В 1980 году НАТО сбила итальянский авиалайнер в неудачной попытке убить Каддафи

Jan 12, 2020 18:40





Вечером 27 июня 1980 года самолёт Макдоннелл Дуглас (ДС-9) рейса 870 авиакомпании Aerolinee Itavia вылетел из итальянской Болоньи в направлении Палермо, Сицилия.

На борту находились 77 пассажиров, два пилота и два бортпроводника. Из них 64 были взрослыми пассажирами, 11 - детьми в возрасте от двух до двенадцати лет и двое - детьми в возрасте до 24 месяцев.

Как обычно, рейс 870 авиакомпании «Итавиа» шел без всяких происшествий по своему обычному маршруту на юг вдоль побережья Италии. Затем, в 8:59 вечера, самолет внезапно исчез с экранов радаров итальянского управления воздушным движением.

От пилотов не поступало сообщений о неполадках и не было никаких  объявлений о чрезвычайной ситуации - в одну секунду самолет находился в воздухе, а в следующую - пропал. Все 81 человек на борту погибли, когда обломки самолёта упали в море.

Сначала казалось, что обстоятельства пропажи не имеют логического объяснения - самолет летел идеально, а затем, совершенно необъяснимо, взорвался в воздухе с исчезновением всех находившихся на его борту.

В ответ на вопросы средств массовой информации правительственные чиновники предположили, что рейс 870 мог упасть от взрыва бомбы, заложенной террористами. Первоначально это объяснение имело некоторый смысл, но позже ни одна террористическая организация не выступила с заявлением о своей ответственности.



Неудовлетворённые, СМИ вернулись к теме, чтобы задать больше вопросов - и тогда, словно по какому-то приказу сверху, чиновники вдруг замолчали. Никакой дополнительной информации не поступало. Это, в свою очередь, породило у СМИ подозрения, что реальная история скрывается от общественности. К сожалению, они оказались правы. Куда бы они ни обращались, двери внезапно закрывались. Казалось, что никто не хочет говорить о том, что произошло.

Еще более зловеще выглядело то, что вскоре обнаружилось, что ленты радиолокационных диаграмм исчезли или были каким-то образом стёрты. Другие записи также отсутствовали или внезапно стали недоступны. Ещё более пугающим было то, что ключевые свидетели стали умирать при странных обстоятельствах - автомобильные аварии, самоубийства и даже сердечный приступ.

За этим последовало начало сокрытия, продолжавшегося несколько десятилетий и вышедшего на самый высокий уровень минимум трёх правительств. Этот покров секретности действует до сегодняшнего дня. События развивались как в чернушном голливудском фильме, за исключением того, что они были совершенно реальными.

Обстановка, предшествовавшая расстрелу в воздухе

В 1980 году международное сообщество сплотилось против становившегося всё более воинственным ливийского правительства под руководством полковника Муаммара Каддафи.

Полковник Муаммар Каддафи в Тунисе с премьер-министром Туниса Мухаммедом Мзали в Монастире, 18 августа 1983 года.



В Соединенных Штатах администрация Джимми Картера пребывала у власти свой последний год и была втянута в предвыборную гонку с выскочкой-актёром и бывшим губернатором Калифорнии по имени Рональд Рейган.

В Европе НАТО было глубоко вовлечено в Холодную Войну. Советский Союз только что вторгся в Афганистан - казалось, что мир находится на грани конфликта.

Для стран по линии Средиземного моря Ливия становилась растущей проблемой. Силы Каддафи все чаще принимали участие в попытках дестабилизировать марионеточные про-западные правительства в регионе, в том числе многие бывшие французские колонии в Северной Африке. С точки зрения французского правительства, пришло время устранить «проблему» Каддафи.

Если верить новым документам, обнаруженным в Ливии, то возможность убить Каддафи представилась в ночь на 27 июня 1980 года, когда он должен был лететь домой из Европы и пересечь Средиземное море на своем личном самолете «Туполев».

Пара французских реактивных истребителей «Мираж» была подготовлена для совершенно необычной миссии - самолет Каддафи должен был быть перехвачен и сбит, оставляя все заинтересованные стороны с правдоподобным отрицанием. Если все пройдёт хорошо, то обломки затеряются в море и данная акция решит ливийскую проблему раз и навсегда.

Истребитель «Мираж»



Однако с самого начала всё пошло совсем не так, как планировалось. То, что должно было стать простым перехватом, превратилось в хаотичный воздушный бой реактивных истребителей, в котором были задействованы самолёты как минимум из четырёх стран.

