Подарки марта: концерт Татьяны и Сергея Никитиных в Харькове

Aug 18, 2011 01:20

image Click to view



У простых смертных, вроде меня, крылья тоже иногда прорезаются. Так окрылил меня этот концерт, состоявшийся у нас в городе незадолго до моего дня рождения 16 марта.

                С моими музыкальными пристрастиями быстро разберется даже не очень внимательный читатель моего блога. Конечно, классика. Это от мамы. Классическая музыка в доме звучала с заезженных пластинок старенькой радиолы, а потом проигрывателя. Сколько я себя помню, в доме была объемистая стопка пластинок. Потом, повзрослев, я стала пополнять их коллекцию и сама.

А вот классику авторской песни впервые услышала школьницей от двоюродного брата, который был успешным и активным студентом мединститута. Занимался в научном кружке, ездил в Карелию на байдарках, и непременно играл на гитаре. Именно он первый спел мне песни Окуджавы и я полюбила их на всю жизнь. А Никитиных как-то сама заметила. Их ведь часто приглашали для озвучивания самых задушевных фильмов. Наверно, любовь к ним началась с рязановской «Иронии судьбы». Теперь мне кажется, что они всегда в моей душе жили.

Эра магнитофонов меня как-то миновала и по-настоящему приникнуть к тому роднику, который не спасает, мне удалось только в 90-е, когда в доме появился РС. Мы тогда накупили кучу дисков - весь Окуджава, весь Высоцкий, весь Визбор, барды России и, конечно,  двойник Татьяны и Сергея Никитиных. Годы берут свое, как поет Булат Шалвович «Все глуше музыка души, все громче музыка утраты». В суете повседневья как-то не до музыки. И кажется, что те мелодии и порывы души ушли в прошлое, вместе с временем, когда они еще звучали.

Но все же увиденная зимой афиша о концерте Никитиных не оставила меня равнодушной. Билеты купили, наверно, месяца за полтора и даже боялись забыть о концерте в суматохе программистских проектов и ежедневного преподавательского труда дома и на работе.

И вот, наконец, настал день концерта. Он проходил в помещении театра украинской драмы имени Т.Г.Шевченко. На подходах к театру я увидала скопление народа . У нас бывали случаи, что концерты разрекламированных эстрадных исполнителей не набирали полного зала. И трудно было предугадать, удастся ли это сделать Никитиным. Но я, увидев толпу народа возле входа в театр Шевченко, испытала не радость за любимых артистов, а что-то вроде желания повернуть обратно J.

Это у меня оставил такие неприятные впечатления, состоявшийся за пару недель до этого авторский вечер украинской поэтессы Лины Костенко. Хоть это и не в тему, но напишу здесь об этом немного.  Она приезжала с презентацией своей новой книги «Записки украинского сумасшедшего». Лина объявила, что на ее вечер вход будет свободным, и пройти смогут все желающие. Легковерные люди, вроде меня, на это купились. Я пришла на вечер за полчаса до его начала, а мама была уже там с пригласительными, которые ей удалось где-то достать. Вся площадь перед оперным театром была запружена народом. А наиболее дисциплинированные становились в очередь, которая состояла из шеренг по четыре-пять человек, змеей обвивала здание театра и заканчивалась где-то в парке Шевченко. Однако все двери в театр были закрыты. Как оказалось, их закрыли еще за час до концерта и пускали избранных маленькими партиями через черный ход. Но те люди, кто стояли там, этого не знали. Время от времени толпа начинала колыхаться и напирать, когда двери приоткрывались и кого-то одного впускали или выпускали. Я попыталась пробиться ко входу в театр, но чем ближе к нему, тем больше было давление толпы. Мне удалось пробраться метров за десять до входа. Мама туда лезть боялась и кричала, чтобы я поворачивала обратно. Но я оставалась некоторое время на этих подступах в надежде, что протиснусь ближе. Толпа все напирала и мне очень сильно сдавливали ребра. Потом пронесся слух, что никого больше пускать не будут, и что зрительный зал уже заполнен. И я стала выбираться обратно. Так мы и ушли, несолоно хлебавши. Я пару дней после этого просто кипела от возмущения поведением нашей великой украинской поэтессы и хотела даже пост на эту тему написать. Но мне не дала это сделать извечная моя занятость. Однако тот вечер оставил не только негодование от мероприятия, проведенного в лучших традициях совка, а и страх перед большими скоплениями народа. Раньше я за собой такого не замечала.

К счастью, моя паника была необоснованной, у Никитиных концерт был не бесплатным, поэтому в зал попали все, кто купил билеты. Цены, кстати, были вполне умеренными. Самые дорогие билеты стоили порядка 20 Евро.

