Мой добрый друг по ЖЖ Хоша Лерунжий летом написал хороший пост «Моя теория чистых состояний» (
http://bazeful.livejournal.com/29898.html). Кто интересуется подробнее, пойдет по приведенной мной ссылке, а для остальных скажу, что если я правильно поняла Хошу, то чистое состояние - это, как у Мцыри: «Он знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Переживая чистое состояние, человек поглощен им полностью, без всяких примесей, независимо от того, радостны эти ощущения или горьки. Такие моменты надолго запоминаются и дают ощущение полноты жизни.
Очень часто чистые состояния дарит нам великая сила искусства и те, кто ее воплощает, - художники, писатели, режиссеры, знаменитые артисты. И сейчас я хочу написать о человеке, после концертов которого душа всегда переходит в чистое состояние. Речь сегодня пойдет о выдающемся таланте моего давнего знакомомого Сергея Задворного.
Сергей - очень интересный человек и замечательный певец. А еще он мой сокурсник, мы заканчивали механико-математический факультет Харьковского университета в славном 19…. В общем, уже очень давно :). И поступали мы в университет тоже вместе. В одной подгруппе устный экзамен по математике сдавали. Я посмотрела, какой он веселый общительный, красивый, и подумала: «Хорошо бы этот мальчик был в одной группе со мной». Но не сбылось.
Учились мы в параллельных группах, и общих пар у нас , кроме пресловутой истории КПСС, не было. Однако, как-то быстро узналось и распространилось по мехмату, что Сережа очень хорошо поет. У него отличный голос, бас. Сережа с радостью пел для друзей. Но я, увы, была застенчива и не входила в их круг.
Возможность послушать репертуар Сережи могла выпасть на День Мехмата, когда он принимал участие в концерте, капустниках и других мероприятиях. Например, помню, в один из таких праздников в аудитории 6-48 устроили импровизированный ЗАГС, где разводили и женили всех желающих. Вход в аудиторию украшали надписи типа «Желаем, чтобы ваш брак не забраковался», «Хорошее дело браком не назовут» и т.д. Сережа принимал самое непосредственное участие в обряде бракосочетания, потому что он пел брачующимся «Эпиталаму Виндекса». Помните? «Пою тебе, бог Гименей! Ты соединяешь невесту. С женихом…». Как только появлялась новая пара, желающая сочетаться, под сводами шестого этажа университетского корпуса разносились раскатистые нотки волшебного голоса Задворного...
На старших курсах общения стало поменьше, да и Сережа тогда много болел. После окончания университета, который Сергей закончили с отличием, мы окунулись во взрослую жизнь… Мальчики, как правило, учились в аспирантуре или делали карьеру на работе, девочки выходили замуж и рожали детей. Общения даже с самыми близкими друзьями стало меньше… А потом лихие девяностые всех закружили и переколошматили…
Но отголоски вестей о Сереже продолжали восхищать и удивлять. Кто-то рассказывал, что он после мехмата решил продолжить учиться вокалу и поступил в Одесскую консерваторию. Потом по ее окончании стажировался в Италии, в La Scala. Потом не стал возвращаться на Украину, а переехал в США, где и сейчас живет в Сан-Франциско. Однако и в 90-е и потом Сергей, уже как признанный мастер вокала, часто приезжал в Харьков и выступал с концертами. И когда я о них узнавала, я всегда старалась их посетить. Помню его концерт в нашей старенькой, но уютной филармонии, которую снесли, и на большой сцене нашего оперного театра.
Сережа - человек щедрой души, и очень часто бывает так, что он почти всех проводит на свои концерты бесплатно или билеты стоят очень дешево, так, чтобы только вернуть уплаченное за аренду зала. Например, подобное было в 2008 году, когда Задворный давал концерт в Органном зале, и туда был вход бесплатный по приглашениям. Однако зал был полон. В тот раз на концерте маэстро присутствовал православный батюшка и после того, как было исполнено «Благославляю вас, леса», выступил с речью, в которой сказал, что любить природу и себя в ней, а также развивать свой талант и дарить его людям, как Сергей, - очень богоугодное дело.
