Розыгрыши из книжки «Ученые шутят»

Apr 02, 2014 23:22

      Моя суперзагруженность сейчас связана, в основном, с тем, что не могу заставить работать дипломников. Поэтому много приходится доделывать за них. Однако этот перегруз до добра не доводит, и я уже после всех этих авралов приболела, а работы все не убавляется. Поэтому совершенно забыла про вчерашний день шуток и розыгрышей. Ну хоть сегодня посвящу им пост, пока еще первое апреля свежо в памяти.

        Последний пост был про подарок Толика мне, а сегодня - наоборот: рассказываю про книжку, которую я подарила Толику на 23 февраля. Это сборник «Ученые шутят» авторов-составителей Б.С.Горобца, Ю.А.Золотова, С.Н.Федина. Вот так выглядит ее обложка.



Приведу оттуда несколько смешных розыгрышей, связанных с академиком, физиком-теоретиком А.Б.Мигдалом.
Рассказывает академик А.И.Ларкин.

«Помню, раз АБ спросил меня: „Вот Миша Урин считает, что я, устраивая балаган, подрываю свой авторитет. А Вы как считаете?" Я ответил, что в моих глазах его авторитет от балагана только растет» [Воспоминания об акад. А. Б. Мигдале, 2003. С. 45].

«Хорошим розыгрышам АБ радовался, даже если сам был их объектом Он любил рассказывать, как при сборах на Кавказ друзья подсунули ему в рюкзак телефонную книгу Москвы с запиской: „Телеграфируй знак и величину разности между числом Ивановых и Рабиновичей". Тогда такие книги были редкостью. АБ книгой гордился, выкинуть ее было жалко. Пришлось нести ее через высокие горные перевалы» [Там же].

Как-то АБ получил письмо от «зарубежного физика». Тот писал, что подготовил, было, приглашение Мигдалу приехать для доклада, с оплатой за счет приглашающих, но в последний момент передумал: «Мне передали, что Вы плохо отзываетесь о моих работах, поэтому я вынужден отменить свое приглашение». АБ кипел: «Кто мог передать?» Пока Саша не сказал: «С первым апреля, папа!» [Там же].

А. Б. Мигдал и Я.Б. Зельдович обменялись язвительными розыгрышами на литературном поприще. Рассказывает профессор И. Н. Мишустин.

«АБ попросил меня передать ЯБ экземпляр своей книги „Приближенные методы квантовой механики". Он при мне сделал дарственную надпись, которая меня несколько шокировала...

Половых излишеств бремя тяготело над тобой,
                                Но теперь настало время для политики иной.
                                Твоя новая тематика - астро-космо-математика.
                                                                                                                Поэт Олейник

На следующий день я передал книгу ЯБ. Он прочитал надпись, усмех­нулся и ничего не сказал. Но ЯБ был не из тех, кто оставляет что-то без ответа. <...> Примерно через год после этого Я. Б. Зельдович и В. С. Попов направили в УФН большой обзор, посвященный рождению электронно-позитронных пар в сильных полях. В конце введения было приведено двустишие:
                                  Могучий и громадный, далек астральный лад.
                                  Желаешь объясненья - познай атомосклад.
                                                                                                            Поэт Хлебников

В процессе прохождения рукописи через редакционные этапы кто-то разгадал скрытый смысл этого стихотворения <это акростих, выпишите первые буквы слов. - Прим. Б. Г.>. Когда статья была уже набрана, редактор потребовал от авторов убрать стихотворение. Это означало бы для них выплату большого штрафа за перебор статьи. Авторы отказались и предложили компромисс. Слово "Желаешь" было заменено на "Ты ищешь". Но и за это небольшое изменение Зельдович должен был заплатить 150 рублей, немалые деньги по тем временам. АБ <...> долго смеялся. Особенно забавляло его то, что Зельдович заплатил штраф» [Воспоминания об академике А. Б. Мигдале, 2003. С. 117].

Однако на этом история не закончилась. В 1983 г. вышла научно-популярная книга А. Б. Мигдала «Поиски истины». В ней на с. 61 есть такой «безобидный» абзац. «Иногда стремление к самовыражению проявляется настолько сильно, что занятия одной только наукой оказывается недостаточно. Макс Планк был хорошим пианистом. Эйнштейн играл на скрипке. Ричард Фейнман играет на барабане бонго. Один наш известный физик пишет стихи: „Желаешь объяснения - познай атомосклад!" (физикам эта строчка подскажет его имя)». Исчерпывающая, хотя и не вполне очевидная даже для физиков-теоретиков отгадка помещена на предыдущей странице книги Мигдала в виде рисунка. На нем изображен астроном, сидящий задом-наперед на Пегасе. Он смотрит в телескоп, установленный на огромной заднице коня. Лысый астроном в круглых очках очень похож на Я. Б. Зельдовича.

Разыграли самого Мигдала
              И. М. Халатников был не только энергичным, целеустремленным, но и веселым человеком. Приведу, со слов самого Халатникова, сюжет одного из лучших розыгрышей, который они с А. А. Абрикосовым учинили над их общим другом А. Б. Мигдалом. Дело было в 1960-е гг. на горном курорте Бакуриани (Грузия), где проходил очередной международный симпозиум по физике низких температур. И. М. Халатников пишет:

«Возвращаясь из поселка Бакуриани, мы иногда заходили в местный универсальный магазин, который изобилием не отличался. Там было лишь 3 предмета, привлекавшие внимание: большие портреты товарища Сталина маслом в золоченых рамах, длинные кухонные ножи и большие трикотажные женские панталоны. При виде всего этого созрел план розыгрыша. Я обсудил это с Алешей Абрикосовым, и мы приобрели самый длинный кухонный нож и лиловые панталоны. К этому набору необходимо было еще прибавить записку на грузинском языке, которую мы попросили написать молоденькую грузинскую дипломницу А. Абрикосова Риту Кемоклидзе. Текст записки состоял из одной фразы: „Ты ответишь за поруганную честь". Сложность состояла в том, что Рита не знала, как по-грузински „поруганная честь". Здесь-то уже начиналась комичность ситуации. Рита бегала по „Дому физика" и спрашивала у маститых грузинских ученых, как на грузинском языке будет „поруганная честь". Когда, наконец, все было готово, оба предмета с запиской были незаметно положены на дно сумки АБ <Мигдала>, благо комнаты никогда не запирались. На следующий день мы все возвращались в Москву. Как обычно, разбирая сумку АБ, его жена Татьяна Львовна с удивлением обнаружила «компрометирующие» АБ предметы и записку. Смущенный Кадя <Аркадий> ничего внятного сказать не мог. Записка, которая могла бы что-то объяснить, была на грузинском языке. Решили обратиться к близким друзьям - Радам и Михаилу Светлову <известный поэт>. Радам Светлова была грузинской княжной и язык знала. Поскольку по телефону прочесть не могли, поехали к Светловым. А там, как на зло, оказался близкий друг Светловых и Мигдала - известный физик Бруно Понтекорво, также большой любитель шуток. Можно представить, какой стоял хохот... Розыгрыш удался. АБ оценил шутку» [Воспоминания об академике А. Б. Мигдале, 2003. С. 170].

круг чтения, юмор, подарки

Previous post Next post
Up