Неизбывное очарование города Льва. Часть 4. Вечеря в «Галицькій жидівській кнайпі»

Jun 26, 2012 02:38


Уже четвертый пост подряд описываю полдня во Львове. Остался вечер и обещаю, что не будет никаких вставных  новелл и затянутых историй - только немного прогулки и ужин в атмосферном кафе J.

В блогосфере мелькает довольно много отзывов о раскрученных львовских кафе, например, о кафе «Мазох», перед которым стоит памятник автору «Венеры в мехах». Ведь Львов - родина этой знаменитости и. похоже, памятник Леопольду Захер-Мазоху - единственный в мире. О нем я упоминала в самом первом своем львовском посте и сетовала на то, что к Мазоху не протолкнешься. На сей раз возле кафе было не столь многолюдно и ni_kolenke удалось исправить позапрошлогодний промах. Я приласкала бронзового мужчинку в самых чувствительных местах и почувствовала, что вечер обещает быть томным.




Однако кушать в кафе «Мазох» мы не стали. Все расхваливают интерьер кафе, о кухне же отзывы противоречивые. Да и, кроме того, ni_kolenkа - натура впечатлительная и все эти садо-, мазо - атрибуты способны ей надолго аппетит испортить.
                На сей раз нашей целью было еврейское кафе или ресторан. Портье гостиницы, где мы жили, посоветовала пойти  в «Галицьку жидівську кнайпу». Кнайпа - по-еврейски пивнушка, остальное, надеюсь, понятно.

У этого кафе совершенно ожидаемый адрес, оно находится на улице Староеврейской.




Справа от входа клетка с курочкой от тетушки Сони.




С летней площадки кафе видны остатки городской крепостной стены и валы Арсенала.







         В начале поста честно пообещала не мучить читателя никакими историями, но хочется хотя бы рассказать почему второе название этого кафе-ресторана «Під Золотою розою».

Дело в том, что кафе построено на фундаменте старой синагоги, разрушенной во время Второй мировой войны. На самом деле во Львове было даже две синагоги. Старая еврейская церковь стояла напротив Арсенала с 1555 по 1798 год, но она была небольшого размера и не могла вместить всех желающих. В 1580 году  глава еврейской общины Исаак Нахманович выкупил у города площадь и построил на этой земле собственный дом и семейную синагогу, которую назвал «Турей Захав» («Золотые ворота»). Однако было много охотников отобрать у еврейской общины и землю, и здание синагоги. В частности, в конце семнадцатого века это хотели сделать монахи-иезуиты. Участок им пожаловал польский король Сигизмунд III, а здание синагоги было конфисковано у общины в пользу иезуитов решением суда. Но проход к зданию лежал через участок Нахмановича, который запретил иезуитам пересекать его владения. В конце концов в 1609 году синагогу львовским иудеям вернули. Львовские  экскурсоводы рассказывают легенды о том, что не последнюю роль в разрешении спора сыграла невестка Нахмановича, красавица Роза, которая переспала с иезуитским епископом. Но более сведущие люди говорят, что ничего подобного не было, Роза была скучна и благочестива и просто продолжила семейный бизнес после смерти Нахмановича.

Как бы то ни было, а сооруженная архитектором Павлом Счастливым синагога была одной из красивейших в Европе. В интерьере синагога представляла собой четырехугольный зал с готическими сводами, опиравшимися на ренессансные консоли. На полу храма была выложена большая мозаичная розетта. То ли из-за этого украшения синагоги, то ли из-за легенды о Розе, но постепенно в народе название «Турей Захав» превратилось в «Рейза Захав» («Золотая роза»).  Здание синагоги было интересно тем, что при готических конструкциях имело ренессансное оформление интерьера. К сожалению, здание не дожило до наших дней, поскольку в 1942 году было ворвано гитлеровцами.

Сохранился лишь фундамент этого памятника архитектуры и часть стены, которые можно увидеть, спустившись по лестнице в подвальный этаж кафе. Вот на фото за столом видна эта древняя кладка.




В атмосфере кафе старательно передаются атрибуты стародавнего еврейского быта. На столах вязаные скатерти и салфетки, подсвечники-меноры, на  стенах аутентичная вышивка и портреты известных евреев. В нишах и  шкафах швейные машинки, посуда, металлические утюги, в которые закладывались угли…







Скрипка почему-то висящая на видном месте в туалете… Наверно, музыкант пошел освежиться…..




Вот так выглядит меню в «Галицкой жидовской кнайпе». Здесь оно открыто на странице «Контрафактні харчі».




В меню не слишком много блюд, зато много истории еврейского народа. В общем, есть о чем почитать, пока дожидаешься своего заказа. Вот Толик и углубился в чтение, а потом писал у себя на страничке в Контактах.

«…тут я узнал про Жидiвський пробоiвий курiнь (еврейский ударный батальон), Жидівську народну республіку, которую чуть не создали в 1919 году, что тогда в Восточной Голиции проживало 6 миллионов русинов и два миллиона евреев, узнал про уроженца Львова Мухаммада Ассада, который стоял у истоков создания Пакистана, сделал один из лучших комментированных переводов Корана на английский язык и т.д., хотя был на самом деле урожденным Леопольдом Вайссом, сыном львовского адвоката и внуком черновицкого раввина».




