вступили бы в войну с или без телеграммы.
Повод нашёлся бы другой, но конечный результат оказался бы тем же.
Телеграмма Циммермана
Телеграмма Циммермана была закодированной телеграммой, которую министр иностранных дел Германии Артур Циммерман отправил немецкому послу в Вашингтоне Йоханну фон Бернсторфу, который позже, спустя три дня, переслал её немецкому послу в Мексике Хайнриху фон Экхарду.
Следовательно, речь идёт о шифровке министра иностранных дел Германии, Артура Циммермана, адресованной послу Германии в Мексике.
Копии этой телеграммы доступны в немецких архивах. Выше можно видеть зашифрованную телеграмму, отправленную через Вестерн Юнион из посольства Германии в Вашингтоне и полученное немецким посольством в Мехико.
Ниже расшифрованный текст телеграммы на английском.
«Мы намерены начать с 1 февраля беспощадную подводную войну. Несмотря ни на что, мы попытаемся удержать США в состоянии нейтралитета. Однако в случае неуспеха мы предложим Мексике: вместе вести войну и сообща заключить мир. С нашей стороны мы окажем Мексике финансовую помощь и заверим, что по окончании войны она получит обратно утраченные ею территории Техаса, Новой Мексики и Аризоны. Мы поручаем вам выработать детали этого соглашения.
Вы немедленно и совершенно секретно предупредите президента Карранса, как только объявление войны между нами и США станет совершившимся фактом. Добавьте, что президент Мексики может по своей инициативе сообщить японскому послу, что Японии было бы очень выгодно немедленно присоединиться к нашему союзу.
Пожалуйста, обратите внимание президента на тот факт, что мы впредь в полной мере используем наши подводные силы, что заставит Англию подписать мир в ближайшие месяцы».
Подпись: Циммерман
Шифрование телеграммы
Если в двух словах, то в телеграмме министр иностранных дел Циммерман требует от немецкого посла в Мексике предложить специфический союз президенту Мексики Венустиано Карранса, но только в том случае, если США вступят в войну против центральных империй. Немцы собрались помочь мексиканцам вернуть земли, потерянные Мексикой семьдесят лет назад, предварительно втянув в конфликт на своей стороне Японию. Всё это должно было осуществится только в том случае, если США объявят войну Германии, но никак не раньше.
Возможно, что это предложение было несколько наивным, особенно если учесть слабые военные возможности Мексики в тот период и её внутренние проблемы, включая политическую нестабильность, которая поставила страну на грань гражданской войны.
Семьдесят лет назад Мексика уже потеряла Техас, Нью-Мексико и Аризону. Бросая вызов Соединённым Штатам в новой войне Мексика при её тогдашнем положении серьёзно рисковала потерей всех других своих северных территорий, соответственно уже изначально это предложение было неприемлемо для Каррансы, который, как следует уточнить, так никогда и не получил никаких подобных предложений от немецкого посла.
Сообщение, отправленное из Берлина в Вашингтон, было зашифровано при помощи нового секретного кода 7500. Поскольку посол Германии в Мексике фон Экхард не имел этого кода, немецкий посол в Вашингтоне после поучения сообщения де-шифровал его и перекодировал, использовав старый секретный код 13040, после чего отправил сообщение в Мексику.
Согласно официальной историографии, англичане не смогли полностью расшифровать секретный код 7500, так как он был совсем недавно создан немцами. При этом им действительно удалось расшифровать код 13040. И, следовательно, они перехватили телеграмму адресованную немецкому посольству в Мексике и расшифровали её содержание.
История телеграммы
Важно понимать всю последовательность событий, которые привели Соединённые Штаты к объявлению войны, связав эти события с содержанием Декларации Бальфура, разговор о которой ещё впереди. На самом деле есть некоторые моменты, которые необходимо прояснить.
12 января 1917 года: первые черновики телеграммы Циммермана, хранящиеся в немецком государственном архиве.
16 января 1917 года: Циммерман посылает закодированную новым кодом 7500 телеграмму послу Германии в Вашингтоне. Британцы перехватывают эту телеграмму, но они не в состоянии расшифровать её код, точнее, исторические документы показывают, что они сумели понять содержание телеграммы, но не расшифровали её в идеале.
Уильям Реджинальд Холл, Комната 40
19 января 1917 года: посольство Германии в Вашингтоне расшифровывает телеграмму, перекодирует её и передаёт в Мехико, используя старый код 13040. Англичане перехватили телеграмму и расшифровали. Де-кодирование осуществлялось Уильямом Реджинальдом Холлом в знаменитой Комнате 40.
25 января 1917 года: Вудро Вильсон начинает свой 2-й срок в качестве президента Соединённых Штатов. Он шёл на выборы под лозунгом «Сначала Америка», обещая своим избирателям удержать США в стороне от войны. Вся его избирательная компания базировалась именно на этой гарантии.
