Дональд Рейфилд «Жизнь Антона Чехова». Чем меня огорчил А.П. Лучшее сочинение господина Иваненко

Jul 30, 2013 02:24

          Кое-кто из друзей просил меня продолжать  описывать впечатления от книги Д.Рейфилда и этим постом я возвращаюсь к ней. Вообще-то ее чтение у меня застопорилось. Причин тому много и подготовка к поездке в Париж не основная.

Вот недавно моя уважаемая подруга по ЖЖ kofelen написала маленький, но запоминающийся пост о даре любить. Она сравнивала эту способность с одеялом. Под одно одеяло сколько ни лезь, всем места хватит. А у других одеяло маленькое, как шарфик, закроешь грудь, вылезет спина и т.д. Когда читала ее пост, еще подумала, что этот дар меняется не только от человека к человеку, но также и у одного и того же человека способность любить тоже может быть разная. В конечном счете, все это энергетика, харизма человека. Много ее, тогда места в душе на всех хватит. Если же устал человек или болеть начал, то и способность к любви идет на убыль. Причем это ко всем людям относится - и к широко известным, и не очень.


Не у каждого писателя получается писать о своем герое так, что читатель начинает его любить, но Дональду Рейфилду это несомненно удается. По мере чтения книги начинаешь жить жизнью Чехова, сопереживаешь не только ему, но всем его многочисленным родственникам, сочувствуешь его болезням и неприятностям. И в то же время, подобно тому, как неловко бывает за близкого человека, когда он поступает нехорошо, так и расстраиваешься, когда Антон Павлович совершает не очень красивые поступки.

Я дошла уже до той части жизни писателя, когда происходит выгорание, и в то же время пришла мирская слава. Чехов уже вполне осознает, что он такое, но увы! - его на всех не хватает. И он уже серьезно болен, но не лечится. Не советуется с врачами. В 1894 оду Суворин говорит ему: «Отчего не покажешься доктору?». А он отвечает: «Все равно мне осталось жить пять-десять лет, стану ли я советоваться или нет». И ведь предсказал свою кончину достаточно  точно.

В семье он становится главой, и все стремятся ему угодить. Даже Павел Егорович. И он этим пользуется. Сестре его несколько раз делали предложение, а в Левитана она была влюблена. Но каждый раз она шла советоваться к Антону Павловичу, и каждый раз он был против или делал так, чтобы отношения расстроились.

Больно читать, как безобразно обошелся он с Ликой Мизиновой. Проезжал мимо нее по Швейцарии, когда она вот-вот должна была родить и не заехал. Если она ему опротивела, как женщина, мог бы заехать хотя бы как врач.

И даже мангуста, которого привезли из Таиланда, когда Чехов возвращался с Сахалина, а потом сдали в зоопарк, мне тоже очень жаль.

Сейчас, когда уже немножко после поездки все в душе устаканилось, и Рейфилд с места сдвинулся. Но перед отъездом, когда были волнения и по работе, возьмусь за книгу рассеянно и обнаруживаю, что снова начинаю раньше, чем я закончила, и бросаю все время примерно на том же самом месте. И когда после приезда обратилась к книге, опять до этого заколдованного места дошла. И тут в голову пришла идея, что здесь и нужно сделать пост, чтобы немного повеселить читателей. Поэтому процитирую Рейфилда там, где он пишет о лучшем сочинении Иваненко.

Итак, кто же такой  Александр Игнатьевич Иваненко? Сначала он был соседом и приятелем Коли, брата Антона Павловича, потом подружился и с Антоном. Рейфилд его называет «безработный флейтист Иваненко». Александр Игнатьевич был довольно близок к семье. Когда умер Коля, он нес гроб вместе с четырьмя братьями Чеховыми и Линтваревым. Однако Рейфилд часто описывает его, как шута горохового, который своими россказнями и нелепыми поступками только всем мешал.

В интернете я не нашла отдельного его портрета, но вот групповая фотография, взятая с ресурса «Летопись жизни и творчества А.П.Чехова». А.И. Иваненко стоит среди членов семьи Чеховых и их друзей, он первый слева, держит палку.



