Поездка во Львов. Часть 3.Запад есть Запад, Восток есть Восток или одна Украина - две истории?

Jul 16, 2010 02:16



И вновь в писаньях Ни-коленки

Осады, зверства и застенки…

Альтернативный взгляд на вещи
И суд истории зловещий.
І що ж подалі? Забуття?

Двох протилежностей злиття?

До Львова щире почуття,
Що збережу на все життя.
И в первой и во второй части моего описания поездки во Львов затрагивалась тема различного восприятия собственной истории на западе и востоке нашей родной Украины.

Я уже упоминала о том, как зеркально отображается на западе роль многих выдающихся исторических личностей. Конечно, Богдан Хмельницкий - очень характерная в этом плане фигура. Думаю, что со мной согласятся все те, кто помнит фильм «Огнем и мечом», где образ Богдана обрисован именно в восприятии поляков - прошлых и нынешних. Слушать о том, как бесчинствовали казачьи войска под предводительством Богдана во Львове и его окрестностях, было особенно интересно, вспоминая мою прошлогоднюю поездку в Черкассы и экскурсию в Чигирин и хутор Субботив - резиденцию гетмана. Там образ Хмельницкого представлялся в несколько ином свете.





Памятник Богдану Хмельницкому в Чигирине

Справа: вверху хутор Субботов - усадьба Богдана Хмельницкого.

Внизу: символическое надгробне Богдана, на нем надпись «Садиба гетьмана України видатного державного діяча Богдана Хмельницького».


Однако в украинской истории немало событий и людей, которые на западе и востоке Украины воспринимаются по-разному. Тот же Даниил Галицкий,  весьма почитаемый во Львове князь, который получил из рук Папы Римского титул Галицкого короля. В его правление достигло расцвета Галицко-Волынское княжество. Я.Исаевич в таком авторитетном издании как «Зеркало недели» отмечает, что «той факт, що Галицько-Волинське князівство функціонувало як, фактично, самостійна держава ще понад сто років після монголо-татарської навали, мав істотне значення для збереження і подальшого розвитку традиційної культури, що, у свою чергу, було запорукою етнічної консолідації українців». Между тем, многие историки осуждают Даниила, его отца Романа и сына Льва за то, что опустошали русские земли междуусобными войнами и, воюя с собственными родственниками, постоянно прибегали то к помощи венгров или поляков, то половцев и татар. Благодаря действиям потомков Даниила спустя сто лет после его коронации Галицкая земля перешла к Польскому королевству, а Волынь - к Великому княжеству Литовскому.




Памятник Даниле Галицкому во Львове
Чем ближе к нашему времени, тем более разнятся оценки деяний исторической личности на западе и востоке. Йозеф Пилсудский и Симон Петлюра, кардинал Шептицкий и Степан Бендера - кто они? Предатели или герои, борцы за свободу или черносотенцы? На вред или на благо Украине они действовали?

Тема альтернативного восприятия истории в этом посте становится центральной, тем более, что и такое крупнейшее событие, как Вторая мировая война на западе и востоке трактуется по-разному. Особенно острой эта тема становится в преддверии и во время празднования Дня Победы.,

Девятое мая - особый праздник для всех нас. Это, несомненно, великая дата, так как еще не ушло поколение детей войны, хотя непосредственные участники, конечно же, уходят. Мне кажется, что это как Пасха  для атеиста. Там радость от чудесного воскресения Христа, но и печаль во время Страстной недели при воспоминаниях о его земной жизни и мученической смерти. И здесь тоже - торжество великой Победы и в то же время скорбь по всем павшим. Празднуется этот день в самый разгар весны. Я читала у одного харьковского фантаста, что сирень в Харькове распускается на 9-е мая, и уже несколько лет убеждаюсь, что это правда. Кроме того, этот день венчает череду майских праздников, и после него нужно уже настраиваться на трудовые будни. Утром по телевизору обычно передают военный парад, а потом идет череда трагических, художественных и документальных фильмов о войне. И еще девятого мая родился Булат Окуджава, который написал замечательные песни о той войне http://www.youtube.com/watch?v=P4fbyPrHsj0 , и сам воевал.

