Второй и первый день,
Так все перекликалось:
И цоканье подков,
и сладострастный вздох…
Бойницы и сирень,
Что рядом распускалась…
Из глубины веков -
Собеский и Мазох.
Оспіваний пророк
Чи супостат Хмельницкий,
Як дзеркало на тлі
Двух різних Україн.
Нам викладав урок
Історії Возницький,
Що вичерпав її
Із замкових руїн.
В прошлом году примерно в это же время - конец мая удалось посетить экскурсию «Золотая подкова Черкассщины». В соответствии с законом парности вскорости должна была замаячить и какая-нибудь другая подкова. И действительно в этом году сподобилась попасть и на «Золотую подкову Львовщины». Хотя первоначально собирались таки на Крит :).
Итак, большая часть второго дня во Львове пришлась на экскурсию, посвященную трем замкам - Олесскому, Золочевскому и Подгорецкому.
Экскурсия начиналась в 10 утра и продолжалась до 18.00, причем без всяких перерывов на обед и каких-то длительных промежутков свободного времени для туристов. Максимум 5-10 минут. Поэтому поначалу впечатление от экскурсии было немного смазанным - и устала, и проголодалась и немного замерзла под дождем и в каменной сырости замков. Однако, потом отдохнули, посмотрели фотографии, сопоставили с другими впечатлениями от Львова, и оказалось, что экскурсия хорошо вписалась в общую картину и позволила составить более целостное впечатление об этой земле.
Возможно, мое основное впечатление и выводы из экскурсии покажутся кому-то парадоксальными. Окончательно оформилось в сознании, что Львовщина - не Украина, хоть сейчас географически находится в ее границах. Честь называть эти места родиной могла принадлежать полякам, австриякам, евреям, венграм. А еще раньше живописные мазки на полотне города оставили венецианцы и генуэзцы, францисканцы и иезуиты. Львовщина - колыбель польских королей, и земля, откуда родом американский Нобелевский лауреат Роальд Гофман. А вот те украинцы, с которыми мы себя отождествляем, а вернее их предки, с Галичины убегали в Сечь, а потом возвращались и брали Львов штурмом. А тех, кому не везло, казнили на площади Рынок, как доблестного казака Ивана Подкову. И даже называли их здесь не украинцами, а русинами. Здесь, на Львовщине сплетено в тугой узел столько исторических нитей, пролито столько многонациональной крови, сломано костей и копий.
Для защиты от воинственных соседей приходилось возводить валы, фортификационные рвы и другие укрепления. Междуусобные войны здесь велись со времен первых славянских поселений, из которых самым древним на территории области является городище Плеснеск (Плісенсько), которое упоминается еще в «Слове о полку Игореве». Ученые считают, что город возник здесь еще в 7-8 веке, а с момента становления и объединения Галицко-Волынского княжества в 1199 году являлся важным форпостом на пути к столичному Галичу. В 1241 году Город Плeснеск был полностью разрушен татаро-монголами. Последние захоронения в разоренном Плиснеске осуществлялись в начале 14 века, после этого жители покинули город.
Плиснеское городище в 15 километрах от городка Золочев, в котором находится первый пункт Золотой подковы - Золочевский замок, принадлежавший родителям одного из самых славных польских королей Яна III Cобеского. Мы около часа ехали из Львова до замка и все это время экскурсовод рассказывал нам о выдающихся уроженцах Золочевщины. Свой прошлый пост я закончила тем, что рассказала о кафе «Мазох» и дала ссылку на сайт, где можно увидеть памятник этому выдающемуся человеку. Во время экскурсии нам удалось выслушать развернутый рассказ о жизненном и творческом пути Леопольда фон Захер-Мазоха.
Двойная фамилия у него от папы и мамы. Папа Леопольд Захер был шефом львовской полиции, а мама, Шарлотта фон Мазох, - дочерью ректора Львовского университета. У столь выдающейся четы родился довольно хилый отпрыск. Как гласит Википедия «Его здоровье начало улучшаться после того, как его отдали на выкармливание к украинской крестьянке в подльвовский городок Винники». Вот этот городок Винники мы и проезжали. Кроме того, что в нем жила кормилица Мазоха, он в свое время был знаменит и своей табачной фабрикой, о которой, конечно же, слышали все любители сигарет «Прима».
