Подарки марта: как покупали часики

Aug 23, 2011 03:57

   В предыдущих пяти постах этой серии речь шла, в основном, о тех подарках, которые нельзя пощупать, но можно почувствовать. А этот рассказ будет о вполне «вещном» подарке - наручных часах швейцарской фирмы Swatch.  Хотя еще как посмотреть… Ведь, несмотря на их материальность, часы имеют большое символическое значение в жизни отдельно взятого человека и всего человечества. И алчные представители лихого племени последователей Филиппа Котлера руководствуются идеальным в прозаизме торговых сделок, утверждая, что приобретая товар, покупатель получает не вещь, а свое представление о ней.






Часы олицетворяют для нас извечный ход времени и быстротекущей жизни, они символизируют солидность, занятость, успешность, роскошь, престиж. Когда ребенку впервые дарят часы, то внушают ему, что он стал взрослее и может вступать в серьезные отношения со временем и с планированием своей жизни. Свои первые часы я хорошо помню визуально, но забыла их марку, кажется, «Полет». Они не были новыми и достались мне после двоюродного брата, о котором я уже упоминала в посте про Никитиных. Было это в классе шестом и помню, что это был очень своевременный подарок.



Следующие свои часы я получила в честь успешного окончания школы от любимой тети. Это были очень красивые золотистые женственные часики московской марки «Чайка». Их я носила в университете, а когда стала молодым специалистом в академическом институте, они сломались, из-за того, что в перерывах играла в настольный теннис и размахивала левой рукой. И хоть я и носила их к часовщику, но ремонт помогал ненадолго. Потом сломались и следующие часы той же марки. Кроме того, уже наступила эра дешевых электронных часов, которые и заводить не надо было. А потом началась эпоха мобильников, и часы вроде бы и совсем стало носить ни к чему. Примерно десять лет я вполне обходилась и без них.

Но осенью прошлого года размеренный ход моей жизни затрещал по швам. Перемены, связанные с реорганизацией и сменой руководства кафедры, казались столь дискомфортными, что пришло время подыскивать другую работу. И на новой работе предложили в осеннем семестре читать курс высшей математики.

Несмотря на то, что первое образование у меня - мехмат, я ни разу за свой немалый преподавательский стаж не читала эту дисциплину. В основном, я со старшекурсниками использую то, что было начитано на высшей математике другими преподавателями. Но рассказывала я экономические приложения математических методов. А здесь нужно было начитывать основы алгебры, мат. анализа и аналитической геометрии первокурсникам и с самого начала.

Хорошо или плохо, но у меня это получилось. И во время преподавания я испытала такое удивительное чувство возврата к истокам, как будто перенеслась в безвозвратно ушедшую молодость. Кривые второго порядка и теоремы о пределах переплетались с воспоминаниями о любимых друзьях и преподавателях, о том времени, когда мы сами выходили к доске и, как орешки, щелкали производные и применяли правило Лопиталя. Я чувствовала свою сопричастность к царице всех наук и ответственность за распространение математической культуры в серой массе и сером веществе моих студентов.

Я была, если не жрицей науки, то полномочным представителем передового отряда человечества, который носит гордое имя «математики». Я старалась нарядиться на эти лекции поэлегантней, хотя обычно в учебном году мне не до того, чтобы перебирать одеждой. И этот образ аристократки от математики, сложившийся у меня в сознании, был не полон, если на моих руках не было изысканных и изящных часов. Использование мобильника для того, чтобы узнать, сколько еще драгоценного времени осталось для вкладывания знаний в головы студентов, на лекциях по высшей математике мне казалось почти кощунством.

Вот почему к концу зимнего семестра созрела настоятельная потребность в покупке часиков, которая и была озвучена для моего дражайшего супруга, а также любезного друга и благодетеля. И в канун дня рождения Толик напомнил мне о том, что я должна пойти и выбрать. Для этого была выделена определенная сумма денег.

Легко сказать, сложно сделать. Март - очень нелегкий месяц, и даже на пару часов в магазин очень трудно выбраться. Да еще проблема была в том, что я только в общих чертах представляла себе, что я хочу. Я точно знала, что они должны быть небольшими, женственными, но в то же время функциональными, с металлическим браслетом и корпусом, но не желтым, а серебристым. Но конкретного образа у меня в голове не было.

