Накануне ночи Хэлоуина решила вспомнить Ночь музеев в Харькове. Хотя из моего одесского проекта реализована примерно половина, хочу немного отдохнуть от Одессы и посвятить несколько постов родному городу.
Наверно, вам будет смешно, но о том, что в Харькове будет проводиться ночь музеев, я узнала от живущего в Париже ЖЖ-друга bazeful’a. Потом поискали в Интернет и нашли сайт
http://dozor.kharkov.ua/zhizn/obwestvo/1067140.html, на котором была выставлен подробный анонс мероприятий, запланированных в Харькове. Обычно во многих городах мира Ночь музеев приурочивают к Международному дню музеев - 18-го мая и проводят ее рядом с этой датой с субботы на воскресенье. Но в Харькове решили опередить всех и Ночь музеев у нас прошла с 14 по 15 мая.
Мы внимательно изучили программу Ночи музеев в Харькове и решили посетить следующие музеи: Академию дизайна и искусств (я недавно прочла книгу Дины Рубиной «Синдром Петрушки» про кукольника и мне очень хотелось посмотреть спектакль «Мистические куклы»), Литературный музей, Муниципальную галерею, благотворительный показ Луны и Сатурна в парке Шевченко и напоследок, галерею «АВЭК». В принципе программу выполнили, кроме спектакля «Мистические куклы», которого почему-то не было.
Начать мы решили с Академии дизайна и искусств (бывший худпром). Вот на дереве увидели список мероприятий, который там должен был проводиться.
Как всегда, половины заявленного в программе, в реальности не было. А может, мы были не очень настойчивыми. По дороге к дворику худпрома на деревьях были выставлены разные диковинные звери из железок.
.
В Худпроме понравилась аура артистической тусовки, там среди выставленных картин, бюстов и скульптур желающие могли научится танцевать танго. На этих фото видно, как выглядела эта арт-толчея.
А вот здесь девочка выставила (высадила) Ленина. Аж в четырех экземплярах, то есть горшках.
Потолкавшись и пофотографировав в дворике Худпрома, обнаружили, что садится фотоаппарат и дождь собирается, и двинули дальше по маршруту. Наш путь лежал в Литературный музей.
В Литературном музее задержались дольше всего и не напрасно. Там проводилось все, что было заявлено в афишах, и оно не обмануло ожиданий. И даже начавшийся теплый летний дождь ничего не испортил.
Я, к стыду своему, ни разу не была в Харьковском литературном музее. Но несколько раз пробегала мимо и знаю, что он расположен в уютном особнячке на улице Фрунзе. А Ночь Музеев позволила увидеть, что и дворик у них очень уютный. Гораздо уютнее, чем двор Худпрома, который даже густонаселенный толпой, был отмечен печатью разрухи. Дворик читатели увидят в следующих моих постах, которые будут посвящены мероприятиям фестиваля уличного искусства. А пока только фотография входа, которую снимала не в мае, а сейчас
Задворки Литературного музея были запружены молодежью, которая подпевала и пританцовывала. Гремел рок или джаз, а диджеем (или джедаем J) был сам Сергей Жадан, известный украинский поэт и прозаик. Когда мы подошли к музею, Жадан объявлял группу «Папа Карло». Когда уходили, выступали «Собаки в космосе». Афиша обещала несколько уличных аттракционов и аукцион. Возможно, мы пришли поздно, но аукцион был. Мы слышали, как Жадан предлагал выкупить рукопись Леся Поддеревянского, и она ушла за сто гривен. Из аттракционов же я видела только один, нужно было за гривну потянуть билетик и оракул (одна из музейных барышень) отвечала на вопрос, предлагаемый в билетике. Я вытянула вопрос «10 фактов о Литературном музее», и мне выдали листик с ответами на них.
Так я узнала, что в нынешнем своем качестве наш Литмузей был основан в 1988 году. Однако самый первый литературный музей в городе был создан значительно раньше, в 1932 году. Но он так и не был открыт из-за репрессий над основными участниками литературного процесса. В настоящее время в музее хранится более 40 000 экспонатов, а первая его выставка открылась в 1989 году и была посвящена творчеству Г.Квитки-Основьяненко и Т.Шевченко. В 2008 году в музее провели первую интерактивную экскурсию на тему «Алиса в Стране Чудес». С тех пор музей регулярно готовит новые экскурсии и занятия для посетителей.
