Несколько дней назад обещала своим читателям выставить конспект того, что успела повидать в Москве. Но писать в виде отчета, пусть и краткого, как-то скучновато. Попробую с конца начать.
Долго не могла выбрать в «Библиоглобусе» книжный подарок маме. Потом уже, когда оставалось совсем немного времени (спешили в театр), схватила книжку «Москва мистическая». Муж одобрил, сказав: «И сами пока почитаем». Так и сделали. Однако поскольку купили книжку уже перед отъездом и читать я закончила только в поезде, не все, о чем там пишется, осмотрели. Но когда стала вспоминать и рассматривать фотографии, то оказалось, что сами того не зная, охватили много мистических объектов. И не обязательно те, которые упоминались автором книжки, Еленой Коровиной, родственнице по боковой линии знаменитого художника Константина Коровина.
Вот с нашими фото на мистическую тему и хочу ознакомить друзей и гостей блога. Главное, чтоб фотографы не сильно критиковали. Снимки буду снабжать краткими комментариями о том, что изображено. Не все ведь мои ЖЖ-друзья - москвичи. Да и когда себя побаловать всякими страшилками, как не на Святки.
В первый день много бродили пешком, сначала по окрестностям Арбата, а потом шли по Тверскому бульвару и Тверской к Красной площади. Поскольку в Москве еще не освоились. А большая часть прогулки пришлось на темное время дня, то получилось довольно много «сумеречных фоток». Того и гляди кто-то из Ночного Дозора подойдет J. Возможно, в этой сувенирной лавке на Арбате.
Или в этом сумрачном арбатском дворе-колодце.
Фонтан у театра имени Евгения Вахтангова.
Здание Литературного института имени А.М.Горького на Тверском бульваре. Здесь родился А.И.Герцен. А Булгаков вывел здание в «Мастере и Маргарите» под именем Массолита.
Памятник основателю Москвы.
Кремль и его окрестности, расположенные на древнем Боровицком холме, Елена Коровина считает средоточием силы и энергетическим полем. Здесь издревле поклонялись языческим идолам, терпели бедствия, проливали кровь. В то же время на этой территории проживали те, кто потом стал гордостью русской истории и культуры. Автор книжки «Москва мистическая» считает, что флюиды Красной площади действуют на людей избирательно. Сильным личностям дают творческие импульсы, вещие сны и прозрения, а у слабых отбирает силы. Вот и мы с Толиком сильнее простудились на экскурсии по Кремлю, которая была в день нашего отъезда домой.
Великому русскому живописцу Василию Ивановичу Сурикову на Красной площади привиделся его будущий шедевр «Утро стрелецкой казни». И с ним мы встретились через три дня в стенах Третьяковки. Правда, сфотографировалась я не рядом с нею, а на фоне другой любимой мною с детства суриковской картины «Боярыня Морозова», на которой тоже изображены люди и здания старинной Москвы.
А стрельца мы только одного на Красной площади увидели J.
Еще одна сакральная фигура, ведь на совести победоносного маршала немало загубленных солдатских душ. Памятник установили перед зданием Исторического музея, который тоже, как и Сурикову, привиделся его основателю А.С.Уварову во время его прогулки по Красной площади. А построен и открыт музей был через 20 с лишним лет после описанного мистического события в 1883 году.
Со многими зданиями Кремля и Красной площади связано много мрачных легенд. Все помнят, что по преданию Иван Грозный велел ослепить архитекторов храма Василия Блаженного, чтобы второй раз они не создали такую красоту
И вот уже мы вышли с Красной площади и идем по направлению к Тверской. По пути видим знаменитый Пашков дом. Почему-то все сайты в Интернете и Елена Коровина тоже утверждают, что именно на террасе этого дома Воланд встречался с Левием Матфеем. У Булгакова просто написано: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло».