Первый поход в часовой отдел универмага ничего не дал. Смотрела я часы японские и швейцарские, если честно, они показались скучными, хоть и добротными, и больше нравились просто московские часы типа тех первых «Чаек», которые были у меня в молодости. Но все-таки они были достаточно дешевыми для моего возраста и статуса.

Толик предложил мне сходить в еще один магазин, супермаркет «Таргет». Там один из самых больших часовых отделов в городе. Пошла я туда с большой неохотой, очень устала в конце недели и плохо себя чувствовала и потихоньку про себя ругала мужа, за то, что не носит на руках и ничего сам для меня не может выбрать.

Однако, когда я стала ходить по торговому залу и рассматривать прозрачные этажерки с выставленными моделями, я попала в поле зрения выдающейся продавщицы. Она с таким воодушевлением вытаскивала с витрин часы различных марок, расхваливала их и предлагала мне померить. У меня даже усталость прошла. И домой я пришла уже, если не с часами, то с буклетом какой-то швейцарской фирмы. На ее часах я и решила остановиться. Но покупать все равно нужно было идти с Толиком.

И вот в субботу, 18 марта, я снова в торговом зале супермаркета «Таргет». Продавщица меня узнала и утроила свои усилия при приближении моего спонсора и благодетеля. Еще бы, ведь ему сам Киса бормотал свое «Же не манж па сис жур», оценив его выдающуюся кредитоспособность




         Почувствовав одобрение моего мужа, торговая девушка немного забаловала. Выражалось это в том, что она начала мне подсовывать часы, стоимость которых выходила за пределы обозначенного. Так состоялось знакомство с продукцией фирмы Swatch. Вначале я рассматривала их на витрине. Поскольку требовались строгие элегантные деловые часы для мадам бальзаковского возраста, то вначале была предложена модель Chessboard




Конечно, они были симпатичными, но смущал плоский и довольно крупный циферблат и некая игривость модели вместе с не подходящей ценой. Однако продавщица продолжила свои подрывные действия, достав с витрины серебристые часики с переливающимися камушками и предложив мне их померить. Да, здесь тоже был пластиковый плоский циферблат, но зато металлический ремешок со стразами сразу же покорил мое сердце.




Какая ни есть я из себя строгая и даже чопорная, но, как сорока, люблю блестяшки. А тут  еще продавщица «Легированная сталь, водонепроницаемые, вы в них хоть плавать можете, корундовое стекло, которому не страшны никакие царапины». Да, они тоже стоили дороже, чем нужно, но возвращала я их продавщице со вздохом. И Толик сказал: «Берем вот эти». И хоть я возражала, он сказал, что принципиальной разницы в стоимости нет, если вещь нравится и покупается надолго. Ну и продавщица со своим: «Легированная сталь, носите не пожалеете и какие Ваши годы». Также говорилось о том, что часы этой фирмы продаются у нас недавно, но пользуются большим спросом. Но, наверно, все же главным аргументом было то, что я почувствовала, что это моя вещь. Взяв их один раз, мне уже не хотелось выпускать их из рук.

Осмотр и примерка обновки продолжилась дома. Удивил меня пластиковый корпус, прозрачный и с внешней и с внутренней стороны часов. Мы все привыкли к тому, что на «фасаде» часов находится циферблат под стеклом, но с другой стороны циферблата поверхность часов обычно матовая. А здесь сквозь прозрачный пластик можно было разглядеть детали часового механизма. Похоже на то, как смотришь внутренние органы в анатомическом театре. Часики из-за этого казались одушевленными и хрупкими. В общем, налюбовавшись ими, захотелось узнать побольше о фирме, которая произвела такую вещь.

Я не знаю, как вам, но мне кажется, что руководства к приобретаемым предметам обихода становятся все более бестолковыми и часто не отражающими нужные свойства товаров. Так в коробочке с гарантийным талоном и инструкцией не удалось ни только прочесть о тех параметрах часов, которые расхваливала продавщица, но и даже узнать название модели. Искали мы похожие часы данной фирмы чисто визуально и выйдя на сайт http://swatch.ua/ru/watch/12, обнаружили, что наша модель называется Menthol Tone.

Гораздо более интересной, чем инструкция, оказалась история фирмы Swatch, вошедшая во многие классические учебники по бизнесу и заставившая меня вспомнить, что по второму своему высшему образованию, я еще и менеджер организаций J. Да впрочем, и не менеджеров завораживает описание успехов и падений великих брендов.

