Jun 12, 2024 22:14
Не дает мне покоя вопрос, зачем Достоевскому понадобилась такая литературная мистификация, которую мы видим в «Братьях Карамазовых», когда убийца, как и Рассказчик остаются «невыяснившимися», но если приглядеться … Единственная разумная причина , которая мне приходит в голову - это цензурные соображения. Но что он хотел сказать , на что намекнуть ,кого предостеречь? И это была не религиозная цензура. Достоевский ко времени написания романа успел заработать своей публицистикой репутацию «охранителя», к тому же дружил и обсуждал проект романа с Победоносцевым, сенатором и обер-прокурором Синода, поэтому мог себе позволить, мягко скажем, вольности. «Роман о богохульстве и его опровержении» в пропорции где-то 95%/5% . В «БК» большое количество сцен ,которые, по моим представлениям, не должны были пройти религиозную цензуру вообще, а, как минимум, автору должны были порекомендовать снизить накал богохульства. Не говоря уже об общей аморальности сюжета по меркам того времени. За что в дальнейшем, уже после смерти автора, запретили театральную постановку по «БК».
Из Википедии:
Несмотря на то, что Достоевский умер «в разгаре всероссийской и на пороге мировой славы», а также имел надёжную политическую репутацию автора «Бесов», цензурные инстанции России не обошли его стороной[1]. В 1886 году Санкт-Петербургский цензурный комитет запретил печатать для народного чтения отрывок «Рассказ старца Зосимы» из-за «мистически-социального учения, несогласного с духом учения православной веры и церкви и существующим порядком государственной и общественной жизни»[2]. В 1896 году рассматривалась возможность включения отрывка «Верующие бабы» в программу училищ. Докладчик отметил несоответствие отдельных моментов романа «ортодоксальной православно-христианской доктрине» и превышение понимания крестьянских детей[3]. В 1898 году на заседании Учёного комитета была отвергнута идея разрешить местным управлениям определять допустимые книги для народных читален. Докладчик отметил, что в «Братьях Карамазовых» обычный читатель найдёт «ряд эксцентрических личностей <…> рассказов или разговоров <…> длинный ряд мыслей и суждений по разным вопросам философско-богословным и церковно-гражданским». В итоге вердикт цензоров был: «полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского, значащееся ныне в каталогах книг для сих читален, исключить из него при следующем издании этого каталога»[4].
Глава «Верующие бабы» это отдельная интересная тема, недаром цензоры усмотрели крамолу. Женщина, потерявшая маленького трехлетнего сына, трижды задает Зосиме один и тот же вопрос: «как ей утешиться?». Трижды отвечает ей Зосима. Два раза вполне ортодоксально, а третий раз нет. «Вот теперь ты меня утешил». И можно было бы подумать, что старец сказал недалекой селянке в утешение то, что она готова была воспринять, из человеколюбия. Если бы не знать, что Достоевский в те годы сам потерял любимого сына и ездил в Оптину пустынь, наверное с тем же вопросом «как утешиться?». То есть это был глубоко прочувствованный опыт . Но в то время Достоевский спокойно опубликовал свой роман.
Тогда может быть скрытый смысл романа подразумевает политически-скользкую тему? А какие темы тогда были настолько скользкими , что Достоевский не мог прямо высказаться? Нечто связанное с монаршьей особой, императорской семьей? А что у нас в то время творилось в императорской семье? Старый развратник Федор Павлович Карамазов Александр II крутит роман со скотопригоньевской блудницей Грушенькой княгиней Юрьевской ,которая «очинно не глупая-с» и собирается прибрать к рукам капиталец, стать императрицей и выбить своим детям права на престол. На фоне этого романа происходят несколько покушений на императора из разряда «не попали с трех шагов». Достоевский не дожил женитьбы и убийства Александра II , т.е. кульминации истории . Но он имел опыт участия в провокаторском «петрашевском» кружке еще при предыдущем императоре Николае I и, может быть, многое понял.
(Потом продолжу)
Братья_Карамазовы