В связи с некоторыми обстоятельствами решила пока воздержаться от активности в ЖЖ. Однако сегодня сделаю исключение для этого репоста, поскольку явилась вдохновительницей его написания. В рамках уже упомянутого флешмоба «Укрась френдленту», где я рассказывала про Эшера, я попросила свою визави в свою очередь рассказать об известном украинском художнике-импрессионисте Николае (Миколi) Глущенко. Он был замечателен не только своими свершениями в искусстве, но и перипетиями судьбы, которая сводила его как с Анри Матиссом и Пабло Пикассо, так и с Иоахимом Риббентропом и Адольфом Гитлером.
Об этом читайте у
kolyuchka53. Ниже Вашему вниманию предлагается ее пост о жизни и творчестве Николая Глущенко. А вот
здесь она написала о том, какая картина этого художника ей наиболее близка
Оригинал взят у
kolyuchka53 в
Флешмоб: Микола Глущенко'
Часть 2-я.
Итак, продолжаю "глотать архивную пыль".
Николай Петрович Глущенко (укр. Микола Петрович Глущенко) (17 сентября 1901, Новомосковск - 31 октября 1977) - украинский художник, советский разведчик. Глущенко работал в различных живописных жанрах. Самые известные - ранняя серия "Берлинские этюды" (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: "Март на Днепре" (1947), "Киевская осень" (1950), "Оттепель" (1956), "Зимнее солнце" (1956), "Весна в Карпатах" (1957), "Весна под Киевом" (1961), "Майский цвет" (1971), "Май", "Солнце на море" (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.
За этими сухими строчками кроется совершенно фантастическая биография.
Позволю себе большую цитату:
//Дело в том, что Глущенко был не только художником, но и советским разведчиком. Под псевдонимом "Ярема" с 1925-го по 1934-й годы он снабжал чекистов очень ценной информацией.
Служба внешней разведки Украины в лице Александра Скрипника поделилась с «КП» некоторыми фактами из биографии художника-разведчика.
Паспорт СССР помог получить Довженко
Родился будущий художник в Днепропетровской области в 1901-м году. В 17 лет Глущенко попал в Добровольческую армию Деникина. После победы красных бежал в Германию. Там окончил частную художественную школу, а затем - высшую школу изобразительного искусства.
В 1920-е годы молодого художника материально поддерживали гетман Скоропадский, писатель и политик Владимир Винниченко…
Александр Довженко, который работал тогда в советском консульстве в Берлине, помог Глущенко получить паспорт гражданина СССР. Предположительно в это время он и был завербован советской разведкой.
Добывал информацию в своем ателье
После учёбы Николай переехал в Париж. Он неплохо зарабатывал рисованием и через некоторое время стал известным художником. Иметь портрет «от Глущенко» было модно среди парижской богемы.
Тогда же Николай Петрович открыл свое художественное ателье, которое стала посещать интеллигенция, чиновники, лидеры белоэмигрантских и украинских заграничных организаций. Именно в этот период из Парижа в Москву начинает поступать чрезвычайно ценная информация от разведчика под псевдонимом "Ярема"…
В июле 1936-го года художник с семьёй возвратился на родину. Поселился с семьёй сначала в Москве, а потом - в Киеве.
Сработал оперативней Рихарда Зорге
Но в июне 1940 года он снова понадобился Родине. Советская разведка поставила перед Глущенко задачу - организовать выставку народного творчества СССР в Берлине. Посылая в Германию именно Глущенко, руководство разведки рассчитывало, что известного художника не станут «плотно опекать», и этот расчёт оправдался.
На берлинской выставке к художнику подошёл человек, назвался Захаром и произнес обусловленную фразу: «Вам привет от Виктора». Это был пароль. Глущенко ответил: «Он тоже просил меня перед отъездом передать вам привет». Художник получил и доставил в Центр ценную информацию о подготовке Гитлера к войне с Советским Союзом.
Историки, исследовавшие деятельность советской разведки, установили, что регулярные данные о подготовке гитлеровцев к войне с Советским Союзом органы госбезопасности начали получать с ноября 1940 года. (Легендарный Рихард Зорге радиограммой из Японии сообщил в Центр о возможном нападении на СССР 18 ноября.) А данные от "Яремы" попали к Сталину 10-го июня 1940-го года, то есть на пять месяцев раньше!
Но на Берлинской выставке случилось кое-что ещё. Сюда явился министр иностранных дел Рейха Риббентроп. Обращаясь к Глущенко от имени фюрера, он сказал, что Гитлер считает его одним из лучших пейзажистов Европы и на память дарит альбом с собственными акварельными рисунками.
ВОПРОС РЕБРОМ
Куда подевался знаменитый альбом с акварелями фюрера?
«Комсомолка» нашла человека, который держал в руках альбом с акварелями Гитлера, которые фюрер подарил Глущенко. Профессор академии художеств Украины Михаил Александрович Криволапов, в послевоенные годы работавший начальником управления изобразительных искусств и главным экспертом Минкульта УССР, часто общался с Глущенко по работе, позже они стали приятелями.
- Видите этот пейзаж? Мне его Николай Петрович подарил на 40-летие. Он был гениальным художником, остроумным и очень обаятельным человеком, - вспоминает профессор Криволапов.
