Очень давно собираюсь рассказать друзьям о подарках нынешнего марта. Ведь он был юбилейным. Что ж, действительно, хватает и подарков и рассказов о них. И о некоторых, которые сделала сама себе, просто распирает, как хочется написать. Но ведь еще не окончено повествование о подарках марта прошлого года. Поэтому не буду забегать вперед
J.
Не очень интересовалась раньше Конфуцием и даже путала его с Лао Цзы, до тех пор пока не получила в подарок вот эту книгу.
На самом деле Конфуций был скорее учеником Лао Цзы, хотя о их знакомстве известно лишь благодаря легенде. Более того, знатоки истории философии утверждают, что Лао Цзы и Конфуций во многом были антиподами. Оба они изучали современную им жизнь и историю Китая, но сделали противоположные выводы. Лао Цзы считал, что законы и обычаи современного ему общества противоестестественны и надо уклоняться от их исполнения, и заниматься самосовершенствованием, а Конфуций из той же посылки делал выводы, что необходимо создать такие процедуры руководства и правила поведения людей, чтобы общество стало здоровым. Впрочем, сам он не предлагал ничего нового, а предлагал учиться у древних, поскольку они жили более правильно.
Для того чтобы современникам было брать пример с кого, Конфуций в своих трактатах описал совершенного человека как идеального правителя. Он считал, что каждый правитель должен быть учителем для своих подданных, но не исключал, что каждый человек мог достигнуть совершенства. Для этого необходимо было выработать в себе пять истинных добродетелей:
- Истинное отношение (жэнь);
- Истинное поведение (и);
- Истинное знание (чжи);
- Истинное состояние духа (ли);
- Истинное постоянство (синь).
Истинное отношение по Конфуцию - это способность быть в гармонии с другими людьми. Иногда под этим понимается самоконтроль, но все же истинное отношение более широкое понятие.
Вторая истинная добродетель - это умение поступать в соответствии со строгим набором правил по этикету или церемониалу. Человек знает, как сесть, как встать, как ходить, как вести беседу, поминать предков и т.д. Однако можно быть докой по части правил, но если в твоем сердце нет истинного отношения, то вторая истинная добродетель никогда не будет достигнута : «Если у человека нет милосердия то какой ему прок от церемоний».
О третьей истинной добродетели пишу с удовольствием, поскольку сама очень ценю общение с хорошо образованными людьми. «Учиться, учиться и учиться,» - так завещал нам великий Конфуций J. В его понимании добродетель истинного знания предполагала изучение классической китайской литературы, истории и гражданского права. Ведь брать пример с древних, можно только проштудировав сохранившиеся после них литературные источники. Кроме того, китайская классическая литература преподает уроки нравственности и милосердного отношения к людям, особенно у тех, кто принадлежит к правящей верхушке.
Достижение истинного состояния духа - четвертой добродетели - происходит тогда, когда человек своими делами и поступками гармонизирует общество. Он должен быть верным себе и проявлять любовь к ближнему.
Пятая добродетель проявляется в том, что человек настолько впитал в свое поведение и разум первые четыре добродетели, что он становится непоколебим в их применении и ничто не способно столкнуть его с истинного пути гармонии с собой и миром. Обретая истинное постоянство, человек неизменно добр и полезен обществу и ближним и всегда знает, как поступать и в обычных случаях и в затруднительных ситуациях. Его деяния целесообразны, приносят благо обществу и отечеству и он становится частью процветающего социума и макрокосма.
Википедия отмечает, что хотя конфуцианство часто называют религией, в нем нет института церкви и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является построение коммунизма создание гармоничного общества по древнему образцу. В котором каждая личность имеет свою функцию. Основой идеального общества по Конфуцию является лояльность, преданность низших высшим, постоянство и гуманизм.
И хотя мы живем в стремительно меняющемся мире, в Китае более двух тысяч лет конфуцианство господствовало в образовании, управлении и культуре. Да и сейчас многое из заповедей Конфуция сохраняется в семейном укладе и организации образования в Китае. Вот, например, в
недавнем посте ученого-психолога Ирины Зориной обсуждается успех китайских спортсменов на Лондонской олимпиаде. Ирина рассматривает модель воспитания ребенка в китайской семье и тоже вспоминает имя великого китайского учителя.
Загадочная китайская душа, а зачастую семимильные шаги экономического прогресса и самобытность технологий всегда привлекали к Поднебесной лучшие умы Запада.
В последние годы Китай вышел на первое место по абсолютному производству ВВП среди государств всего мира, кроме того из года в год он демонстрирует высокие темпы его прироста. Естественно, ученых волнует вопрос, в чем причина таких небывалых скоростей экономического роста. Как известно, эффективность производственных инвестиций и накопления капитала зависит от производительности трудовых ресурсов. И многие исследователи считают, что конфуцианство наложило благоприятный отпечаток на качество трудовых ресурсов Китая, Японии и стран, которых называют «азиатскими тиграми», Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Индонезия и Малайзия.. В ментальность китайского работника заложены организованность, коллективизм и лояльность к руководству. Например, очень интересную статью по этому поводу можно увидеть
здесь .
Этот пост задумывался мной давно, как и вся серия «Подарки марта», однако написание его все откладывалось. Но когда прочла роман Марининой «Бой тигров в долине», просто нашпигованный цитатами из Конфуция, поняла, что уже просто не могу молчать. И уподобляясь маститой детективщице, тоже даю слово великому учителю.
Так говорил Конфуций:
- Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
- Благородный в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
- Благородный думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
- Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
- Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
- Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
- Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
- Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
- К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
- Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали.
- Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
- Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».
- Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
- Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
- Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
- Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
- Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
А в заключение хотелось бы еще рассказать о человеке, который подарил мне эту книгу. Это был последний подарок моего дяди мне на день рождения. В ноябре прошлого года его не стало.
Дядя прожил хорошую жизнь и принес много пользы обществу и родному городу. Ведь он был строителем, то есть созидал будущее. Еще будучи студентом-вечерником, работал прорабом на строительстве корпусов Харьковского университета. А позже прошел все ступени карьеры, начиная от инженера и кончая директором проектного института, флагмана отрасли. Его близкие и мы, более дальние родственники всегда видели от него только хорошее и дядя был примером для любого из нас. Несмотря на то, что возводил он неодушевленные объекты, он никогда не забывал о том, что работает с людьми и для людей. И недаром на его похороны и на поминки пришли все, кто еще работал в институте, оставленном им четыре года назад.
Моя мама и дядя были очень близки по жизни, ведь разница у них была всего два года, и мне казалось, что я хорошо знаю, чем жил дядя, ведь он был открытым человеком. Но от его сослуживцев узнавала, что кому-то он помог с учебой, кому-то с квартирой, кому-то со строительством дачи. А бухгалтер говорила о том, что КРУ никогда не находила злоупотреблений в работе его института и что повышал себе оклад уже тогда, когда институт стал зарабатывать, он в самую последнюю очередь.
Многие говорили о том, что мы и сами прекрасно знали. Как любил он жизнь, природу, родное Отечество. Каким он был красивым. Как задушевно пел украинские песни. Как был предан семье и друзьям. И как болела у него душа за то, что происходило со страной и родным городом во время становления капитализма.
И теперь все время, когда беру в руки книжку «Мудрость Конфуция», вспоминаю дядю. И думаю, что во многом он следовал заветам Конфуция, хоть, может, о том и не ведал. Ведь в основе всех его поступков лежало доброе отношение к окружающим людям и стремление украсить им жизнь.