Перед отъездом на Сахалин. Весна 1890 г. (5 или 8 апреля). Стоят: А. И. Иваненко, И. П. Чехов, П. Е. Чехов, Алеша Корнеев.Сидят: Маша Корнеева, М. П. Чехов, Л. С. Мизинова,М. П. Чехова, А. П. Чехов, Е. Я. Чехова. Москва
       Он очень часто приезжал в Мелихово, подмосковное имение А.П.Чехова, и хотя там было полно хозяйственной работы, ему ничего поручить нельзя было. Рейфилд пишет: «Полный энергии, но мало на что пригодный, он получил кличку «недотепа» - позднее Антон подарит ее Епиходову. Конторщику из пьесы «Вишневый сад». Князь Шаховской предложил ему необременительную работу письмоводителя, но в основном Иваненко аккомпанировал на флейте или рояле желающим попеть гостям».

В день отъезда из Мелихово 1-го июня 1894 года Иваненко написал лучшее свое сочинение: «Инвентарь при имении Чехова в с. Мелихове»:

«Тарантасов, 2; Бегов, дрожки, 1; Шарабан, 1; Выездных саней, 2; Полка, 3; Разломанных розвальней, 2; Улейка, 1; Корзин санных, 2; Колес при полках, 17; Дуг выездных, 4; Дуг простых, 4; Валька, 2; Оглоблей санных, 2; Оглобель тележных, 3 пары <...> Топоров, 3; Долот, 1; <...> Леек садовых, 6; Ситок к ним, 7; <...>

Лошади: <...>Киргиз 8 лет. Перегнал курьерский поезд 100 раз и сбросил владельца столько же раз. Получил высший приз; Мальчик 5 лет. Дрессированная лошадь, изящно танцует в запряжке; Анна Петровна 98 лет, бесплодна, но подает надежды каждый год. Кусает кучеров; Казачка 10 лет, бесплодна, не выносит удилов, зануздывать следует обрывком веревки, иначе мчит, не разбирая дороги; Кубарь 7 лет, смирен и вынослив».

В списке Иваненко также значатся пять коров, три бычка, три овцы, свинья и два поросенка, три дворовые собаки. А кроме того:

«Таксы: Хина Марковна. Отличается неподвижностью и тучностью (ленива и ехидна); Бром Исаич. Отличается резвостью и ненавистью к Белолобому. Благороден и красив. Голубей: Коричневых, породистых с хохолками, 1 пара; Белых с черными пятнами (породистых), 1 пара; Уток: Уток старых, 4; Селезень, 1; Уток цыплят 70; Кур старых, 30; Цыплят кур., 50.

Рабочие: Марьюшка. Вдова неопределенных лет, отличная кухарка и любительница домашних животных, как то: коров, бычков, кур, цыплят и пр. и пр.; Катерина. Коровница. Сын Катерины- Ефим; Анюта. Горничная, непосредственная натура 16 лет. Любит смеяться и великолепно танцует. (Страдает, по уверению Марьюшки, «нутреною» болезнью.) Машутка- подручная кухарки Марьюшки - в веснушках, 16 лет. Любит яркие цвета; Работник Роман. Проявил аккуратность и деятельность, вежлив. Отвечает кратко: так тошно, никак нет. Служил, знаков отличия не имеет.

Родители: Павел Егорович Чехов и его супруга Евгения Яковлевна Чехова. Счастливейшие из смертных! В законном супружестве состоят 42 года (Ура!).

Дети: Антон Павлович Чехов, законный владелец Мелиховского царства, 2-го участка, Сазонихи, Струженко, Царь Мидийский и пр. и пр. Он же писатель и доктор. Собирается писать повесть „Человек с большой жопой"; Мария Павловна Чехова: добра, умна, изящна, красива, грациозна, вспыльчива и отходчива, строга, но справедлива. Любит конфеты и духи, хорошую книжку, хороших умных людей. Не влюбчива (всего 1700 раз была влюблена). Избегает красивых молодых людей (скоро едет на Луку...). Всем друзьям рекомендует теорию: „Наплевать". Замечательная хозяйка: огородница, цветочница и т. д. и +...»

Вот такой инвентарь, куда и родители с сестрой попали. И, кстати, эта опись натолкнула меня на тему следующих постов по книжке о Чехове, которая мне кажется не слишком избитой

Рейфилд, круг чтения, А.П.Чехов

Previous post Next post
Up