Название фирмы Swatch  некоторые расшифровывают, как сокращение от Swiss Watch. Однако правильную версию дает создатель бренда и один из руководителей компании Николас Хэйэк. В те годы, когда часовая промышленность Швейцарии переживала кризис из-за конкуренции с дешевыми японскими электронными часами, была выдвинута дерзкая идея догнать и перегнать Японию на рынке продаж недорогих часов.

Точность, надежность и качество швейцарских механических часов известны чуть ли не со времен Средневековья. Однако именно эти особенности и способствовали сильному их  удорожанию. То есть для отвоевания рынка необходимо было совершить прорыв в технологиях, создав легкие, точные и дешевые часы, по себестоимости не уступавшие японским. А затем необходимо было заставить потребителя приобрести эти часы, даже несмотря на то, что у него уже на тот момент какие-то часы уже имелись. Гениальным маркетинговым ходом Хэйека была концепция вторых часов (Swatch - Second Watch). Предполагалось, что часы можно менять также часто, как сумки, галстуки или бижутерию. Компания предложила покупателям несколько линий часов, выполненных в разных стилях.Теперь покупать часы можно было не тогда, когда они сломались, а просто под цвет одежды, глаз или под новую прическу. Конечно, для того чтобы это было осуществимо, часы должны были стоить не слишком дорого. Первые «свотчи», вышедшие в 1983 году, стоили порядка сорока долларов и эта цена оставалась неизменной на протяжении десяти лет

Революцию в производстве часов пришлось осуществить технологам фирмы ЕТА. Роль  антикризисного менеджера в то время блестяще сыграл Эрнст Томке. Проанализировав сбытовую политику ведущих швейцарских фирм, он увидел, что японцы начали вытеснять швейцарскую часовую промышленность на рынке дорогих часов за счет введения широко разрекламированных сверхплоских часов, по сравнению с которыми швейцарские выглядели тяжелыми и громоздкими. Поэтому первая дерзкая задача, которую Лемке поставил конструкторам, была создать дорогие механические часы не толще двух миллиметров. И эта задача была решена блестяще и в рекордно короткие сроки. А поскольку эти часы переворачивали все привычные представления о традиционных швейцарских часах, модель была названа «Белой горячкой» (Delirium tremens).

Но после производства этой модели, успех которой превзошел все ожидания (5000 продаж по цене 4700 доларов) , Томке предложил технологам создать аналогичные часы по себестоимости меньше десяти франков. Подумав пару недель, большая часть конструкторов предложила Томке отправиться на прием к психиатру. Но были два человека, которые воплотили в жизнь эту безумную идею  - Жак Мюллер и Элмор Мокк. После того, как они торжественно вручили Томке созданный ими образец и было налажено его серийное производство, часы марки Swatch начали свое триумфальное шествие по планете. С тех пор было продано более 100 млн. Swatch с различными рисунками и модификациями http://www.fashiondetails.ru/posts.php?id=583.




Xарактеризуя причины коммерческого успеха компании, Николас Хэйэк в интервью журналу «Гарвард Бизнес Ревью», говорил об уроках, которые может преподать история бренда Swatch топ-менеджерам выдающихся компаний или юноше, обдумывающему житье.

Первым уроком он считает то, что «оказалось возможным создать высококачественную, ценную продукцию массового спроса в стране с высокой заработной платой при низкой себестоимости этой продукции».

А второй урок - за счет чего это оказалось возможным. Из-за того, что нашлись люди, которые не хотели  отказываться от детской мечты и веры в невозможное. Именно в этом состоит секрет действительно великих свершений. И во все времена и эпохи они проводились в жизнь  романтиками.

И соединяя в одном посту несоединимое - неразделенную страсть к царице всех наук, любовь к рОдному мужу, восхищение часиками, бизнес высоких технологий  и романтизм стратегического менеджмента, добавлю сюда еще капельку высокой поэзии от лица моей подруги по ЖЖ efsher http://efsher.livejournal.com/50171.html

Из времени не сделать отбивную,

Хотя часы на башнях бьют веками.

А я часами к смерти жизнь ревную.

По вечерам дрожащими руками

Всё заводить будильник привыкаю, -

В тупик мечтая стрелки завести.

Как вечность холодна - известно Каю,

Известно Герде - как его спасти.

А мы спасемся русским языком

И временем года - конечно же - пятым,

Минуты научившись под замком
держать и не дрожать над циферблатом

ИИИИИщщщщ

часы, swatch, подарки, на ниве народного образования, родные люди вот какие

Previous post Next post
Up