31 января 1917 года: Германия анонсирует неограниченную подводную войну против Великобритании, которая должна начаться со следующего дня. Немцы рассматривали этот шаг как единственную возможность пресечь поставки военных материалов из США и их доставку их в Великобританию.
3 февраля 1917 года: США прерывают дипломатические отношения с Германией и предписывают её послу покинуть страну.
7 февраля 1917 года: первая документально подтверждённая встреча между сэром Марком Сайксом, представляющим правительство Великобритании, Хаимом Вейцманом и лордом Ротшильдом, представляющими международный сионизм. Сионисты обращаются с официальной просьбой к министру иностранных дел Великобритании лорду Артуру Бальфуру публично высказаться в пользу заселения евреями Палестины.
14 февраля 1917 года: посол Германии в Соединённых Штатах граф Бернсторф покидает Нью-Йорк на датском пароходе «Фридрих VIII», направляющимся в Копенгаген.
16 февраля 1917 года: пароход «Фридрих VIII» задержан в порту Галифакс. Посол Германии находится в изоляции в течении двух недель без связи с внешним миром. Устранение Бернсторфа от переговоров очень важно. Он являлся очень влиятельным персонажем, который всегда работал в интересах Германии на обеспечение мира с Соединёнными Штатами.
17 февраля 1917 года: первая полноценная конференция, приведшая к Декларации Бальфура. Присутствовали представители международного сионизма: раввин Мозес Гастер, лорд Ротшильд, Герберт Сэмюэл, Джеймс де Ротшильд, Нахум Соколов, Джозеф Коэн, Герберт Бентвич, Гарри Захер, Хаим Вейцман; британское правительство представлял сэр Марк Сайкс. На этой встрече было заключено официальное соглашение между англичанами и сионистами. Условия того, что носит название Декларации Бальфура, были окончательно согласованы: сионисты обязались ввести в войну Соединённые Штаты, используя всю имеющуюся у них политическую, финансовую, экономическую и медийную мощь, настоящий линкор, а Великобритания взамен давала обязательство сионистам после победы в войне и вступления во владение территорией Палестины поощрять въезд евреев на эту территорию. Обмен, который обе стороны сочли удачным: победа для англичан, Земля Обетованная для евреев. За пределами Палестины евреи, как сионисты, так и анти-сионисты, были очень заинтересованы в победе союзников. Эта победа должна была разрушить Центральные империи, открыв широкие перспективы для будущего развития.
23 февраля 1917 года: англичане, вероятно, после получения копии оригинальной телеграммы на немецком языке, передают переведённую на английский язык телеграмму послу США.
27 февраля 1917 года: пароходу «Фридрих VIII» разрешено покинуть Галифакс.
1 марта 1917 года: содержание телеграммы, обнародованное американским правительством, публикуется в прессе. Эффект от СМИ огромен. Сорвавшаяся с привязи сионистская пресса наваливается на обывателя со всеми своими огненным жаром и медийным аппаратом. Газеты манипулируют новостью, искажая реальное содержание телеграммы.
Заголовки в «Нью-Йорк Таймс» выглядят примерно так:
«Германия ищет союзников против США; c этой целью она ведёт консультации с Японией и Мексикой; полный текст её предложения стал достоянием общественности».
«Вашингтон Пост»:
«Сорван немецкий заговор с целью захватить Соединённые Штаты при помощи Японии и Мексики; частично этот план, запущенный в Берлине 19 января, продвигал фон Бернсторф, сейчас он в руках президента».
Тем не менее, среди населения оставалось много сомнений в подлинности телеграммы. Для многих американцев новость не заслуживала доверия, у других она вызывала обыкновенный смех и ни в коем случае не представляла собой конкретной угрозы. Американцы проявляли желание мира. Несмотря на массированную анти-немецкую пропаганду, было известно, что Германия вовсе не заинтересована в том, чтобы США вступили в войну. Отсутствие на своём посту немецкого посла оказывало значительное влияние, так как он не мог выступить в роли посредника перед правительством Соединённых Штатов и объяснить намерения немцев. Но даже несмотря на отсутствие посла американский народ был против вступления США в войну.
Некоторые сенаторы высказывали сомнения в подлинности телеграммы, написав британскому правительству:
«Это правительство не сомневается в подлинности сообщения, однако было бы весьма выгодным, если бы британское правительство предоставило бы нам возможность расшифровать оригинальное сообщение, копию которого мы получили из вашингтонского телеграфного офиса...... Ручаемся (министру иностранных дел Артуру Бальфуру), что у нас возникли серьёзные сомнения, перед тем как сделать данный запрос».
29 марта 1917 года: казалось бы, что всё уже успокаивается. Но вдруг, 29 марта, по неизвестным причинам Артур Циммерман лично выступил с признанием подлинности телеграммы.