Как бы то ни было, в самом читаемом мистическом московском романе Пашков дом появляется неспроста. Ведь это одно из известнейших масонских зданий. И заказчиком дома был масон Петр Пашков и зодчим - масон Василий Баженов. Впрочем, авторство Баженова никем не подтверджено официально и в этом тоже одна из загадок дома Пашкова. Дело в том, что уже тогда, когда возводился дом, в 1784 году по высочайшему указу Екатерины ІІ Баженову было запрещено строить здания в черте Москвы. Поэтому авторство здания искусствоведы определяют по косвенным признакам, сравнивая его с другими творениями архитектора.
Доподлинно известно, что владельцам не везло с домом. Жить в нем было не слишком уютно. Ведь молва приписывала дому связь с нечистыми силами, которые собираются на бельведере здания по пятницам 13-го и в Вальпургиеву ночь. Поэтому владельцы дома часто менялись, а в 1863 году в него въехали Московский публичный и Румянцевский музеи. Так начался библиотечный период в истории дома.
Впрочем, он мог начаться и гораздо раньше. Ведь согласно преданию в недрах Ваганьковского холма, на котором установлены фундаменты Пашкова дома, скрыта знаменитая библиотека Ивана Грозного - Либерея. Кроме того, под домом Пашкова проходили подземные ходы в Замоскворечье, Кремль и к храму Христа Спасителя. И один из таких подземных ходов был обнаружен во время строительства московского метро.
В читальные залы Публичной библиотеки приходило немало литераторов. И Михаил Булгаков тоже бывал здесь и отметил одну интересную особенность дома Пашкова: снаружи дом кажется меньше, чем изнутри. Потом автор «Мастера и Маргариты» использовал свои наблюдения, описывая в романе бал у Воланда.
В залах Пашкова дома бывал и Анри Стендаль,оставивший подробное описание его внутреннего убранства. В Москву Стендаль вошел вместе с войсками Наполеона, в которых он служил офицером. Однако во время пожаров 1812 года Пашков дом сильно пострадал и выгорел изнутри, хотя и был восстановлен в 1818 году за казенный счет.
Об истории этого знаменитого здания Москвы кроме книги Елены Коровиной читала
здесь и
здесь.. А вот
здесь нашла про Стендаля в Москве.
Закончить первую часть моих писаний о Москве мистической хотела бы фотографией здания телеграфа на Тверской, 7.
Здание стоит на том месте,которое раньше считалось воротами в Кремль. Здесь проезжали делегации из уездных городов и губерний, вельможи и посольства ожидали государевой аудиенции. Елена Коровина считает, что здесь вполне мог образоваться проход в другие измерения и миры и даже делится впечатлениями о своих встречах с пришельцами из 18-го столетия. Но и сам факт передачи на расстояние с помощью электромагнитных волн слов и мыслей тоже казался мистическим современникам открытия телеграфа. Да и передавали ведь по телеграфу, в основном, трагические вести. Например, известие о падении Севастополя в Крымской войне, ожиданию которого Федор Иванович Тютчев посвятил такие строки.
Вот от моря и до моря
Нить железная скользит,
Много славы, много горя
Эта нить порой гласит.
И, за ней следя глазами,
Путник видит, как порой
Птицы вещие садятся
Вдоль по нити вестовой.
Вот с поляны ворон черный
Прилетел и сел на ней,
Сел и каркнул, и крилами
Замахал он веселей.
И кричит он, и ликует,
И кружится все над ней:
Уж не кровь ли ворон чует
Севастопольских вестей?
Телеграф выступает в стихотворении в виде магического (и зловещего) средства связи, смысл сообщений которого скрыт от автора, но явлен вещей птице. Мы же во время своих прогулок по Москве птиц вообще не видели. Единственные вещуны, с которыми мы сталкивались, были метеорологи из Интернета. И они в своих предсказаниях нам наврали. Погода в первопрестольной гораздо теплее была, чем они напророчили. Но тем не менее на экскурсии по Кремлю мы замерзли, несмотря на то, что были в зимних пальто и сапогах. Но об этом расскажу во второй части Москвы мистической.