Jul 03, 2024 17:25
Романы Достоевского настолько многомерны, что нельзя выделить какую-то одну «идею» произведения. Как заметил один проницательный архиепископ Кентерберийский: «Достоевский страшно неудобный автор… он неизменно сдирает всякую самонадеянность». Но иногда бывает полезно, изучая некую сюжетную линию, выйти на высокий уровень абстракции, «выхолостить» сюжет. Как в случае с новеллой о Таинственном госте, которая в тексте БК выполняет роль гамлетовской «Мышеловки», эта процедура может помочь найти ключик к загадкам романа.
Тема цареубийства присутствует в БК, как внетекстовым образом (слухи о том, что в гипотетическом продолжении романа Алеша станет цареубийцей), так и тестовым (намеками).
26 мая 1880 года в газете «Новороссийский Телеграф» появилась заметка: «…из кое-каких слухов о дальнейшем содержании романа, слухов, распространившихся в петербургских литературных кружках, я могу сказать <…> что Алексей делается со временем сельским учителем и под влиянием каких-то особых психических процессов, совершающихся в его душе, он доходит даже до идеи о цареубийстве…». Так же есть свидетельство Суворина. «Вспоминая свою беседу с писателем 20 февраля 1880 года, Алексей Суворин также отмечал, что писатель в это время был взволнован террористическими актами народовольцев и процессами над ними. Достоевский «сказал, что напишет роман, где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел его провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером…»
Анна Григорьевна Достоевская в 1916 году рассказывала, что у нее имеются стенографические записи набросков «второго романа», но никак не доходят руки расшифровать их. Вот буквально так: «При этом она отметила, что из-за постоянной занятости другими записями писателя, так и не приступила к работе над стенограммами второго тома, а расшифровать их кому-то другому из-за условных сокращений будет очень сложно» . (Гроссман, Л. П. Жизнь и труды Ф.М. Достоевского. Биография в датах и документах. - Москва; Ленинград: Academia, 1935. ) Нужно ли говорить о том, что никаких стенограмм второго романа не обнаружено? А Анна Григорьевна , даже расшифровывая стенограммы своего дневника первых лет супружеской жизни изрядно его переписывала «в пользу» Федора Михайловича, желая оставить потомкам ничем не омраченный образ писателя.
Я уже писала ,что по моему мнению второй роман «Братьев Карамазовых» написан теми же словами и в том же самом порядке , что и первый. Меняется только контекст: второй роман мы прочитаем тогда ,когда догадаемся, что Рассказчик и убийца - это Алеша Карамазов. Поэтому надо со всей серьезностью отнестись к теме народовольцев и цареубийства в контексте «второго романа» БК. Она присутствует не в каком-то ненаписанном романе ,а в том что перед нами , написанном. Как некий ребус. Напомню ,цареубийства на момент написания романа еще не произошло, это был гипотетический вариант развития событий. При жизни Достоевского происходили только неудачные покушения на Александра II.
В самом тексте отсылает к теме цареубийства во-первых фамилия «Карамазов», мимо которой не пройдешь, настолько это «жирный» намек и отсылка к Дмитрию Каракозову. А во-вторых, косвенно, реакция прокурора на речь петербургского адвоката Фетюковича об «отцах и детях». Прокурор интересуется, нет ли в речах Фетюковича «неблагонадежности».
«Фетюкович намекнул на «инсинуацию» и на то, что, собираясь сюда, он по крайней мере рассчитывал, что здешняя трибуна обеспечена от обвинений, «опасных для моей личности как гражданина и верноподданного...»
Братья_Карамазовы