В памятке «10 фактів про Літмузей» біло также написано, что впервые Литмузей подключился к акции «Ночь музеев» в 2010 году. То есть в этом году они проводили такое мероприятие во второй раз. Вы уже прочли, что во дворе музея проводилось довольно много всего. Но все же основным в музее было проведение бесплатных экскурсий. И хотя посетителей пускали каждые 15 минут, у ступенек музея толпилась очередь.
Начала экскурсии пришлось подождать где-то полчаса. Но потом когда мы вошли, с нами поочередно работали три экскурсовода. Они все были нарядно одеты, в приподнятом настроении, и хотя было всего 20.30, а водить экскурсии им предстояло до 23, не чувствовалось, что они устали.
Вообще говоря, Харьков достойно представлен в мировой литературе и нашему городу нашлось место на страницах многих выдающихся произведений знаменитых писателей. Было даже издано несколько книг, где собраны цитаты из классиков о Харькове. Конечно, мы не можем похвастаться тем, что гениальные писатели жили в нем постоянно, зато почти все великие были в городе проездом или жили некоторое время, как те же Катаев и Олеша.
Однако залы Литературного музея в силу его размера или продуманной концепции никогда не оформлялись так, чтобы отразить весь литературный процесс: от «Слова о полку Игореве» до наших дней. Постоянна только экспозиция о расстрелянном Возрождении - писателях 30-х годов. В остальном тематика выставочных экспонатов меняется. Например, сейчас показывают посетителям несколько залов, посвященных всемирно известному философу и мыслителю Г.С.Сковороде.
Вообще-то я человек конкретный и далекий от философских воззрений Григория Сковороды, и ни за какие коврижки не согласилась бы удалиться от мира далеко и надолго. Однако порою так актуальна его фраза «Світ ловив мене, але не спіймав», и хочется поиграть в прятки со всеми, кто тебя так домогается.
Очень классно это состояние передала yulkar в своем стишке (тот случай, когда думаешь, ну почему не я :))
http://yulkar.livejournal.com/728584.html. Думаю, что Григорий Саввич тоже это произведение одобрил бы, потому что ценил юмор и острое слово.
Но хотя на тот момент я практически ничего не знала о философии Сковороды, я все же не бесчувственный чурбан и смогла оценить старание и увлеченность наших экскурсоводов в их стремлении показать нам масштаб и одаренность этой уникальной личности. О Сковороде рассказывали в трех залах, которые символизировали детство и юность знаменитого мыслителя, его зрелость и закат, и жизнь вечную.
Выбор трех залов для экспозиции не случаен и потому, что триединость лежит в основе философских воззрений Григория Саввича. Он представлял целостность мира в единстве трех составляющих: макрокосма - Вселенной, микрокосма - окружения человека и символического мира - духовности. Сковорода считал, что вся глубина символического мира заключена в Библии.
Во всех исследованиях о Сковороде приводится страничка из его трактата с изображением равностороннего треугольника с всевидящим оком внутри. Этот треугольник стал таким же символом Сковороды, как витрувианский человек Леонардо да Винчи и попал даже на нашу украинскую банкноту номиналом в 500 гривен.
Сковорода объясняет этот рисунок иносказательно: «Каждый, кто с Пифагором разгадал фигурный треугольник, означающий истину, тот видит, как в нем три, два и один являются одним и тем же». Современные толкователи произведений Сковороды видят в сторонах пифагорового треугольника единство трех миров, а во всевидящем оке внутри треугольника - объединяющее эти миры божественное начало, символ божественного всезнания, промысла божьего и провидения.
Каждый из трех миров, составляющих треугольник, согласно Сковороде состоит из двух натур: одна натура видимая - сотворенный мир или «тварь», а вторая невидимая - «бог». Центральная проблема существовния человека, а также его истинные жизненные цели великий философ видел в том, чтобы путем самопознания обнаружить невидимое в видимом: узнать божественное в самом себе.
И подобно тому, как Чехов всю жизнь выдавливал из себя раба, Григорий Саввич с детских лет стремился к духовному просветлению. По словам биографов он уже в детстве «отличался наклонностью к богопочитанию, талантом к музыке, охотой к наукам и упорством духа». О детстве и юности великого философа, нам рассказали в первом зале Литературного музея.