Мы заняли свои места и в ложе наискосок от нас увидели моего двоюродного брата, который сыграл такую основополагающую роль в моем приобщении к авторской песне. Уже далеко не студента, а светила харьковской медицины. Он привел на концерт свою внучку и мы радостно поздоровались с ним и Риточкой.

Всем известно высказывание Демокрита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Справедливость этого утверждения проверяла на себе неоднократно. И боялась, что оно подтвердится при выступлении ранее любимых исполнителей авторской песни. И вот занавес поднялся и на сцене они - Татьяна и Сергей. Да, конечно, они постарели, но все равно выглядят хорошо. Сергей был одет в полосатый свитер, а Татьяна в черную водолазку и жилет. Голос Сергея немного хрипит, но пение Татьяны такое же чистое и мелодичное, как было тогда. И осталось самое главное, что всегда присутствовало на их концертах. Та роскошь человеческого общения, теплота и задушевность разговора с зрительным залом. Никуда это не ушло с годами. И зал их принял.




Мы брали на концерт фотоапарат, но фото вышли неудачными, расплывчатыми из-за увеличения и на них разве что одежду можно рассмотреть, а лица видны как пятно. Поэтому я взяла фотографию вот здесь http://2000.net.ua/2000/aspekty/art/72688. Это с киевского концерта, куда они поехали с выступлениями после нас. Сергей там одет точно также, но, к сожалению, Татьяна в другой одежде, а не в концертном нарядном жилете, который ей так шел.

Когда бываешь в театре, интересно наблюдать не только за происходящим на сцене, но и за аудиторией в зрительном зале. Она совершенно разная в опере, в драме или во время театрального фестиваля молодежных театров, куда мы один раз попали. Я уже не говорю о праздничных концертах на площади Незалежности во время массовых мероприятий. А в зале на концерте Никитиных я увидела ту аудиторию, которую в последнее время в театрах встречала редко. В основном, это было поколение сорока-пятидесятилетних. В зале сидели именно те женщины и мужчины, которые не ходят на концерты в силу того, что они много и успешно работают. Одежда, внешность (в основном, очкарики), поведение, все говорило о том, что это люди состоявшиеся и состоятельные. Но что отрадно, была там и молодежь. В основном, многие пришли семьями, но были и просто молодые пары.

Никитины сразу же отметили то, что в зале собрались именно их люди. Они тоже, как и я, боялись, что после того, как они 21 год назад были в Харькове, сменилось целое поколение. Им говорили в Москве, что все, кто их слушал в Харькове, уже там не живут. Татьяна вспоминала тот давний приезд в Харьков, когда они выступали на площади в поддержку кандидатов от демократических сил, своих друзей Виталия Коротича и Евгения Евтушенко. Да, то было совсем другое время восторженного романтизма и ожиданий, которым не суждено было сбыться. Но те, кто не до конца притушил у себя внутри огарочек этого рудиментарного чувства, все таки пришли в театр Шевченко 21 год спустя.

Начинали Никитины со своих песен, ставших уже традиционными, «Александры» и «Под музыку Вивальди». У «Александры» спели куплет и на английском, и малоизвестный на русском. На «Александре» я еще держалась и подпевала, как они просили. Но на песне Берковского слезы из глаз как потекли. Все как-то сложилось - и облегчение от того, что нет разочарования, и то что песня звучит, также, как и «жизнь назад», а жизнь уже прошла и унесла с собой много событий и людей, и осознание того, что на пятом десятке, собственно, и не жила еще, а пропустила уже много, чего не наверстаешь. В памяти проносилась студенческая и аспирантская молодость, лица друзей и близких.

Вообще, как это ни грустно, но больше всего первая часть концерта походила на мартиролог. Никитины вспоминали всех тех, кто дарил им свои песни для исполнения. Большинства этих людей уже нет с нами. Берковский, Окуджава, Визбор, Геннадий Шпаликов…

К стыду своему, не могу вспомнить, что они исполнили из Окуджавы. По-моему, это все-таки был «Заезжий музыкант». Если так, то забывчивость по Фрейду, потому что это одна из самых любимых моих вещей у Булата Шалвовича. И у Визбора они спели только одну песню, тоже проникновенное и обожаемое мной, наверно, потому что про трубача и беспризорных щенков, «Воскресенье в Москве».