Задумалась, как бы лучше назвать аудиторию моего сайта - пришельцы, прихожие, прихожане - в любом случае культурные и образованные люди, которые о «Венере в мехах» хотя бы слышали. Поэтому не буду уподобляться нашему экскурсоводу и смаковать подробности личной жизни Мазоха. Ведь упомянутое произведение большей частью автобиографично, а описание ощущений, испытываемых его героем и автором, легло в основу симптоматики сексуальной патологии, названной мазохизмом.
Лучше я расскажу о других знаменитых уроженцах Золочевщины. Я в последнее время часто удивляюсь тому, что все знают каких-то совершенно неинтересных и малозначительных людей типа моделей и телеведущих и говорят о них, но мало интересуется личностями, которые принесли несомненную пользу человечеству или совершили выдающиеся подвиги и открытия. Конечно, вклад того же Захер-Мазоха в мировую культуру несоизмерим с вкладом какой-нибудь королевы красоты или супермодели. И хотя он обратил внимание мира на то, что от страданий можно получать удовольствие, жил он, однако, в относительно спокойном и мирном XIX веке, и страдания свои большей частью сам в себе генерировал.
Гораздо больше трагических событий и страданий подлинных, а не надуманных или мнимых, выпало на долю нобелевского лауреата, крупнейшего американского специалиста в области органической и квантовой химии Роальда Гофмана. Он родился в Золочеве в 1937 году и уже маленьким мальчиком попал в фашистское гетто, потом чудесное спасение, когда они с матерью прятались в доме сельского учителя, гибель отца, переезд в Краков. Три года лишений в лагерях для перемещенных лиц. А затем сравнительно благополучные годы - эмиграция в США, поступление в Колумбийский университет, стажировка в Гарварде и Упсале. И, наконец, присуждение Нобелевской премии совместно с Кенети Фукуи в 1981 году. Разве прожитая яркая жизнь и выдающиеся научные достижения не достойны того, чтобы о них знали на родине такого человека?
Думаю, что все это могло бы послужить сюжетом романа другого нобелевского лауреата, знаменитого еврейского писателя Шмуэля Йосефа Агнона (Нобелевская премия по литературе 1966 г.), который в своих произведениях писал о судьбе галицких евреев, и живших в Украине, и эмигрировавших в другие страны. Сам Шмуэль Агнон родился на Тернопольщине, но некоторое время жил во Львове и работал журналистом.
Поэтому не Мазохом единым славится Галичина. И если уж речь зашла об уроженцах Львовщины, эмигрировавших в Израиль, то нельзя обойти вниманием и тот факт, что в Золочеве в 1856 году родился создатель государственного гимна Израиля «Гатиква» Нафтали Герц Имбер.
В любом случае я довольна, что по числу Нобелевских лауреатов, связанных происхождением с Украиной, у Харькова со Львовом счет 2:2. Более прискорбен тот факт, что хотя о «своих» харьковских нобелиатах мне было известно давно, о львовских узнала буквально за пару недель до отъезда на отдых из рассылки подруги, проживающей в Израиле. А узнать, в общем то, кроме интернета негде. Ведь даже на экскурсии гид полчаса распространялся о злоключениях Мазоха и кознях его любимых женщин, а о Роальде Гофмане упомянул один раз сквозь зубы. Наверно, потому, что количество мазохистов на душу населения в Украине сильно превышает количество химиков или просто ученых :).
Вот так размышляя о роли личности в истории и в сознании современников и почти доехали до Золочевского замка.
Замок только в 2008 году был открыт после реставрации, а до этого в нем были сначала тюрьмы - австро-венгерская, польская и советская, а потом ПТУ. Основной рассвет замка пришелся на середину XVII века, когда он по праву считался одним из лучших фортификационных и жилых сооружений Европы. Датой закладки замка считается 1630 год, и это происходило еще при Якубе Собеском, отце короля. А при Яне замок перестраивался таким образом, чтобы иметь все признаки королевской резиденции и в то же время защитить королевскую семью в случае внезапного нападения или осады замка. Он был отлично укреплен, снабжен четырьмя бастионами и толстыми оборонительными стенами 11-метровой высоты, окружен насыпными валами и рвом.