В меню можно увидеть главную фишку кафе «Під Золотою розою». Здесь не указываются цены блюд, поскольку все равно любой истинный сын еврейского народа с ними не согласится и будет торговаться до последнего. Раньше никакой альтернативы посетителям не предоставлялось - или торгуйся или сразу плати непомерную цену. Видимо, это вызывало нарекания у некоторых особенно застенчивых или просто очень серьезных людей. Поэтому сейчас представляется выбор: платите по счету или поторгуемся. И хотя в жизни я торговаться не очень люблю, здесь это воспринималось, как игра, отказавшись от которой, сами себя лишим удовольствия.

Но прежде, чем описывать эту веселую игру, нужно рассказать и показать, что мы заказали. Я выбирала не слишком долго, поскольку люблю фаршированную рыбу, но дома никогда ее не готовила. Толик хотел мяса и решил свой выбор обсудить с официантом. Тот порекомендовал мясо в кисло-сладком соусе с кус-кусом. Толик не знал, что такое кус-кус. А официант стал было объяснять, что это крупка, которая делается из муки мелкого помола, а потом махнул рукой и говорит: «Ну, в общем, какашки такие. Но вкусно…»

Заказали еще салат, который называется в меню «А у рабина в городі» - помидор, огурец, маслины, брынза. Вам это ничего не напоминает J?

Чтобы я не томилась ожиданием, пока Толик увлеченно читал меню, официант очень скоро принес мацу. Сначала пробовать ее в первый раз в жизни, как и прочую экзотику,  было интересно - она похожа на вафлю. Однако потом, когда принесли салат и основное блюдо, я у официанта потребовала хлеб. А он говорит: «Нет. Не положено здесь хлеба». Вот тогда я и вспомнила рассказы своих друзей - граждан Израиля и бывших харьковчан о том, что во время религиозных праздников они выезжают на пикники на природу и, чтобы не было мучительно стыдно перед коренными жителями, ломти хлеба в мацу заворачивают.

Здесь внимательный читатель может увидеть основные компоненты нашего заказа: гефилте-фиш с гарниром из картошки и овощного рагу, мясо в кисло-сладком соусе с кус-кусом, маца. Последнюю я уже порядком уполовинила. Голодная была, ведь этот ужин у нас и обед заменил. За сахарницей виден греческий салат, что у раввина в огороде. И очень растрогали  суконные синие футляры с кружевной оторочкой, в которых подавали столовые приборы.




Отужинав, к чаю заказали еще творожный кугель, одну порцию на двоих.




И вот настал час расплаты.

Толик торговаться сначала не хотел. Да и счет принесли, когда он с фотоаппаратом пошел осматривать все уголки кафе. Запрошенная официанткой сумма раза в три превышала мои представления о стоимости съеденного и я робко сказала: «За что? Такой маленький кусочек рыбки?». На что получила ответ: «Ну як же! Така свіжа риба! ЇЇ дядя Ізя сьогодні рано вранці зловив!" Пока я обдумывала ответ, в игру неожиданно включился Толик. Он сказал, что мяса маловато. «А кус-кус?» - ответила ему служительница ресторанного культа. - «За тим кус-кусом тіточка Соня спеціально поїхала у відрядження до Марокко». «Да у нас в Харькове полно того кус-куса. Я Вам его даром могу привезти»

- Та як це? Це ж кус-кус - 100 долларов килограмм та ще й літаком до самого Марокко.

- Та я вам мішок цього кус-куса назбираю. У нас у Харкові він піж кожним кущем валяється.

После этого я уже не могла полноценно участвовать в разговоре, потому что едва не падала под стол от хохота. Мне вспомнилось и хлестаковское «суп в кастрюльке из самого Парижа» и то, как недавно охарактеризовал кус-кус официант. Однако обе стороны продолжали торг, каждая со своей стороны делая уступки к равновесной цене. Толик остановился, когда официантка назвала цену, не кратную пяти или десяти. Он решил, что эта точная цена. Сейчас я на калькуляторе подсчитала, что она отличалась от первоначальной в 2,37 раза. Похоже, что мы остановились рано. Но за любое удовольствие надо платить. Тем более, что в этот вечер они еще не заканчивались, ведь нам предстояла прогулка по вечернему Львову.

В этом городе сверхъестественное поджидает путешественника на каждом шагу. Например, вот этот дом с драконом и часами львовского времени мы увидели сразу напротив, выйдя из кафе.




Уже вернувшись в Харьков, в интернете обнаружили, что этот дом так и называется «Домом чудес». В следующих выпусках этого цикла мне еще предстоит показать отснятое на этом месте видео.

А вот такую вывеску увидели, свернув на улицу за углом.




Но и на самых обычных для Львова улочках тоже появляется восторженное чувство приобщения к тайнам веков и смятение перед красотой архитектурной симфонии.




И следущие два часа прогулки по вечернему Львову уже просятся на страницы нового поста...

Неизбывное очарование города Льва. Часть 1. Монастырь святого Лазаря. Львовская галерея искусств
Неизбывное очарование города Льва. Часть 2. Собор святого Юра
Неизбывное очарование города Льва. Часть 3. Вулиця Листопадового чину

Отдых, еда что где когда, Львов, путешествия

Previous post Next post
Up