Статья на скорую руку, подготовленная несколько лет назад для сборника студенческих, магистерских и аспирантских работ.
Чарльз Диккенс писал: "Трудолюбие - душа бизнеса и краеугольный камень процветания". В последнее время создается впечатление, что в нашем государстве ценность труда (трудолюбия как положительного свойства личности) резко снизилась! Нередко можно услышать горькую фразу: "Больше работаешь - меньше получаешь"; популярна и идея о некоем благословенном месте, где вознаграждение получают просто за должность, а не за вложенные усилия. У многих (инфантильных и не очень!) горожан карьерная мечта - именно такое место!
Встречается и бытовое противопоставление понятий "работа" и "труд", когда первое слово считается созвучным рабству, а второе - воспринимается как более благородное или хотя бы приемлемое. В одной московской компании руководитель ввел штрафы за произнесение слов "работа", "работник", заработная плата" и декларирует исключительно "Сотрудничество" (как некий высокий идеал).
При этом у ряда обывателей создается впечатление, что понятия «труд» и «работа» синонимичны. Подкрепляет эту мысль даже толковый словарь В.Даля, который определяет труд как «работу, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет». Слово «работать» же, в свою очередь, толкуется как «трудиться, делать, производить что руками телесной силой и уменьем, а иногда умственно, упражняться, заниматься чем». Нетрудно заметить, что работа и труд перекрестно повторяются в словарных толкованиях.
Нам представляется важным внести терминологическую ясность, а также проследить в общих чертах изменение взглядов на полезность (ценность) труда в обществе.
С физической точки зрения термин «работа» связан с затратами энергии в ходе деятельности и выходом организма из состояния покоя. «Всякий труд - это работа, но не всякая работа - труд» [1], - бодро рапортует нам безымянный автор реферата, выложенного в свободный доступ. Но доказательства не выглядят убедительными.
И вновь смешение предлагается читателям интернет-ресурсов по психологии труда: работа - материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Работа - это труд человека, а под трудом понимается сознательная, целенаправленная деятельность, приложение людьми умственных или физических усилий для создания полезных продуктов либо для достижения положительных результатов производства при условии удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей [2].
Профессор Пачкория Д.С. предложил следующее определение: «Труд - это внешняя и целесообразная форма свободного проявления внутренних сущностных сил (рабочая сила) человека, благодаря которому создается производимое (искусственное) богатство». [3]
Его точку зрения развил Парцвания В.В.: «Труд - сущностное призвание человека, его субстанциональное могущество и наслаждение жизнью. Развлечения, игры, тренировки и тому подобное, разумеется, виды человеческого действия, однако, они не являются трудом, так как труд - субстанция человека, очевидно, он является предикатом человека и не характерен для других феноменов. Рабочий скот или станок могут не трудиться, а работать.
Работа представляет собой животный, античеловеческий, принудительный (все равно внеэкономическое это принуждение или экономическое) вид труда. Поэтому раб, крепостной крестьянин, рабочий лишены труда как радости, как наслаждения жизнью, и они, в сущности, не трудятся, а работают (к сожалению, во многих языках и сегодня не подыскивается возможность адекватного отражения этих явлений). Более того, значительная часть творческой интеллигенции все еще в большей степени работает, а не трудится. Труд является принадлежностью царства свободы, а работа - царства необходимости. Труду соответствует понятие свободного времени, работе же - понятие рабочего времени». [4]
Учитывая размытость границ психологии труда и множества социально-экономических, педагогических дисциплин, исследователь непременно столкнётся с характерными понятиями, "ключевыми словами", которыми оперируют в разных областях знания и практики, так или иначе обслуживающих человека в труде и человека, входящего в мир труда. [5]
С обывательской точки зрения, вполне допустимо смешение понятий «труд» и «работа», их взаимозаменяемость в художественной и популярной литературе. В психологии труда именно труд выделяется как феномен исследования. В связи с этим остановимся на сугубо психологической трактовке понятия «труд»:
Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. [6]
Это современное научное представление о труде. А вот как обстояло дело в древности:
"Труд в античном мире предполагал лишь раба. Античный индивид - это, по мнению Гуревича, "личность, развивающая себя вне сферы материального производства". Её нормальный образ жизни - это досуг; участие в общественной, политической, культурной жизни, религиозных жертвоприношениях, спортивных состязаниях, театральных зрелищах. Поэтому для древних труд был "своего рода отклонением от нормального образа жизни". [7] Греческое слово "труд" (πσvoε) означает тягость, страдание, несчастье. Строго говоря, он был не имеющим никакого смысла, предельным по своей никчемности и пустоте занятием - это и породило образ Сизифа.
В сознании средневекового человека, в противоположность античному сознанию, трудовая (производственная) деятельность всегда двойственна, ибо двойственна и моральная оценка этого труда со стороны церкви. С одной стороны, труд как некое высшее и целое считается необходимым занятием человека, а с другой - он, напротив, как нечто низшее и часть целого выступает как наказание за грехопадение Адама и Евы. [8]
В эпоху средневековья труд перестали считать позорным занятием, так как созидание как бы объединило Бога и человека. В исламской традиции Аллаха отождествляют со строителем, Творца в образе работника изображают на христианских фресках. И в то же время в проповедях звучит библейское: «В трудах и муках зарабатывать хлеб свой насущный будешь».
Капиталистическое понимание труда нам предлагает Карл Маркс:
"Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь…
Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой". [9]
Коммунистический режим объявлял труд высшей ценностью, творческим, созидательным наслаждением, наиболее полным проявлением жизнедеятельности личности.
Даже в рамках небольшого исторического обзора становится очевидным постоянное изменение общественных взглядов на труд, его ценность. Вероятно, можно выявить специфичность представлений о труде в различных регионах, культурах. При этом в современном российском обществе одновременно представлено многообразие взглядов и позиций. Некоторые авторы даже выделяют плюсы и минусы трудовой деятельности [2], оставляя за каждым право самостоятельно определять ценность труда в процессе собственной жизни.
Если в античном мире труд для личности, свободного гражданина ценностью не являлся, в средние века отношение к труду стало двойственным, а при капитализме - сугубо утилитарным, без ценностной окраски, то в настоящее время житейские представления о труде размыты: в обществе не сформировался единый социально одобряемый взгляд на труд. Как правило, мы встречаемся с ситуационной оценкой, зависящей от направленности, мотивации, удовлетворенности субъекта труда.
Источники:
1.
http://www.newreferat.com/ref-2419-2.html2. Боронова Г.Х. Психология труда. Учебное пособие
http://www.be5.biz/ekonomika/t005/01.htm3. Пачкория Д.С. "Экономикс" или единая политическая экономия. Зугдиди: Издательство "Зугдидский университет", 1994. 187 C. (На грузинском языке). Цит. по Парцвания В.В. Отчуждение человека…
4. Парцвания В.В. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира // Философия труда Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. Издательство "Петрополис", СанктПетербург, 2001. С. 262-273.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М., 1998.
6. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
7. Гуревич А.Я, Категории средневековой культуры. М., 1972. С.193.
8. Петрушенко Л. А. Повседневная жизнь средневековой Европы. М., 2012. С.26-27.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч, Т. 23. С. 51