Здесь можно увидеть одну из четырех башенок на крепостных стенах, часть рва и часть бастиона, орудия для обороны замка, мостик, по которому можно было прямо из дворца пройти на оборонительный вал, как часто и поступал Ян ІІІ Собеский
Выдающимся он был также для того времени и по уровню комфорта для своих жильцов. В нем была устроена система печей, труб и каминов, которые хорошо прогревали замок зимой. Основная достопримечательность замка - это дворцовые ватерклозеты, новинка для тогдашней Польши. Шесть туалетов сохранились до наших дней. Некоторые из них имеют довольно оригинальную конструкцию - к унитазу подведен водосточный желоб с крыши для смывания нечистот сточными водами в выгребную яму.
На этих фотографиях запечатлены камин и дрова, приготовленные для растопки печей на изразцовой подставке. Звиняйте, що немає ватерклозетів. Нам показывали те уютные комнатки-ниши, где они находились. Все туристы заглядывали, не знаю, что они там ожидали увидеть. Может, окаменелости королевских какашек. Но там было просто пусто. Ведь cливной унитаз массовое распространение получил значительно позже в Англии конца 18 века. А до этого были обычные ведра, которые до наших дней, видимо, не сохранились.
Замок был разделен на мужскую и женскую половину. У Яна Собесского и его жены королевы Марии (Марысеньки, как ласково зовут ее поляки) было четверо детей: два сына и две дочери. Мужская половина располагалась у тех стен, которые выходили к внешнему рву, а женские покои выходили окнами во двор замка. Из королевских покоев можно было по лесенке спуститься прямо к оборонительным рубежам на валах и вдохновить войско на ратные подвиги.
Король Ян Собесский и воинские доспехи знатного шляхтича того времени
Король Ян III был знаменитым полководцем. Водил несколько походов на Москву, воевал сначала вместе со шведами против России, а затем вместе с русскими против шведов, прославился в битвах с турками, выиграв сражения в Подгайцах, Хотине и под Веной. Возможно, на картине как раз и изображена битва при Хотине, но я не помню.
Золочевский замок был родовой вотчиной Яна Собесского, но не принадлежал к числу его любимых резиденций. Король с семейством бывал здесь довольно редко. Однако для реконструкции замка были приглашены лучшие архитекторы Европы, которые сделали все, чтобы королевской семье там жилось уютно и хорошо. Король очень любил свою королеву Марысеньку - Марию-Казимиру де Агуйон, француженку по происхождению, которая родила ему 12 детей. Но выжили, как мы помним лишь четверо. Для королевы во дворе замка был разбит парк и построен Китайский дворец.
Я и королева Марысенька. Я не согласна с госпожой аgritura, в путевых заметках которой нашла этот королевский портрет
http://tourbina.ru/authors/agritura/travels/view/130638/memo/1518/. По-моему, вполне интересная женщина. То, что называется на все времена. Cheesy woman… Ну и я в королевских покоях смотрюсь тоже ничего J))). Правда, совсем не сheesy.
Китайский дворец был отреставрирован и открыт для посещения буквально в этом году. Однако мы туда не попали. Времени было очень мало. В другие замки нужно было ехать.
Уголок парка
Китайский дворец
Вместо этого пофотографировались в парке и с чучелом лошадки у входа. Конечно же, парк и парковые скульптуры во времена Яна Собесского были совсем другими. Но эти тоже хорошо смотрятся и олицетворяют две реки, которые протекают неподалеку от Золочева.
Самой большой тайной замка считаются два больших камня. Один из них исписан готическими буквами. На другом - два переплетенных венка, «мертвый» u «живой». На месте пересечения венков с неизвестной целью проделано отверстие. Большинство исследователей считают, что эти камни остались от тамплиеров и надпись готическими буквами - это некий шифр, который приведет к спрятанным сокровищам тамплиеров. Дырка в камне тоже вроде бы непростая, а излучающая энергию. Поэтому для того, чтобы исполнилось желание нужно засунуть в нее указательный палец и покрутить. Если крутишь по часовой стрелке - исполняться твои духовные желания, а против часовой - материальные. Когда я рассказала дома маме, что засовывала палец и крутила, она меня спросила: «А ты крутила в обе стороны?». А я сказала: «Не-а. В одну» J).