Французы, ливийцы, итальянцы и американцы сошлись в одной точке над морем у побережья Италии - и в эту свалку залетел рейс № 870 авиакомпании «Итавиа», совершенно не подозревающий о предстоящей драме.

Однако неосведомлённые французы не знали, что их попытка убийства была обречена с самого начала. Согласно недавно раскрытым ливийским документам, Каддафи в последний момент был предупреждён о заговоре кем-то из SISMI, итальянской секретной службы.

Поэтому Каддафи принял моментальное решение и направил свой самолет на посадку на острове Мальта.

Примечательно, что итальянское Агенство информации и внешней безопасности (SISMI) поддерживало определенную степень влияния посредством своих контактов с высшим руководством Ливии. Италия поддерживала тесные связи с Каддафи в течение многих лет - в 1986 году итальянский политик Беттино Кракси позвонил Каддафи, чтобы предупредить его о предстоящем рейде F-111 ВВС США - в очередной раз с помощью итальянцев Каддафи остался в живых, покинув свой комплекс за несколько минут до того, как в него попали бомбы.

Беттино Кракси, спаситель Каддафи



В ту ночь, в 1980 году, истребитель МиГ-23 ВВС Ливии уже летел на север, чтобы встретить и сопроводить самолет Каддафи домой в Ливию, в то время как он направился на Мальту.

Каким-то образом, в суматохе развития событий, пилот МиГ-23, Эзедин Коал, не был ни уведомлен, ни отправлен обратно на базу. Вместо этого он полетел на север через Средиземное море в поисках «Туполева» с Каддафи.

Ливийский «Туполев»



НАТОовцы немедленно опознали ливийский МиГ-23 в качестве «быстро-движущегося объекта» на своих радарах ПВО. В соответствии со стандартным протоколом ВВС Италии и ВМС США направили истребители для перехвата самолета, когда он приблизился к воздушному пространству Италии.

Короткая беспорядочная стычка

Через несколько минут ливийский МиГ-23 уже был у берегов Сицилии. Одновременно три реактивных истребителя F-104S ВВС Италии и по меньшей мере один A-7 Corsair II ВМС США (вероятно, было два самолёта) заблокировали его с востока.

Два французских самолета «Мираж» мчались с севера с мрачным намерением выполнить свою смертельную миссию убийства.

И вот теперь, когда не менее семи, а возможно, целых девяти истребителей НАТО сошлись в одной точке на карте ночного неба над Средиземным морем - и, совершенно ничего не подозревая, в самый разгар развивающейся схватки в неё влетел самолет рейса № 870 авиакомпании «Itavia».

Судя по всему, ливийский пилот МиГ-23 первым заметил на своем радаре гражданский авиалайнер DC-9. Самолет, как и ожидалось, направлялся на юг. Для ливийского пилота он был именно там, где и должен был быть.

Он развернул свой Миг-23, чтобы соединиться в тесном строю с авиалайнером, который он, очевидно,  в темноте ночного неба принял за «Туполева» Каддафи . Для французских летчиков-истребителей эта недавно сформировавшаяся пара самолетов точно соответствовала ожиданиям их  миссии.

Образовалась большая цель размером с авиалайнер, явно «Туполев» Каддафи, сопровождаемая одиноким ливийским реактивным истребителем, который присоединился к нему с юга. Вместе эти две цели двигались на юг в направлении Ливии.

Никаких предупредительных выстрелов не было - это должно было стать убийством, простым и незамысловатым. Один из французских пилотов выпустил ракету класса «воздух-воздух», нацеленную на более крупную цель. Ракета попала точно в цель, поразив носовую часть самолета рейса 870 авиакомпании "Итавиа" идеальным попаданием. У авиалайнера не было ни единого шанса - его буквально разорвало в небе.

Пока французские пилоты «Миража» наблюдали, как вдали появляется и исчезает огненный шар, их радары показывали, как ливийский МиГ-23 отрывается и разворачивается в контратаку. Оставался лишь единственный выход - они должны были сбить и его тоже.

Увидев ракетный удар по находящемуся поблизости авиалайнеру, пилот ливийского МиГ-23 Эзедин Коал сорвался с места в поисках ближайшего воздушного судна противника.  Во всех направлениях, куда бы ни указывало ему чутьё, радар внезапно показывал наличие вражеских истребителей.

Три итальянских истребителя F-104 приблизились к ливийцу с одной стороны, в то время как один или два Корсара A-7 из ВМС США зашли с другой стороны.