Про Геннадия Шпаликова был целый маленький рассказ. Я очень люблю песни Никитиных на его стихи и у меня есть его поэтический сборник «Бывает все на свете хорошо». Однако я не знала о нем тех подробностей, что рассказала Татьяна. Оказывается, большое участие в судьбе Шпаликова принял Виктор Некрасов, который заметил талантливые стихи учащегося Киевского суворовского училища. Как я поняла из рассказа Татьяны, Некрасов помог ему закончить училище, потому что неординарность Геннадия приводила к тому, что он был под угрозой отчисления, а Виктор Некрасов своим авторитетом фронтовика и знаменитого писателя мог повлиять на руководство училища. Уже не на творческом вечере Никитиных, а сейчас в интернете http://www.newsinfo.ru/articles/2007-09-06/item/536708/ прочла о том, как Шпаликов старался помочь Некрасову, когда тот был в опале. «Опального писателя перестали печатать, он серьезно бедствовал, за ним была установлена слежка. Тогда другу решил помочь Шпаликов. Он поехал в Киев, написал заявку на сценарий, заключил договор с Киевской киностудией, получил аванс и все деньги отдал Виктору Платоновичу. Об этом, естественно, стало известно. Киностудия со страху тут же расторгла договор со Шпаликовым и потребовала вернуть деньги».

Никитины исполнили несколько песен Шпаликова, но у меня снова смешалось то, что я слушала на пластинках раньше, и то, что было на концерте. Точно могу утверждать, что в концерте прозвучала «Я иду по городу», поскольку я ее раньше не слышала.

Я иду по городу, мысль во мне свистит

Отпущу я бороду, перестану пить.

Отыщу невесту, можно и вдову,

Можно и не местную, Клавой назову.

А меня Сережой пусть она зовет,

но с такою рожей кто-ж меня возьмет?

Разве что милиция, и пешком под суд --

За такие лица просто так берут.

Я дошел до ручки, да, теперь хана.

День после получки -- денег ни хрена.

Что сегодня? Пятница? Или-же четверг?

Пьяница, ты, пьяница, пропащий человек.

Еще точно в конце вечера прозвучало «Я к Вам травою прорасту». А вот остальное не помню. Может быть, «Остается во фляге», может быть, «Городок провинциальный», может быть, «А за рекою лошади бредут». И, по-моему, звучало на вечере «Прощай, Садовое кольцо».

Конечно, всем харьковчанам было приятно услышать воспоминания Татьяны и Сергея о знаменитых харьковских поэтах Борисе Чичибабине и Ренате Мухе. Я узнала о Борисе Чичибабине в конце 80-х. Тогда его много и открыто стали печатать. А до этого он был в опале. Но, к сожалению, о Ренате Мухе, у которой замечательные детские, и не только, стихи, полные искрометного юмора и философского отношения к жизни, я узнала только, когда прочла статью о ней в харьковской газете. Статья была посвящена ее кончине. Рената Муха много лет проработала в Харьковском университете и была блестящим преподавателем английского языка. Ее часто приглашали, как переводчицу, когда приезжали иностранные делегации. Татьяна Никитина вспоминала ее рассказ о том, как однажды члены делегации спросили Ренату: «У вас такой прекрасный английский. Когда Вы в последний раз были в Англии?». На что Рената, многократно инструктированная КГБ на предмет «Не болтать»» ответила: «Когда в последний раз не помню, но первого точно не было».

В антракте в фойе продавались два диска Никитиных. Их выпустило издательство «Комсольская правда» в серии «Российские барды». Муж купил мне в подарок их оба. Конечно, внимательно их рассмотрев, я была немного разочарована, потому что почти все песни из оглавления у меня уже были. Но дома выяснилось, что не все. И в том числе сразу меня очаровавшая «Бывают крылья у художников», с которой я и начала этот пост. А еще в оба диска вклеены книжечки. В первом - биография Никитиных, во втором - фрагменты из интервью с ними. И, конечно, и в первой, и во второй литературной части дисков очень много фотографий.




Как и обычно бывает на концертах Никитиных, к ним приходило много записок из зала с просьбой исполнить ту или другую песню. Так по заявкам они исполнили «Брич-Муллу», «Да разве могут дети юга», «Ежик резиновый». А вот когда Татьяна развернула записку, в которой прочла «Спойте песни на стихи Бориса Рыжего», она очень обрадовалась, что здесь о них слышали. Все-таки москвичи неисправимы в том, чтобы считать Харьков провинцией J.

Все песни, которые на концерте исполнили Никитины, из спектакля Театра Петра Фоменко «Борис Рыжий». Премьера этого спектакля состоялась в 2010 году в Москве. Музыку к этому спектаклю написал Сергей Никитин, который определил это произведение, как блюз-оперу. Впрочем. песни на стихи Бориса Рыжего он писал и раньше. Татьяна Никитина на концерте вспоминала тот день, когда в их дом впервые попал сборник стихов Бориса, изданный на Урале, который им привез кто-то из друзей. Они буквально упивались этими стихами, отбирали книжицу друг у друга, и каждый зачитывал другому понравившееся.