Вот первая часть письма Циммермана:
«Я не писал никакого письма генералу Каррансе. Я не настолько наивен. Я просто отправил по пути, который мне казался безопасным, инструкции для нашего посла в Мексике. Сейчас выясняется, как эти инструкции попали в руки американских властей. Я поручил нашему послу в Мексике в случае войны предложить Мексике союз Германии и одновременно предложить Японии присоединится к этому союзу. Я ясно заявил, что несмотря на подводную войну, мы надеемся что Америка сохранит нейтралитет. Мои инструкции должны были быть исполнены только после того, как Соединённые Штаты объявят войну и окажутся в состоянии войны. Я считаю, что эти инструкции были абсолютно лояльны по отношению к Соединённым Штатам
... »
2 апреля 1917 года: президент Вильсон собирает Конгресс и просит утвердить объявление войны. Несмотря на организованную в СМИ ярость, большинство американцев по-прежнему против войны, однако лишь несколько сенаторов и депутатов высказываются против объявления войны.
6 апреля 1917 года: Соединённые Штаты объявляют войну Германии на эмоциональной волне признаний Циммермана. Сразу же после этого начинается беспрецедентная и ужасающая по силе компания военной пропаганды направленная на то, чтобы убедить американцев, что война направлена на «спасение демократии в мире».
2 ноября 1917 года: министр иностранных дел Великобритании Бальфур подписывает письмо Бальфура лорду Ротшильду, в котором он обязуется поддержать переселение евреев в Палестину, землю, которая в тот момент принадлежала Османской империи.
Сомнительные и тёмные моменты
Телеграмм Циммермана имеет три аспекта, неясные для истории:
1. как англичанам удалось расшифровать часть нового немецкого секретного кода 7500 и весь код 13040;
2. зачем Циммерман составил эту бессвязную телеграмму, предлагая в ней маловероятные и не-реализуемые союзы;
3. почему, когда казалось, что всё уже успокоилось, Циммерман почувствовал необходимость сделать признание, что телеграмма была подлинной, развеяв все сомнения и тем самым фактически предопределив вступление в войну Соединённых Штатов.
Что касается кодов, то мы знаем, что точно такая же ситуация с ними возникла во время Второй мировой войны. В её случае это был знаменитый Код Энигмы. Или мы должны принять тот факт, что у британцев во все времена есть блестящие и непревзойдённые мастера по расшифровке зашифрованных сообщений, или, что более реалистично, мы должны принять тот факт, что некоторые немцы предали свою страну, передав секретные коды и конфиденциальную информацию, облегчив, таким образом, работу англичанам.
Версия англичан, естественно, состоит в том, что они являются гениями с экстраординарными навыками разгадывания.
Ни один предатель никогда публично не заявлял о своём предательстве. Однако для полноты информации следует учесть, что в Германии в 1917 году не было дискриминации евреев и они могли занимать самые высокие государственные должности. Грубо говоря, можно сказать, что на вершине Империи было много сионистов. Соответственно, они также имели доступ к конфиденциальной информации. Некоторые историки утверждают, что англичане вообще ничего не знали о телеграмме, но были проинформированы о ней именно немецкими сионистами.
Таким образом информация о телеграмме и поддержка сионистского лобби стали ценой за Палестину.
Чтобы пролить свет на всю неуклюжую операцию Циммермана, как при составлении им телеграммы, так и при саморазоблачении, необходимо углубить контекст и понять, кем вообще был Артур Циммерман. Но это выходит за рамки нашего повествования.
Пропаганда и давление СМИ
Военная пропаганда США уже опережала своё время. В то время медиа-кондиционирование фильмов и изображений ещё находилось в зачаточном состоянии, но его эффективность была уже хорошо подмечена.
Перед телеграммой Циммермана американцам уже продемонстрировали на больших экранах милитаристский фильм «Боевой клич мира» (1915) в котором немецкие захватчики атаковали добродетельных юных дев Нью-Йорк Сити.
Улицы больших американских городов уже были обклеены изображениями напоминающими о жестокости немцев. Уже началась пропаганда, которая криминализировала немецких солдат, виновных в отрубании рук бельгийским детям.
Немцы были представлен в образе агрессивных обезьян, точно так же, как в 1898 году пропаганда представляла испанцев во время испано-американской войны.
Слева испанцы в 1898 году, справа немцы в 1917
Но это было только начало. Сразу после объявления войны Соединённые Штаты приняли специальные законы, фактически запрещавшие критическую позицию по отношению к войне, устранявшие свободу слова и затыкающие рты всем тем, кто был против войны (закон о шпионаже 1917 года) -
Espionage Act of 1917 - Wikipedia
en.wikipedia.org
Затем США призвали Эдварда Бернейса, внука Зигмунда Фрейда, возглавить министерство пропаганды или Комитет общественной информации.
Шесть месяцев спустя американские парни были наполнены энтузиазмом пойти на войну, чтобы сражаться за свободу и , прежде всего, за демократию во всём мире, против людей которых они не знали, без понимания и мотивов за что они идут воевать в далёкую Европу.
В свою очередь их семьи уже были психологически подготовлены иметь сыновей, которые пали в бою.
В реальности эти американские парни пошли воевать за то, чтобы реализовать чужие мечты. И это в истории был как не первый, так и не последний случай.