Два французских истребителя «Мираж» надвинулись с севера, их радары освещали его системы раннего предупреждения, когда они выслеживали его и готовились открыть огонь.

Два МиГа 23 ВВС Ливии, аналогичные тому, который разбился на Силе



Обрубание концов - конец МиГ-23

С точки зрения Эзедина Коала, он был в полном одиночестве и попал в крупную неприятность. При небольшом количестве вариантов ему оставалось сражаться и каким-либо образом прорываться на юг. Шансы выжить были явно невелики. Не могло быть никаких сомнений во враждебном намерении вражеских самолетов - в конце концов, они только что сбили и, по его мнению, убили самого полковника Каддафи, того самого человека, которого он должен был сопровождать и защищать.

За этим последовала запутанная серия скоростных маневров и контрманевров в тёмном ночном небе над Италией. Французские и ливийский самолеты маневрировали над водой в манёвренном воздушном бою, в то время как американские и итальянские самолеты кружили над схваткой.

Бой переместился на восток над материковой Италией, прежде чем МиГ-23 был окончательно сбит либо загнан в горы, которые остались скрытыми для него во мраке ночи внизу.

В конечном итоге, ливийский МиГ-23 врезался в горы Сила в Кастельсилано, Калабрия, расположенные в центральной части южной Италии. В одно мгновение  Эзедин Коал погиб в аварии.

Выполнив свою миссию, французские истребители «Мираж» развернулись и полетели на север, во Францию. С последовавшим запрятыванием концов в воду, казалось, что не будет никаких свидетельств их убийства Муамара Каддафи.

Последствия и тщательное сокрытие факта воздушного боя

Однако Каддафи будет жить вплоть до т.н. ливийской «арабской весны» 2011 года. Франция никогда не станет публично говорить о событиях той ночи. Италия тоже предпочтёт политику молчания и сокрытия.

Соединенные Штаты будут хранить молчание, будучи сторонним, не-европейским наблюдателем. Среди оглушительного молчания официальных источников СМИ назвали крушение рейса 870 «Резнёй над Устикой» («Strage di Ustica» - в честь близлежащего острова в Тирренском море).

После, 18 июля 1980 года, через 21 день после обстрела, обломки ливийского МиГ-23 были обнаружены в горах Сила. Тело ливийского летчика Эзедина Коала все еще оставалось привязанным к катапультируемому сиденью, его личность была раскрыта по имени, напечатанном на его шлеме.

Официальные лица были не слишком довольны, когда два новостных репортёра отправились для документирования места крушения. Они приказали арестовать обоих и держать под стражей до тех пор, пока те не согласятся переформатировать свой фильм.

Несмотря на эти дальнейшие попытки сокрытия, позже пресса обнаружила, что тело ливийского пилота было необъяснимо разложено, как будто это соответствовало тому, что он умер тремя неделями ранее, как раз во время падения рейса 870. Это связало оба события и подлило ещё больше масла в огонь интереса прессы.

Тело пилота будет репатриировано в Ливию после того, как на какое-то время его похоронили в Италии.

Обломки MIG-23MS ВВС Ливии обнаруженного в горах Сила в районе Тимпа-делле-Магаре, в теперешнем муниципалитете Кастельсилано-Кротоне



Странные совпадения и несколько необъяснимых смертей

Некий «колпак» прикрытия над делом ещё больше увеличился, когда радиолокационные ленты, которые документировали события той ночи, оказались каким-то образом стёрты или исчезли. Возможно, это было случайностью, но, опять же, это был просто очередной случай в длинной череде подобных, которые вряд ли представляли собой простые совпадения.

Аналогичным образом, из-за преград и тщательного сокрытия потребовалось почти девять лет, чтобы восстановленные части DC-9 были исследованы и внесены в официальный отчет о расследовании авиационных происшествий - немыслимое время для сферы авиации.

В отчете был сделан однозначный вывод: «Все имеющиеся улики, рассмотренные коллегиально, подтверждают, что инцидент с DC-9 был вызван ракетой, которая взорвалась возле носа самолета. На данный момент этих улик недостаточно, чтобы указать на тип, происхождение и принадлежность ракеты ».

Журнал «Aviation Week and Space Technology» подкрепил доклад публикацией о том, что повреждение фюзеляжа авиалайнера соответствовало повреждению, вызванному боеголовкой ракеты с монолитным стержнем, используемой в ракетах класса «воздух-воздух». Любые сомнения в причастности военных к этим событиям быстро исчезали - но чьих военных?