В октябре прошлого года на малой сцене оперного театра слушала еще один замечательный концерт с участием Задворного. Этот вечер был посвящен памяти Бориса Гмыри. Хотя Борис Гмыря пел басовые партии, единственным басом, который присутствовал на концерте, был Сергей. Остальные участники представляли собой теноров и колоратурное сопрано. Конечно же, лауреат 13 международных конкурсов Сергей Задворный пел лучше всех. Он исполнял украинские народные песни и арию Карася из «Запорожца за Дунаем», а также пел свою коронную вещь - арию Дона Базилио из «Севильского цирюльника». К сожалению, в тот раз мне не удалось услышать в его исполнении «Грезы любви» Шумана. Я знаю, что Сергей поёт «Грезы» превосходно, в шаляпинской манере. Однако тогда исполнить это произведение доверили самому Борису Гмыре. Эта запись венчала концерт, посвященный великому певцу.
И вот, наконец, июньское выступление Задворного в этом году. О нем давно обещала рассказать друзьям по жизни, которые помнят и любят Сережу. Чтобы съэкономить на письмах, выставляю повествование о том, что и как пел Задворный, здесь. Авось и ЖЖ-друзья почитают.
Концерт проходил в хорошее время. Было очень тепло, но ужасная жара началась позже этого дня. Цвел жасмин. Все происходило в одном из красивейших зданий города, бекетовском Доме ученых. И среди прекрасных интерьеров , зеркал и лепнины висели портреты крупнейших ученых Харькова, в том числе и моего научного руководителя. Людей пришло не очень много, поскольку концерт организовали буквально за два дня и не успели оповестить всех знакомых, а только тех, кто был в зоне досягаемости.
Начинал Сережа с бельканто. Пел что-то до невозможности красивое из оперы Беллини «Сомнамбула». Линию бельканто продолжил романс на музыку Скарлатти. А затем маэстро перешел к Россини и снова исполнил арию дона Базилио («La Kalunnia»). Причем в его исполнении важен не только голос, но и артистизм. Сергей первоплощается в персонажа исполняемого произведения с легкостью и экспрессией. Вот на снимке певец в роли дона Базилио.
После Россини пришел черед романтиков. Пока Сергей отдыхал, аккомпаниатор Светлана сыграла «Революционный этюд» Шопена. А наша знаменитость исполнила два романса на музыку Шумана. Мне запомнился романс «Ich grolle nicht»(«Я не сержусь») на стихи Гете. Он очень раскатистый, даже судя по аллитерациям. Да еще если исполняет бас. А по смыслу выражает смирение и прощение любимой. В общем, были у меня какие-то ассоциации с ворчанием укрощенного зверя. А потом нашла его на youtube в исполнении Дитриха Фишера-Дискау.
От Шумана наш певец перешел к Бетховену и Мусоргскому. Он рассказал нам, что давно хотел воспроизвести на сцене две «Блохи» («Жил был король когда-то…» ) бетховенскую и Мусоргского. Я уже слушала это в его исполнении год назад. Но все те, кто знает Сергея с институтских времен, наслаждались «Блохой» на музыку Мусоргского еще тогда, когда Сергей только начинал учиться вокалу. Задворный исполняет «Блоху» в шаляпинской манере, разыгрывая перед зрителем целый спектакль на сюжет романса. И традиционное «Блоха! Ха-ха! Ха-Ха!» в конце каждого куплета. Похождения блохи завершили первое отделение.
А после антракта прозвучали романсы на стихи Пушкина. Меня в Сергее поражает многосторонность творческой личности и многогранность таланта. Кроме того, что Задворный - прекрасный певец, музыкальный педагог, он еще сочиняет музыку и стихи. И он очень хороший бард, что редкость для оперного певца. И кроме всего прочего, восхищает его погруженность в глубины культурных слоев. Увлеченный историей сценической и музыкальной культуры, Сергей готов щедро делиться этим с окружающими. И рассказывает о Пушкинском фестивале в Петербурге, о встречах с потомками Антона Рубинштейна, о взаимоотношениях Шумана и Шопена.
Мне не раз приходилось бывать на концертах заезжих знаменитостей. Вот недавно парад баритонов посетила. И довольно явственно иногда чувствуется у артистов стремление к чёсу и тому, чтобы срубить деньжат по-легкому. Поэтому исполняются те вещи, которые наверняка будут иметь успех у публики, несложные и заезженные.