В общем, я хотела сказать, что часто на этот праздник бывает чистое состояние души: такое умиротворенное, спокойное и немного грустное. Ну и отношение к этому празнику у нас, на востоке и юге Украины, вполне определенное: была большая война, война с нашей стороны справедливая, потому что люди освобождали свою родину от завоевателей, много людей полегло, и мы чтим память павших героев. Все достаточно просто и логично, и это точка зрения простого народа.

Если же в оценку событий войны вмешивается грамотная интеллигенция, то эта простота и логика размывается, и часто очевидное подменяется тем, что могло бы быть, и на этой основе делаются выводы, выдвигаются обвинения. Здесь во главу угла ставится тезис о том, что во время Великой Отечественной войны боролись друг с другом две тоталитарные системы, сталинизм и фашизм. Поэтому, кто бы ни победил в той войне, это одинаково плохо для народа. И правы те, кто выступал против тоталитарной системы, пытаясь ослабить ее. Неважно, что при этом они помогали фашистам. Я считаю такую точку зрения неправильной, поскольку целью фашистов было уничтожение того, что составляло национальную самоидентификацию славян, а сталинизм не отбирал хотя бы этого. Думаю, что сражались и умирали люди, прежде всего, за свою малую родину, а не за Ленина и Сталина.

От Львовщины же, которая по пакту Молотова-Риббентропа была присоединена к Советскому Союзу всего за два года до начала Великой Отечественной, сложно было бы ожидать проявления патриотических чувств при отстаивании чуждого ей общественного строя и идеологии. Она, по сути, была захвачена сначала одним агрессором, а затем на нее, подчинившуюся коммунистам, напал уже другой захватчик - фашисты. Нет ничего удивительного в том, что наиболее активная часть западных украинцев, возмущенная сталинским беспределом, поначалу поддержала немцев. Гитлеровцы хотя бы не отвергали институт частной собственности. Вот и получается, что очевидная истина для южной, восточной и центральной Украины здесь рассыпается на осколки исторических правд, В точке приложения множества исторических векторов Львовщина могла бы развиваться по нескольким, совершенно различным траекториям развития. Однако, у истории нет сослагательного наклонения и реализовался лишь один из возможных путей.

Как я уже писала, во Львове у нас 9-е мая начиналось с экскурсии по Львовщине, поэтому вышли из гостиницы мы где-то в десятом часу утра. Поразила необычайная тишина и безлюдье на центральных улицах Львова. Нам нужно было идти до конца Городоцкой, и затем оставляя по правую руку театры  - оперный и Заньковецкой, идти через центр вверх к улице Винниченко, где нас ждал экскурсионный автобус. Шли мы от нашего отеля Reikartz где-то минут пятьдесят, не встретили и десяти прохожих. Зато навстречу нам строем прошла милицейская часть, а потом еще проехало два крытых грузовика с милицией. На фоне опустевших улиц это выглядело как-то зловеще.

Забегая немного вперед, скажу, что милицию поднимали не зря. 8-го мая поздно вечером в 22.00 на заседании львовского горкома было обнародовано постановление львовского суда о запрете проведения массовых акций по случаю празднования Дня Победы. Тем не менее утром девятого мая собралась колонна ветеранов Великой Отечественной войны, которая промаршировала от Оперного театра до памятника Мицкевичу. Потом 500 человек собравшихся посадили на автобусы и повезли на Холм Славы, где они возлагали венки.

В то же время у памятника Даниле Галицкому собралось около 400 представителей ВО «Свобода» с плакатами и транспарантами: «НКВД, КГБ = гестапо и СС» (с советской и фашисткой символикой), фотографиями людей, убитых в начале войны советскими войсками в тюрьмах Львова. Их акция сопровождалась растаптыванием советских флагов. Как мы услышали в новостях Пятого канала в тот же день вечером, кто-то из ветеранов не выдержал такого надругательства над красными флагами и начал драку с представителями «Свободы». Здесь http://ura-inform.com/politics/2010/05/09/9may# написано, что это был кто-то из прохожих. В любом случае и с той, и с другой стороны вышли весьма пожилые люди. Более молодые отмечали День Победы на вылазках и дачных участках. Поэтому приведение всей доблестной львовской милиции в боевую готовность, чтобы разнять двух дерущихся пенсионеров было очень мудрым и правильным решением.