- Николай Петрович что-нибудь рассказывал о своей разведдеятельности?
- Нет, что вы! Даже когда мы устраивали застолье, ни разу не проговорился. Кремень-человек был.
- Говорят, у него уроки рисования брал даже Гитлер…
- Сначала они оба учились у одного австрийского профессора Ашбе. Вполне вероятно, Николая Петровича Гитлеру тот же профессор и порекомендовал…
Кстати, после смерти Николая его жена - Марья Давыдовна - попросила меня сохранить альбом акварелей Гитлера. Помню, когда я взял его - он просто жёг мне руки! От этих акварелей исходила какая-то зловещая энергетика!
Альбом был небольшой, размером с книгу. Там было более 30-и рисунков - в основном наброски архитектурных элементов, мосты разные. Чувствовалось, что автор любит монументальные вещи.
Я побежал к министру культуры Алексею Романовскому: «Что делать с этим альбомом?» В итоге его отдали секретарю ЦК по идеологии Александру Капто. А его тогда собирались переводить в Москву. Он и забрал альбом. А что дальше с акварелями случилось - неизвестно.
ЦЕНА ВОПРОСА
Пропавший альбом с акварелями Гитлера оценивается в несколько миллионов долларов. Всё зависит от того, будут продавать по одной штуке или весь альбом целиком.
В ТЕМУ
Из служебной характеристики "Яремы":
«…Во время пребывания во Франции и Германии выполнил ряд сложных заданий по добыванию научно-технической информации оборонного характера. В результате советская разведка получила полностью секретные чертежи на 205 видов военной техники, в частности авиационные моторы для истребителей. С помощью "Яремы" иностранный отдел ГУГБ вовлёк в разведывательную работу нескольких влиятельных чиновников из заграничных антисоветских националистических организаций, что позволило в значительной мере локализовать их враждебную деятельность против СССР...»//
ИСТОЧНИК Желающие могут пройти по ссылке и посмотреть репродукции. Однако интересно ещё и та причина, по которой появилась публикация в КП: спустя несколько десятилетий после смерти художника его внучка Лариса Глущенко, проживающая в США, решила отсудить 50 картин деда и
Шевченковский районный суд Киева удовлетворил иск ...
Это было в 2010-м. А два года спустя Глущенко вновь становится героем новостных лент:
"вокруг полотен Николая Глущенко, переданных несколько лет назад Национальным художественным музеем (НХМУ) во временное пользование Кабинету министров, разгорелся шумный скандал: две картины куда-то бесследно исчезли, а на месте двух других, по мнению хранителей музея, появились скверно выполненные копии." Часть 3-я
Возможно, в скором времени насладиться оригиналами Николая Глущенко в публичных коллекциях уже не будет возможности, поэтому я собрала все графические работы, находящиеся в открытом доступе, - они мне нравятся почему-то больше, чем живописные. Николай Глущенко, как оказалось, занимался и иллюстрированием книг. До нас дошли только разрозненные рисунки к двум изданиям: "Мёртвым душам" Гоголя и "Фата-Моргане" Михаила Коцюбинского.
Интересно, что Гоголь писал свою поэму в Риме, а Глущенко работал над «Мёртвыми душами» в Париже в 1930-1931 годах. К этому времени художник считался уже признанным европейским мастером. Он переехал из Берлина в Париж в 1925-м году. Во второй половине 20-х и в начале 30-х годов ХХ века выставки его произведений с успехом прошли в Париже, Риме, Милане, Стокгольме, Праге, Львове.
К сожалению, «Мёртвые души» в тандеме двух авторов в свое время так и не появились на свет. От кропотливой работы художника осталась лишь стопка разрозненных листков, которые пришлось идентифицировать, приводить в порядок семье киевского коллекционера, эксперта-искусствоведа Александра Брея. Графические работы
"Лондон" Николая Глущенко
"Фата-Моргана" М.Коцюбинский
http://luxlux.net/zolotoe-sechenie-ukrainskogo-iskusstva-vyistavka-nikolaya-glushhenko-46230/ _____________________
Ещё немного графики из другого источника
http://zn.ua/CULTURE/v_kievskom_muzee_russkogo_iskusstva_pokazhut_grafiku_gluschenko_samogo_redkogo_perioda_ego_tvorchest.html_____________________
///Мастерская Николая Глущенко находилась на чердаке дома со звездой на Крещатике. И в будни, и в выходные в 9.00 он был на рабочем месте, в 19.00 обедал, в 22.00 ложился спать. Каждый понедельник из кармана его твидового пиджака выглядывал свежий номер "Юманите". В последние годы Николай Петрович плохо слышал, нередко пользовался этим во время торга за картины. Когда его спрашивали, продаст ли он полотно за 300 рублей, Глущенко переспрашивал: "За сколько? За 500? Забирайте". Сегодня каждый холст Глущенко стоит более чем 5000 долларов, а ранние работы в стиле импрессионизма - в десятки раз дороже.///
http://luxlux.net/zolotoe-sechenie-ukrainskogo-iskusstva-vyistavka-nikolaya-glushhenko-46230/___________________
Живописные работы
http://ukr-artists.livejournal.com/17715.html Видео
http://video.bigmir.net/player/434759/