Совсем иначе к уровню своего мастерства и к репертуару относится Задворный. Ему интересно представить на суд публики те произведения, которые исполняются редко. Вот , например, из романсов на стихи Пушкина в зале Дома ученых прозвучали «Я вас любил» на музыку Даргомыжского, «Ночной зефир», а затем малоизвестный романс Цезаря Кюи «Медлительно влекутся дни мои», и в завершение цикла «Царскосельская статуя», которую можно услышать значительно чаще.
После пушкинианы, маэстро спел романс Чайковского «Мой гений, мой ангел, мой друг» и перешел к Римскому-Корсакову. Опять классический номер басового репертуара - ария Варяжского гостя из оперы «Садко». И снова Сергей предстает иным перед поклонниками его таланта, теперь его голос передает мощь, надмирность и надменность воплощаемого персонажа. А после серьезного и даже зловещего Варяжского гостя певец побаловал зрителей экцентричным образом Карася из «Запорожца за Дунаем». По всей сцене он искал бутылочку, потом находил, выпивал ее и радостно выкрикивал «Ось де третя! Знадобиться, щоб було чим похмелиться!».
Хотя ария Карася завершала концерт, Сергей спел еще очень много номеров на бис. Например, он исполнил небольшую вещь Шостаковича. Шостакович отбирал небольшие заметки из «Крокодила» (или даже сам тексты к «Крокодилу» писал) и перекладывал их на музыку. Персонаж Сережи сообщал всем, что срочно хочет жениться, и что нужна жена с квартирой, и чтоб сама зарабатывала и заботилась о муже, и всех претенденток просил сообщить немедленно.
Потом организатор концерта сказал: «Спой тот романс, что ты мне подарил, на стихи Бродского». И объявил всем, что кроме того, что Сергей прекрасный певец, он еще и хороший композитор. И Сережа сел за рояль и, аккомпанируя себе, спел «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…». Он пел, серьезно и с большим чувством, и пожалуй, таким мне больше всего и запомнился. Я раньше в его концертах видела, как он пел, а как сам себе аккомпанирует, практически никогда. После этого мы все опять очень сильно хлопали, и Сережа вышел в третий раз и спел арию Филиппа из «Дон Карлоса» Верди. На этом концерт закончился, но общение еще продолжилось, поскольку я не хотела уходить, не оставив себе на память фото с ним.
Сергей ушел не сразу, поскольку в фойе он подписывал дипломы лауреатов детского музыкального конкурса. Он примостился к небольшому столику рядом с подаренной ему корзиной белых роз. Там я его и сфотографировала.
А потом все вышли на улицу, и там рядом с маэстро уже остались самые близкие друзья. Ну и я свою заветную мечту осуществила и сфотографировалась рядом с Сергеем и с каким-то юным дарованием.
Мой рассказ о Сереже подходит к концу. Конечно, повествование мое очень несовершенно. Кроме меня, о певческом и душевном его даре профессиональные журналисты писали и здесь, и в Америке. Все это можно прочесть, следуя вот этим ссылкам
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=470827 http://www.objectiv.tv/280608/16641.html http://www.russianseattle.com/bards/slet2_otchet.htm Сколько ни рассказывай про певца, получить представление о нем, лучше послушав, нежели прочитав. У Сергея есть диски, на которых записаны арии из опер, романсы, народные и бардовские песни. Конечно, их меньше, чем хотелось бы поклонникам таланта Задворного. Два из них есть у меня, причем один - подарок Сергея. Вот их обложки
Мне больше нравится первый из дисков «Концерт в Сан-Франциско». На нем Задворный исполняет арии и романсы, а я все-таки приверженец классического репертуара. С разрешения Сергея я привожу запись одного романса в конце поста. Я долго раздумывала, каким музыкальным произведением закончить рассказ о Сергее. И когда недавно снова слушала этот диск, вспомнила, какой диалог произошел у меня с одной из сокурсниц. Я рассказывала ей, что хочу написать о Сергее, но не знаю с чего начать, какая мысль в моем рассказе должна быть основополагающей. И тогда она ответила, что больше всего ее в личности Сергея волнует то, что он дал своему таланту раскрыться, хотя для этого ему многое пришлось преодолеть. То есть он совершил свой личный подвиг. Поэтому завершаю свой пост романсом из шаляпинского репертуара "Подвиг" на музыку Чайковского. Поет Сергей Задворный...