К сожалению, Толик проявил свой крутой нрав тем, что не захотел заснять для истории столь выдающиеся камни, лежащие входа во дворе замка. И вместо этого я его сфотографировала с лошадкой, а он меня - на фоне цветущей яблони. Лучше живая природа, чем мертвые камни.
Дальше наш путь лежал в Подгорецкий замок -памятник позднеренессансной архитектуры. В замковий ансамбль входят дворец, окруженный валами и рвами, барочный костел Святого Иосифа, въездные ворота и парк XVIII столетия со старыми липами, под которыми по преданию отдыхал сам Богдан Хмельницкий. Звучит это все, конечно, в путеводителе заманчиво, но, по сути, представляет собой руины. Первым, кто содействовал разрушению Подгорецкого замка, и был Богдан Хмельницкий, под предводительством которого замок был частично разгромлен. А дальше постарались все: от не в меру ретивого владельца замка Северина Ржевусского, увлекавшегося алхимией и поисками кладов на территории замка, до фашистов и главного врача туберкулезного санатория, который был в замке уже в наше время
На одном из сайтов нашла отклик очевидца, который описывал жертвы и разрушения, учиненные в замке войсками Богдана Хмельницкого: “Я бачив Підгірці, гарний палац і фортеця... тепер в більшості руками розлюченого хлопства місцями зруйновані і напсовані”. Писалось в 1651 году, а звучит как современно, особенно если взглянуть на вот эти фотографии замка слева. Справа уже упомянутый костел святого Иосифа. Он сохранился гораздо лучше замка и в нем даже проводятся богослужения.
Конечно, я немного утрирую, виня Богдана Хмельницкого. После той войны в 1680 году замок был отремонтирован и реконструирован. Настоящий рассвет замка пришелся на 50-60 годы восемнадцатого столетия, когда замком владел Вацлав Жевусский, собравший большую коллекцию картин, книг, оружия, мебели. Для гостей, которых в замке всегда бывало много, проводились пиры, балы и фейерверки. В парке стояли статуи, цвели цветы, били фонтаны и прогуливались редкие птицы. Вообще, несмотря на развал и дождь, вид на окрестности замка очень мне напомнил террасы Петродворца. А львовские экскурсоводы просто уверены, что проект системы фонтанов, построенной в Петродворце, скопировали из Подгорцев, которые были значительно ближе Версаля.
В начале 20 века последними владельцами замка Сангушками была проведена его реставрация и в нем начал работать музей. В 1940 году здание замка было передано Львовскому историческому музею. Во время Второй мировой войны, как можно прочитать в интернет «споруда сильно постраждала, а після війни художні цінності були значною мірою знищені радянськими військовослужбовцями Золочівського гарнізону, а те, що залишилось, передали до львівських музеїв. В 1956 р. в замку сталася велика пожежа і від палацу залишились голі стіни. В 60-х рр. споруду відреставрували, проте ні плафонів, ні мармурових підлог відновити не вдалось».
До сих пор речь шла, в основном, о разрушителях Подгорецкого замка. Для меня большая честь, наконец, написать о созидателе. Собственно говоря, и пост про «Золотую подкову Львовщины» задумывался лишь для того, чтобы написать про этого человека - бессменного директора Львовской картинной галереи с 1962 года Бориса Григорьевича Возницкого. Ведь «Золотая подкова» полностью его детище. Он добился того, что замки, в которых располагались туберкулезные санатории и ПТУ были признаны памятниками архитектуры и переданы в состав Львовскойгалереи искусств. Он руководил их реставрацией. Первым был введен в действие и стал филиалом картинной галереи Олесский замок. Вторым стал Золочевский замок, о котором я уже здесь написала. Сейчас Борис Григорьевич одержим идеей восстановления Подгорецкого замка. Несмотря на свой преклонный возраст (он 1926 года рождения!!!) его каждый день можно увидеть на реставрационных работах в Подгорецком замке. И тот день, когда там были на экскурсии мы, не был исключением. Вот бывают же такие люди, которые могут сквозь грязь и тлен, сквозь глад и мор увидеть что-то прекрасное, и не просто увидеть, а добиться того, чтобы эта красота стала доступна многим. Какой взрывной силой и энергией нужно обладать, чтобы преодолеть равнодушие, невежество, казнокрадство властей всех уровней и все-таки двигаться вперед, несмотря ни на что.