Родители Сковороды были бедными крестьянами, но они сумели дать образование двоим своим сыновьям. Гриць закончил церковно-приходскую школу и в возрасте 16 лет поступил в Киево-Могилянскую академию. Учеба в Академии продолжалась десять лет с перерывами, поскольку сама судьба предоставляла талантливому юноше возможности увидеть мир. В двадцать лет на певческом конкурсе в городе Глухове его отобрали как лучшего вокалиста в императорскую капеллу. Сковорода переезжает в Петербург, живет при дворе, пользуется расположением императрицы. Однако пустота и праздность большого света не пленили его, он мечтал вернуться в Киев и закончить образование.
Он осуществил свою мечту и покинул капеллу в возрасте 22 лет и еще четыре года учился в Академии. Из ее стен он вынес отличное знание древнееврейского, греческого, польского, немецкого языков и латыни. Это не считая итальянского и французского языков, которым обучали в Императорской капелле.
Однако елизаветинские вельможи не забывают об украинском самородке и в 1750 году 28 летнего Григория зачисляют в посольскую миссию с целью открытия для императорского двора «винных морей Европы». В связи с закупками вин Сковорода посещает Венгрию, Австрию, Словакию, Польшу, Германию, Италию. Он изучает технологию производства вин, выращивания винограда. А попутно посещает балы в Флоренции и Вене и общается с немецкими философами.
Через пять лет Сковорода возвращается на Украину и преподает поэтику и этику в Переяславльской семинарии и Харьковском коллегиуме. Однако конфликт с непосредственным начальством вынуждает его сделать то, к чему уже давно стремилась душа - взять у жизни самый ее главный дар свободу и стать странствующим философом. Отныне вся его дальнейшая жизнь - бесконечное путешествие, мандрівка.
Вот этой второй половине земной жизни Сковороды и был посвящен второй зал экспозиции.
Идеалом философа для Григория Саввовича был Сократ. Так же, как греческий философ, Сковорода изучал духовное и материальное в человеке и мире и принимал, что добродетель проистекает из знания. К счастью, Сковорода не брал пример с Сократа в том, чтобы излагать свои мысли только в устной форме. До нас дошли и философские и литературные произведения великого философа. Стихи и песни Сковороды собраны в сборнике «Сад божественных песен». Из них наиболее известна «Всякому городу нрав и права»
Всякому городу нрав и права;
Всяка имеет свой ум голова;
Всякому сердцу своя есть любовь,
Всякому горлу свой есть вкус каков,
А мне одна только в свете дума,
А мне одно только нейдет с ума.
Петр для чинов углы панские трет,
Федька-купец при аршине все лжет.
Тот строит дом свой на новый манер,
Тот все в процентах, пожалуй, поверь!
А мне одна только в свете дума,
А мне одно только нейдет с ума.
Тот непрестанно стягает грунта,
Сей иностранны заводит скота.
Те формируют на ловлю собак,
Сих шумит дом от гостей, как кабак, -
А мне одна только в свете дума,
А мне одно только нейдет с ума…
Вот здесь нашла в сети изображение рукописи этого стихотворения Сковороды
http://blog.i.ua/user/729788/147375/.
В 1774 году в селе Бабаях под Харьковом были написаны «Басни Харьковские», в предисловии к которым Сковорода писал: «Глупую важность встречают по виду, провожают по смеху, а разумную шутку славный печатлеет конец. Нет смешнее, как умный вид с пустым потрохом, и нет веселее, как смешное лицо с утаенной дельностью». Я не удержусь и приведу самую маленькую из харьковских басен «Собаки». Жаль, что наша Буся не может ее прочесть, но мне понравилась не только эта. В современном понимании, это даже не басни, а притчи. Кто захочет почитать еще, может пойти по этой ссылке
http://litopys.org.ua/skovoroda/skov105.htm#page109.
«Басня 1 1
СОБАКИ
В селЂ у хазяина жили д†собаки. Случилося мимо ворота проЂжжать незнакомому. Одна из них, выскочив и полаяв, поколь он с виду ушел, воротилась на двор.
- Что тебЂ из сего прибыло? - спросила другая.
- По крайней мЂрЂ, не столько скучно, - отвЂчала она.
- Вить не всЂ ж, - сказала разумная, - проежжіе таковы, чтоб их почитать за непріятелей нашего хазяина, а то бы я и сама должности своей не оставила, несмотря на то, что прошедшей ночи нога моя волчьими зубами поврежденна. Собакою быть дЂло не худое, но без причины лаять на всякого дурно.
Сила. Разумный человЂк знает, что охуждать, а безумный болтает без разбору».
