80 лет Московскому метро

May 16, 2015 12:59

       Вчерашний день просто изобилует датами, но вчера я о них написать не успела. Поэтому кое-что выставляю сегодня.

Не могу не откликнуться на юбилей Московского метро. Сейчас смешно вспоминать, но в детстве, когда я считала, что все самое интересное есть только в Москве и в Ленинграде, я мечтала хоть одним глазком взглянуть на московское метро. И когда подростком я приехала с мамой в Москву, метро было одним из самых ярких впечатлений от поездки. Помню, как я восхищалась красотой вестибюлей и подолгу их рассматривала, как робела перед эскалатором, ступая на него с опаской. У нас в Харькове метро появилось, уже когда я была  во вполне сознательном возрасте - на втором курсе университета. Однако харьковчане никогда не были чужими людьми для Московского метрополитена.

                Мой молодой друг по ЖЖ Кирилл  к памятной дате вывесил замечательный пост   на эту тему. В частности, там рассказывается об одном из строителей Московского метро, харьковском инженере Павле Петровиче Роттере. До начала строительства Московского метро он руководил возведением самого знаменитого харьковского здания Госпрома и завершил его в рекордные сроки - за три года.



Харьковский Госпром (Дом государственной промышленности). Источник фото
       Я же, вспоминая свою московскую поездку полуторагодовой давности, хотела бы в духе всего моего московского цикла упомянуть о мистических событиях, связанных с московским метро. О них я прочла в книге Елены Коровиной «Москва мистическая».       
              Оказывается, кольцевой линии, без которой невозможно представить московское метро, не было в первоначальном проекте. Кольцевая линия - очень удобное изобретение, но многие, достаточно старые метрополитены , например, Парижский, - обходятся без нее. Кольцевую линию придумал Сталин, указав на ее отсутствие, как на недостаток, когда ему принесли проект на утверждение. А предложил это Сталин якобы потому, что к тому времени хорошо изучил наследие чернокнижника, колдуна, но и наиболее просвещенногочеловека своего времени и ближайшего сподвижника Петра I Якоба Брюса, который составил несколько карт современной ему Москвы. Именно Якоб Брюс  считал,  что в будущем Москва должна развиваться по радиальной структуре.

Елена Коровина пишет, что Сталин лично ознакомился с теми рукописями Брюса, которые хранились в секретных архивах. И настаивал на том? чтобы станции кольцевой линии составлялись в соответствии с астрологическими картами Брюса.  Проектировщики выполнили это требование и теперь каждая из 12-ти кольцевых станций имеет свое созвездие-покровитель: «Курская»  - Овна, «Таганская» - Тельца, «Павелецкая» - Близнецов, «Добрынинская» - Рака, «Октябрьская» - Льва, «Парк культуры» - Деву, «Киевская» - Весы, «Краснопресненская» - Скорпиона, «Белорусская» - Стрельца, «Новослободская» - Козерога, «Проспект Мира» - Водолея, «Комсомольская» - Рыб.

Мы во время той поездки в Москву на станцию «Парк Культуры» приезжали чуть ли не три дня из пяти полных дней пребывания. Вообще-то, мы ездили в филиал Третьяковки на Крымском валу. Ну теперь понятна подоплека сего этого - ведь Толик - Дева. Кстати, на моей любимой «Новослободской» не выходили практически ни разу.

Еще из книги Елены Коровиной узнала, что среди скульптурных групп станции «Площадь Революции» есть пограничник с собакой. Так вот собака помогает людям. Ее можно погладить и загадать желание. Как написано в блоге, откуда я скопировала фото, этой собаке трут нос на счастье с 1938 года. Видите, как он у нее отполирован. Люботно также. что скульптуру пограничника с собакой изваял очень чтимый в Харькове человек, скульптор Матвей Генрихович Манизер. Одним из самых выдающихся его произведений является наш харьковский памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко (1935 год), который считается лучшим в мире.


Памятник Тарасу Шевченко в Харькове. Источник: Википедия
     Елена Коровина пишет, что в фигуре собаки скульптор  повторил изображения древнеегипетского бога Анубиса, проводника умерших в загробный мир, что привносит мистицизма в революционный контекст скульптурной группы. Впрочем, у многих метро ассоциируется с загробным миром. Однако, к собаке на «Площади Революции» чаще всего обращается молодежь, которая уверенно смотрит в будущее и связывает свои чаяния не с тем светом, а с везением на ближайшем экзамене.  Причем, кроме носа, трут и другие части тела собаки. Есть даже уточнение этой приметы, что для успешной сдачи экзамена нужно дотронуться до носа собаки, а чтобы спихнуть зачет - до ее лапы. Все так и делают, причем поскольку фигуры на станции метро дублируются, нос и лапы натерты до блеска у всех четырех собак.


Пограничник с собакой в вестибюле метро «Площадь Революции». Скульптор М.Манизер (взято здесь )
           Я, к сожалению, этого не знала, когда там была, а то непременно бы с ней сфотографировалась. А то Толик меня только возле крестьянина снял. Но не слишком удачная фото,  там трудно снимать - все блестит, а с другой стороны, темновато.. Однако же до этого крестьянина тоже дотрагиваются на счастье. Особенно популярны лапоть и палец.


А вот если взяться за наган у стоящего рядом с крестьянином революционного матроса, то день сложится удачно в финансовом и деловом отношении.

Кроме того, есть еще всякие легенды, связанные с московским метро. О том, что в двенадцать часов по ночам, когда завершается месяц, там следует призрачный поезд и бойтесь садиться в него. Он следует точно по кругу, везет уж давно не живущих и тех, кто безвинно загублен на гибельных стройках метро.

Ходят среди старожилов метро и слухи про черного машиниста, который всегда появляется накануне какой-то поломки или другого неприятного события, вроде бы предупреждает заранее. Есть в  московском метро и призрак Путевого Обходчика, очень доброжелательного и обходительного старичка. Каламбур невольный получился :).

Впечатлил рассказ и о перегоне «Арбатская» - «Измайловский парк» (сейчас «Партизанская»). Ведь мы жили в Измайловском гостиничном комплексе и каждый день уезжали в центр по этой ветке. Так, оказывается, там был подземный бункер Сталина и подъездная линия к нему.

Также в книге «Москва мистическая» пишется о том, что проезд по всему знаку Зодиака, начиная с Курской, с выходом на каждой из станций, помогает в исполнении заветного желания.



Эти фото Толик снимал, прощаясь с московским метро. По-моему, это станция «Площадь Революции». Завершаю пост и я, и в конце хочу задать вопрос моим читателям: «А какая станция московского метро у вас самая любимая?

Upd: В первом отклике на мой пост, мой добрый друг по ЖЖ, но также и один из немногих ЖЖ-друзей, с кем удалось в достопамятную поездку в Москву увидеться воочию, vazart поправляет меня, и пишет, что на последней фото изображена станция метро "Маяковская". Что ж, тоже очень красивая станция, ее проект был удостен Гран-При на международной выставке в Нью-Йорке в 1938 году, она является одним из лучших примеров сталинской неоклассики.  И в месте хорошем она расположена, там выходы на Тверскую, Большую Садовую и к Триумфальной площади

Москва, что запомнилось, мистика

Previous post Next post
Up