Мы во время описываемых событий были далеко, за 60 километров от Львова, в Золочевском замке. И там воочию могли убедиться, какие зверства допускало НКВД по отношению к местному населению. После присоединения в 1939 году Западной Украины к СССР и до прихода немцев в июле 1941-го в Золочевском замке находилось Управление НКВД и одна из самых страшных тюрем региона - Львовская тюрьма № 3. Сразу же после прихода Советской власти заработал маховик репрессионной машины, который достиг своего пика в 1940 году. Большинство арестованных в то время политических заключённых были  местными жителями, занимавшими высокие служебные посты при предыдущей власти или просто богатыми людьми - крупными землевладельцами и собственниками недвижимости. Тюрьмы были переполнены и с 1940 года начались массовые казни арестованных. Перед приходом гитлеровцев в 1941 году работниками тюрьмы были выведены все заключенные и расстреляны на месте, а потом наспех прикопаны в две больших ямы. Кажется, называлась цифра 762 человека, но точной ссылки на сайтах я сейчас не нашла.

Когда в Золочев вошли немцы, они с пропагандистской целью открывали тюрьмы и не препятствовали населению в поиске и захоронении близких. В Золочевской тюрьме были найдены две ямы с обезображенными трупами. Кроме того, множество тел нашли в здании тюрьмы, часть из которых успели замуровать. Тела 21 человека, которых удалось опознать сразу, отдали родственникам, остальных похоронили в общей братской могиле.




Когда в 1986 году замок был передан Львовской картинной галерее, одновременно с реставрационными работами начались и исторические исследования, реконструирующие кровавые события 1941 года. Большую роль в восстановлении исторической правды сыграли общественные организации «Мемориал» и «Пошук». Изучались фотографии и архивные документы, расспрашивались очевидцы. Сейчас в список погибших, составленный со слов очевидцев и дополненный данными из архивов НКВД, входят 487 человек, но списки продолжают пополняться . Здесь изображено панно, на котором воспроизведены фотографии всех известных на данный момент жертв тюрьмы № 3. А под ним стенды с фотографиями останков погибших, так, как их нашли в 1941 году.

В Золочевском замке два зала посвящены его «тюремной» истории. Собраны личные вещи и предметы быта заключенных, списки погибших. Нас впечатлили ворота тюрьмы, которые исправно несли свою службу чуть ли не со времен Яна Собеского. По крайней мере они такими были и в 1834 году, когда на территории замка были размещены военные казармы, и в 1872, когда здесь была австро-венгерская тюрьма. И обреченные на погибель в застенках НКВД тоже проходили через них.




Страшные картины увиденного в «тюремных» экспозициях Золочевского замка снова напомнили нам о себе на следующий день, когда направляясь к Замковой горе, мы проходили мимо памятника жертвам политических репрессий на улице Замарстыновской. Памятник сооружен у стен бывшей Замарстыновской тюрьмы НКВД. В здании бывшей тюрьмы № 2 сейчас находится Институт внутренних дел МВД Украины. На его территории в 1990 году под постаментом бюста Ленина были найдены две ямы с останками расстрелянных во дворе тюрьмы. Эти останки были торжественно перезахоронены на Марсовом поле Лычаковского кладбища, а у стены тюрьмы была установлена на стене мраморная доска и барельеф, у подножия которой горожане и гости Львова возлагали цветы и зажигали свечи. Цветы мы там увидели и сейчас, во время празднования Дня Победы. А кроме цветов, лежащих у барельефа и прямо на земле мы обратили внимание на стоящие на тротуаре пластиковые рюмочки, выставленные в форме трех крестов.