Из философских и прозаических трудов Сковороды наиболее известны следующие: «Начальная дверь ко христианскому добронравию» (1766), «Диалог о древнем мире» (1772), «Разговор дружеский о душевном мире» (1773), «Алфавит, или Букварь мира» (1775), «Брань архангела Михаила со сотоною» (1783). При его жизни сочинения и труды Сковороды не могли быть изданы, поскольку с 1720 года действовал указ Петра І о запрещении украинского языка (Upd: в комментарии уважаемого френда
bruchwiese исправлена моя неточность по поводу указа. Он был от 1709 года, издание украинских книг не запрещалось. Их подвергали цензурированию и сверке с книгами, изданными на русском языке).)
Широко известно предание о том, что Григорий Саввич точно знал день своей смерти и сам выкопал себе могилу накануне в парке имения Ковалинского, у которого гостил в последний раз. Тогда же он передал Ковалинскому котомку, в котором хранились все его сочинения и сказал: «Быть может, мы больше не увидимся, прости. И помни! Свет и тьма, глава и хвост, добро и зло, вечность и время».
Любимый ученик Сковороды, Михаил Ковалинский сохранил все рукописи учителя. Позднее они были переданы в Румянцевский музей в Москве и были изданы лишь в 1860 году.
Смерть философа только показала насколько долговечнее духовная жизнь гения по сравнению с мирской, «тварной». Рукописи философа переписывались, из уст в уста передавались его поучения и притчи. Сковорода был прекрасным педагогом и во время своих странствий иногда уступал просьбам своих знакомых и становился воспитателем их детей. Многие его ученики стали известными и успешными для своего времени людьми, а Михаил Ковалинский написал биографию Г.С.Сковороды, которая теперь является настольной книгой для всех исследователей жизни и творчества Сковороды.
Влияние учения философской доктрины Сковороды, всей его жизни испытали такие классики украинской литературы, как Квитка-Основьяненко, Котляревский, Тарас Шевченко. Известно, что Лев Толстой в конце своей жизни не раз обращался к личности Сковороды и мечтал закончить свои дни так же, как и он, не боясь смерти и отрешась от мирских страстей и соблазнов. И возможно, его исход из Ясной Поляны перед смертью тоже был связан с желанием следовать примеру Сковороды и не бояться быть свободным.
Сковорода не раз выступал героем романов, повестей, стихотворений других писателей. Так считается, что именно Сковорода является прототипом учителя музыки в повести Шевченко «Близнецы».
Интересна связь личности и философского учения Сковороды с булгаковским «Мастером и Маргаритой»
http://kharkov.vbelous.net/skovorod.htm. Оказывается, в образе Мастера очень много от Сковороды. Ведь и сам Сковорода был мастером. Именно так в то время называли учителя грамоты по церковным книгам, знатока библейских текстов, которым и был Сковорода.
В романе, как и в философской доктрине украинского гения, задействованы три мира: первый представляют люди, второй - библейские персонажи, третий - Воланд со своими спутниками.
Местом действия главы «Судьба Мастер и Маргариты определена» по всем намекам автора является бывший Румянцевский музей, где долгое время хранились рукописи Сковороды. А то, что после смерти главные герои романа обретают покой, созвучно с известным афоризмом великого философа: «Смерть человеку - покой».
Впечатлил меня и тот факт, что известный русский философ, богослов и поэт Владимир Соловьев был родственником Григория Сковороды по материнской линии.
Духовность, жизнь вечную Сковорода отождествлял с третьим миром и считал, что его основой является Библия. Поэтому в центре очень нарядного и радостного третьего зала, посвященного вечной жизни Сковороды, стоит символический фонтан, на каждой струе которого запечатлена одна из библейских заповедей о блаженствах.
В конце рассказа о Сковороде нам предложили вытянуть из коробочки записки с крупицами его мудрости. Мне достался красный билетик «Бути щасливим - це значить пізнати, знайти самого себе», а Толику - желтый: «Наступний, весело освітлений день - плід учорашнього, так само як добра старість - нагорода гарної юності».
На этом можно завершить первую часть рассказа о Ночи музеев в Харькове, но все же напоследок приведу еще некоторые, особенно мне понравившиеся афоризмы Сковороды. Я нашла их здесь
http://vpn.int.ru/index.php?name=Biography&op=page&pid=428.
Святость жизни только в делах.
Не любит сердце, не видя красоты
Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет.
И что глупее, как равное равенство, которое глупцы в мир ввести зря покушаются
Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.
Что такое жизнь? Это странствие: прокладывать себе дорогу, не зная, куда идти,зачем идти.