Были ли ливийцы ответственны за акт воздушного терроризма? Или это был кто-то другой? Вскоре левые политики выдвинули лозунг, согласно которому американцы и ВМС США случайно сбили самолет.

Еще более пугающим, хотя, возможно, опять же случайным, было то, что многие из тех, кто работал в ту ночь и кто впоследствии мог стать главным свидетелем событий, умерли при странных обстоятельствах. Командир итальянской авиабазы, с которой стартовали перехваченные итальянские истребители-перехватчики F-104S, внезапно погиб в автомобильной катастрофе.

Истребитель F104 Starfighter



Двое из радарных операторов, которые видели на экранах полную картину событий той ночи, покончили с собой, повесившись (странный личный выбор, учитывая сопутствующую боль).

Еще один радарный оператор также умер, но на этот раз от неожиданного сердечного приступа - ему было всего 37 лет. Четвертый авиадиспетчер, который непосредственно знал о событиях той ночи, был позже найден убитым.

Наконец, два из трёх пилотов итальянских ВВС, которые перехватили ливийский МиГ-23, погибли в воздушном столкновении во время авиашоу в Рамштайне в Германии. Для многих конспирологов эти смерти стали более, чем просто совпадением.

Некоторые из должностных лиц итальянских ВВС, которые могли знать о причинах катастрофы, внезапно умерли.

3 августа 1980 года: полковник Пьеранджело Теолди был назначен командиром авиабазы Гроссето, но так и не успел принять командование из-за своей смерти - автомобильная авария.

9 мая 1981 года: Маурицио Гари, диспетчер РЛС ПВО региона Поджио Баллоне (Тоскана) - сердечный приступ в возрасте 37 лет.

31 марта 1987 года: Марио Альберто Деттори, радиолокационный диспетчер противовоздушной обороны Поджио Баллоне - самоубийство через повешение.

28 августа 1988 года: Марио Нальдини и Иво Нутарелли, итальянские военно-воздушные силы - пилоты, которые пересекли траекторию полета Рейса 870 27 июня над Тосканой - воздушное столкновение во время авиасалона в Рамштайне в 1988 году.

1 февраля 1991: Антонио Муцио, офицер диспетчерской вышки Ламеция-Терме - убит.

2 февраля 1992 года: Антонио Пальяра, радиолокационный диспетчер ПВО "Отранто" - автомобильная авария.

21 декабря 1995 года: Франко Паризи, радиолокационный диспетчер ПВО Отранто - самоубийство через повешение.

Наконец, даже официальное расследование запущенное итальянским судьей по имени Росарио Приоре было сведено на нет препонами, выставленными НАТО и итальянскими политическими и военными деятелями.

В своём докладе судья отметил факты очевидного сокрытия обстоятельств дела и впоследствии четырём итальянским генералам будет предъявлено обвинение в государственной измене за то, что они препятствовали расследованию. По истечении срока исковой давности их дела будут прекращены.

В июле 2006 года извлеченные фрагменты Рейса 870 были повторно смонтированы и доставлены в Болонью с авиабазы Пратика-ди-Маре под Римом. Год спустя, в июне 2007 года, вновь собранный фюзеляж был выставлен на всеобщее обозрение в недавно открытом Музее памяти Устики в Болонье.

Это безмолвное свидетельство того, что, вероятно, было совершено покушение на убийство, которое пошло не так - адски ошибочно - и в результате погибли 81 ни в чём не повинное гражданское лицо и пилот ливийского МиГа.

Затем в 2008 году бывший президент Италии Франческо Коссига пошёл ещё дальше и сделал утверждение о том, что самолет Itavia Рейса 870 был сбит французскими истребителями. Его признание было ошеломляющим, но все же подробности событий той ночи не были обнародованы. Вскоре после этого Франция получила иск о возмещении ущерба. Меньше чем через два года Коссига умрёт от проблем с дыханием.

Франческо Коссига, бывший президент Италии



Наконец, в 2011 году итальянские суды обяжут правительство Италии выплатить 127 миллионов долларов в качестве компенсации семьям погибших. Правдивая история о том, что произошло в ночном небе над Тирренским морем, наконец-то приблизилась к прояснению.

С выходом на свет последних документов из ливийских правительственных архивов остается только один вопрос: когда государственные чиновники наконец возьмут на себя ответственность за то, что произошло - подтвердят или опровергнут последовательность событий, заявленную в ливийских документах.

Одна из жертв резни DC9, обнаруженная в море у острова Устика через несколько часов после катастрофы



Франция, НАТО, Страницы истории, авиакатастрофы, Италия, Устика

Previous post Next post
Up