Я сама впервые увидела упоминание о Борисе Рыжем тоже в связи с Никитиными. Пару лет назад прочла статью в «Бульваре» об их концерте в Киеве. Корреспондент упоминал о том, что они спели несколько песен на стихи молодого поэта Бориса Рыжего, безвременно ушедшего в мае 2001 года. Я помню, как я тогда позавидовала белой завистью киевлянам, что они имеют возможность послушать концерт Татьяны и Сергея. А еще я порадовалась, что и сейчас Никитины пишут и поют новые песни.

Тогда я не знала, что с моим выходом в Живой Журнал у меня появится возможность из первых уст узнать подробности о Борисе Рыжем. Сейчас Борису Рыжему было бы 37 - пик поэтического возраста. Именно на поколение тех, кто сейчас на исходе четвертого десятка, пришлись все мерзости краха советской системы. Мои сверстники (примерно на 10 лет старше) пришли к девяностым уже людьми состоявшимимся и нас это время опалило. Но почву из под ног не вышибло. А мальчишки современники Бориса Рыжего вкусили прелестей того смутного времени сполна - бандитские разборки, остановка и разрушение всех мало-мальски функционирующих предприятий, безработица и превращение всей страны в гигантскую барахолку, деградация вся и всех, приводящая к беспробудному пьянству. Многих одноклассников Бориса уже к концу его жизни не было в живых - спились, погибли в бандитских разборках. В стихах Бориса Рыжего отразился весь надлом той эпохи, когда люди не могут приспособиться к новой жизни, а существовать по-старому было просто невозможно. Вот об этом экзистенциальном чувстве безнадежности продолжающейся жизни, которая ни к чему не ведет, и идет речь в стихотворении «Городок», которое было положено на музыку Сергеем Никитиным и исполнялось на концерте

Городок, что я выдумал и заселил человеками,

городок, над которым я лично пустил облака,

барахлит, ибо жил, руководствуясь некими

соображениями, якобы жизнь коротка.

Вырубается музыка, как музыкант ни старается.

Фонари не горят, как ни кроет их матом электрик-браток.

На глазах, перед зеркалом стоя, дурнеет красавица.

Барахлит городок.

Виноват, господа, не учел, но она продолжается,

все к чертям полетело, а что называется мной,

то идет по осенней аллее, и ветер свистит-надрывается,

и клубится листва за моею спиной

Настоящий поэт всегда умеет выразить свое время, потому что в нем живет любовь к современникам. Он чувствует тонко и пронзительно и вселенская неизбывная боль вонзается в него тысячью ножей. И иногда он просто не выдерживает… Рыжий покончил с собой 7 мая 2001 года и то, что знала о его смерти, резонировало в душе с трагическим недавним уходом другого талантливого человека - выдающегося певца и барда.

Глубокое впечатление на меня произвела песня Никитиных на стихи Бориса Рыжего «Дождь. Иногда мне кажется, что мужчины не в состоянии понять, что творится в душе женщины и поэтому обижают своих подруг. Но такие поэты, как Борис Рыжий, искупают вину всех мужчин перед всеми женщинами. Здесь я привожу ролик из спектакля «Борис Рыжий», где звучит эта песня.

image Click to view



Во втором отделении Татьяна и Сергей пели и песни ныне здравствующих поэтов. И, конечно, самыми яркими и узнаваемыми в зрительном зале были песни на стихи Юнны Мориц. Никитины много вспоминали о ней, ведь она родилась на Украине, и спели несколько ее песен. Например, мне очень нравится «Давай, душа, давай». И очень в духе моего настроения в тот вечер были строки из этой песни

«Верни, верни, верни,

Звезда, мое светило,

Те считанные дни,

Которых не хватило!»

Но они были отнюдь не грустными, а очень даже жизнеутверждающими. Как и знаменитая, и любимая всеми возрастами «Когда мы были молодыми».

Никитины никогда не боялись гражданственности в своем творчестве и всегда имели свою точку зрения на то, что происходит в стране. В этом концерте настроения передовой российской интеллигенции они выразили в песне на стихи Тима Собакина «Утки». Песня имела вполне сатирическое содержание, но исполнялась на музыку гимна Советского Союза.

Вот, пожалуй, все , что я смогла рассказать о концерте. Писала, как могла, и перечисляла, что запомнила. Но все же главное - какие чувства пережила. Вот этот кадр можно считать испорченным, но я его все же приведу, потому что он хорошо отражает мое настроение в фойетеатра по окончании концерта- и грусть, и радость, и воодушевление от встречи с настоящей поэзией, музыкой и безупречным исполнением Татьяны и Сергея. То, что выражает их пение, остается в душе навсегда.




А  это еще одна песня на стихи Бориса Рыжего.

image Click to view

Шпаликов, музыка, концерты, Борис Рыжий, подарки, Никитины

Previous post Next post
Up
[]