Памятник жертвам политических репрессий у стен Замарстыновской тюрьмы и поминальные пластиковые стаканчики, выставленные в виде трех крестов

Что еще неприятно поразило меня и Толика, так это надписи, связанные с национальностями замученных в сталинских тюрьмах. Посмотрите внимательно на эту фотографию Стены Памяти в Замарстыновской тюрьме.




Стена Памяти мемориала жертвам политических репрессий.

По данным некоторых историков на тот период во Львове было расстреляно около 4000 политических заключенных. По национальному составу там были украинцы, поляки и евреи. Так первоначально и было выбито на мемориальной доске, однако сейчас и на фото хорошо видны лишь украинцы и поляки. Какая-то сука (а назвать по-другому просто язык не поворачивается) решила, что евреев не должно быть видно на мемориальной доске. Прямо как по Слуцкому получается: «Евреев не убивало, все возвратились живы».

А мы с мужем, посмотрев на это безобразие, вспомнили факт из давнишней истории, о котором нам и экскурсовод на «Золотой подкове» упоминал. Речь снова пойдет о великом и ужасном Богдане Хмельницком, который для польского Львова олицетворял исчадье ада. В 1648 году гетман стоял под стенами города Льва с осадой, однако штурмовать его не стал. После успешно проведенных переговоров Богдан слупил с города рекордную по тем временам контрибуцию - один миллион золотых. Чтобы львовяне были более сговорчивыми в переговорах, войска Максима Кривоноса захватили Высокий Замок и как указывает очевидец: «Опустошив замок и окрасив кровью его стены и траву, густо забросали башни трупами, они покинули его и отошли». Гуляя десятого мая утром в парке на Замковой горе, мы видели памятный знак, посвященный этому событию.




Олесь Бузина в книге «Тайная история Украины-Руси» пишет о том, что финансовый подвиг Богдана не удалось повторить даже шведскому королю Карлу ХІІ, которому в 1704 году досталось куда более скромная сумма, в пять раз меньше, чем удалось получить Хмельницкому. Однако Бузина не написал о том, что первоначальным требованием гетмана была n-я сумма выкупа в золотом эквиваленте плюс выдача всех евреев города живыми. Городские власти не пошли на выдачу своих жителей в лапы воинственных казаков, а договорились о разумной компенсации. Вот мы с Толиком и пришли к выводу, что в семнадцатом веке в городских властях находились более благородные люди, чем нынешнее подлое плебейское племя.

В истории, как и в реальной жизни, все соседствует рядом: благородство и подлость, прекрасное и уродливое, печаль и веселье. Вот и я, перевернув трагические страницы истории, предлагаю читателям моего блога перенестись вместе со мной уже совсем в недалекое прошлое, а именно в вечер 9-го мая 2010 года на львовскую Площадь Рынок. Именно туда мы пошли после экскурсии, подкрепившись в кафе у Пороховой башни.




На площади царило праздничное оживление. Было многолюдно, но люди в толпе не вели себя агрессивно. По сравнению с народными гуляниями у нас в Харькове было удивительно чисто, под ногами не валялись пластиковые бутылки и жестянки от пива. И совершенно не было пьяных. Продавались воздушные шары и сладкая вата. Работали сувенирные киоски, где чего только не было: вышиванки, рушники, картины, чашки и бесчисленное множество статуэток и брелков со львами. Купили там мамуле футболку с вышивкой, которая ей очень нравится.

На одном из бульваров была сооружена сцена, вначале там, наверно, выступали отцы города, но мы это уже не застали. Видели, как пели местные ансамбли. Чуть позже они закончили, но музыку продолжали транслировать в записи. При этом она не была окрашена патриотической или военной символикой, а просто передавали хорошие инструментальные и вокальные композиции на все времена. Например, «Я не жалею» Эдит Пиаф или известные джазовые вещи типа «Summer Time».

Мы не очень следили за тем, что делается на сцене, а просто бродили по центру. Я уже писала, что Львов напомнил мне европейские столицы, в частности, и тем, что в центре, даже по сравнению с тем, что мы видели три года назад, появилось очень много пешеходных улиц. Пройдя квартал или два, мы уже не слышали музыки, которую передавали со сцены. Зато можно было прислушаться и присмотреться к тому, как празднуют львовяне.