Эту фотографию Бориса Григорьевича я взяла из Википедии. Неуемный БГ львовского разлива старается пользоваться любой возможностью, чтобы привлечь внимание широкой общественности к проблемам восстановления исторического и культурного наследия. Например, есть у нас на одном из каналов такая передача «Битва экстрасенсов». Передача так себе, я ее не смотрю. Зато смотрят многие другие. Экскурсовод рассказывал нам, как с помощью этой передачи Возницкому удалось пропиарить реставрацию Подгорецкого замка. Он пригласил деятелей с телевидения вкупе с экстрасенсами на территорию Подгорецкого замка.
Как и во всяком уважающем себя средневековом сооружении с традициями, в Подгорецком замке есть свое привидение, так звана Біла Пані. Экстрасенсы должны были найти место ее захоронения, ну и наверно упокоить. Или что там еще в фэнтези с привидениями делают некроманты? Ну и вроде бы экстрасенсы что-то нашли. Главное, чтобы после выхода на экраны передачи нашли дополнительные средства для реставрации.
Интересно, что история с Білой Пані вдохновляет и московских писательниц детективного жанра. Так действие мистического триллера Татьяны Степановой «Сон над бездной» происходит на территории одного из прикарпатских замков, в котором живет привидение, оставшееся от прошлых хозяев замка. Но я человек конкретный, мистики не люблю, а Татьяну Степанову почитываю иногда именно потому, что под красивой оберткой мистики в ее детективах скрываются вполне реальные разгадки и мотивы.
Пару слов уделю и Олесскому замку. Самая лучшая его фотография у нас получилась из окна автобуса.
Олесский замок не менее интересен, чем уже описанные мной. Достаточно сказать, что это старейший замок на территории Галиции. Сооружен был почти сразу после того, как татарами был уничтожен Плеснеск. Первые недостоверные упоминания о замке относятся к 1327 году, а достоверные - к 1431. В начале XVII века Олесский замок принадлежал русскому магнату Ивану Даниловичу, а при его дворе служил Михаил Хмель - отец Богдана Хмельницкого. Иван Данилович приходился дедом Яну Собесскому, отцом его матери, и именно в Олесском замке будущий польский король был рожден. Причем в момент его появления на свет разразилась гроза, ударил гром, а повитуха оглохла. Что, конечно же, стало предзнаменованием рождения великого человека.
Олесский замок был надежным форпостом во время набегов турок и татар, междоусобиц и казацких войн. Как указано в Википедии, «татарские орды проходили по землям Олеской округи и подступали к замку в
1442,
1453,
1507,
1512,
1519,
1575,
1629 годах. В 1519 году в битве с татарами под Сокалем погиб владелец замка Фридерик Гербурт, а другой владелец Олесского замка, Станислав Данилович, в
1636 году погиб в татарском плену». Однако замок не устоял перед войсками Богдана Хмельницкого в 1646 году, а союзники Хмельницкого - крымские татары разрушили и замок, и город. На фотографиях изображены Олесский замок вблизи, и я на фоне памятника защитникам замка, травы и цветущей сирени.
Потом экскурсия продолжилась в залах дворца, где можно было увидеть портреты многих исторических личностей упомянутых в моем повествовании. Неугомонный Б.Г.Возницкий, к тому времени, как мы вошли в музей, уже успел приехать из Подгорецкого замка и проводил экскурсию на польском языке для каких-то высокопоставленных гостей. И я думала о том, что именно на таких людях еще и держится наша украинская культура, и что их совершенно некому заменить, когда они уходят. И дай ему бог здоровья на многие и многие лета.
Экскурсия подходила к концу, стали уходить и мы. На улице Толику захотелось заснять вид из амбразур крепости, однако неожиданно в кадр попали и вражеские лазутчики :).
И после этого на экскурсии больше ничего, заслуживающего внимания, не было J. Зато вечером было интересно во Львове, и именно празднованию 9-го мая во Львове я и собираюсь посвятить следующий пост.