Постепенно стемнело, но зато зажглись огни и подсветки. Мы полюбовались аттракционами эквилибристов-огнепоклонников и иллюминацией «Пам’ятаємо» на тротуарных плитах у памятника Шевченко.





Неподалеку от нас на площади собралась компания преимущественно пожилых, нарядно одетых людей, которые очень слаженно и красиво стали исполнять украинские повстанческие песни. Там было и про то, как красива украинская земля, и про то, что сурмы заграють и мы победим всех врагов. Хотя я при случае пою украинские народные песни, но здесь я ни одной не знала. Однако пели так хорошо, да и песни были такие красивые, что хотелось подпевать, и я подтягивала припевы. Жаль, что не записала тогда по горячим следам хотя бы отдельные слова. Приехав в Харьков, кинулась рыскать в Интернете в поисках чего-то похожего. Если поискать, сайтов с украинскими народными песнями достаточно много. Увы, именно те песни не находились. Сейчас уже вообще проблематично что-то вспомнить кроме общего настроя.. Но думаю, передать его могут вот эти две песни:

http://www.youtube.com/watch?v=xzF172DC2K0 и там на youtube после ее исполнения еще высвечивается песня «Військо запорізьке» («Наливаймо, браття, кришталеві  чаши»), но, как по мне, в этой интерпретации слишком много ударников, хотя сначала ничего.

Вот здесь песня «В чорнім лісі». По-моему, типичное «По долинам и по взгорьям» :).

http://www.youtube.com/watch?v=XioPoBIvbeA&feature=related
Здесь Толик заснял меня на фоне группы ветеранов, исполняющих песни украинских повстанцев.




Думаю, что по моим запискам видно, что празднование 9-го мая во Львове произвело на меня неизгладимое впечатление. Я ведь сравнивала с тем, как это проходит у нас в Харькове. И отличия были в пользу Львова.  Умеют в этом городе отдыхать культурно и со вкусом. Обсуждали с Толиком эти отличия и то, сможем ли мы перенять лучшее у них. Ведь здорово, когда на улицах люди не пьют и матерятся, а поют песни, слова и мотив которых впитали с молоком матери. Я предположила, что может быть, матерей надо освободить от работы, чтобы больше времени они уделяли воспитанию детей. Но кто должен воспитывать матерей? Ведь это традиции, которые поддерживались годами и десятилетиями, хотя многое размывается с глобализацией. Да и потом, как раз те, кто способен воспитать детей собственным примером, не захотят сидеть дома, и им нельзя отказывать в самореализации. Я помню, как в интервью Анны Герман прочла, как она страдала от навязывания ей патриархального уклада, принятого в семье.

Одна из особенностей харьковчан - это толерантность и в то же время готовность к переменам к восприятию нового. Мне кажется, что харьковчане могли бы понять львовян и, как я, порадоваться их успехам, красоте города, песен и загадочной галицийской души. Не сойтись нам только с теми, кто оголтело ненавидит русскую культуру и россиян, ведь Харьков и в годы Советской власти равнялся на Москву, а не на Киев.

Что же касается меня, то в этот приезд я влюбилась во Львов заново и этому чувству не помешала ни пасмурная погода с дождиком, который срывался время от времени, ни скромность замков Золотой подковы по сравнению с питерскими и чешскими, ни малость времени пребывания в городе Льва, всего то 48 часов с небольшим. И очень познавательно было увидеть настоящих бендеровцев на площади и даже подпевать им :).

В соответствии с законом парности в дальнейшем нашем путешествии мне даже удалось их попробовать на вкус, только было это уже не во Львове, а в Закарпатье, где в столовой нас потчевали замечательными бендериками. А те, кому не повезло их попробовать, хотя бы посмотрите на них здесь, чтобы я могла спокойно перейти к четвертой части моего повествования, посвященной гастрономическим красотам Львова.



Бендерики, как они естьСейчас доем бигус и к ним приступлю

Отдых, политиканство, размышления на тему истории, Львов, путешествия

Previous post Next post
Up