В свое время я прочитала книгу Вайля «Гений места» и с тех пор без устали подыскиваю гениев всем городам и весям, в которых удается побывать. И несмотря на то, что в Крым стремились приехать и подолгу там жили многие выдающиеся люди, несомненным гением места Ялты является Антон Павлович Чехов.
На территории Большой Ялты расположены три музея Чехова: два - в самой Ялте, и один - в Гурзуфе. Есть улица Чехова, театр имени Чехова, гимназия имени А.П.Чехова и памятники Чехову и его героям.
Гуров, герой чеховского расказа, в этой прелестной скульптурной композиции «Дама с собачкой» скульпторов Г.А.Пашина и Ф.Г. Паршина тоже предстает похожим, скорее на Чехова, чем на Баталова.
На майские праздники я вновь посетила Ялту и мне хочется продолжить свой рассказ о ней. Поскольку мамуля воспитала меня в любви к классической литературе, я читала рассказы Чехова с детства. Однако в больших дозах поздние рассказы я читать не могу. Слишком много тоски и безысходности. Но с подростковых лет читала и много литературы о самом Чехове, в том числе и чтимый у нас дома толстенный фолиант в зеленом переплете «Чехов в воспоминаниях современников».
Вообще, с Чеховым в моем восприятии сложилась немного парадоксальная ситуация. Обычно читаешь произведения писателя, даешь им оценку или навсегда заносишь в тайники души прочитанные книги. При этом личность самого писателя остается в стороне. Да с Чеховым, особенно с отдельными его рассказами, все это было. Но со временем Чехов - личность стал заслонять в душе Чехова-писателя. Он для меня именно то человек, на которого всегда нужно оглядываться и равняться. Поражает его самодисциплина, организованность, гуманизм. Чехов всю свою жизнь держался в стороне от революционных и политических течений. Его целью было постижение внутреннего мира современного ему человека, той загадочной русской души. И в этом Чехов преуспел настолько, что сам ужаснулся тому, что ему удалось вскрыть. Он уже тогда отлично видел и расхристанность, и лень, и чванство каких-то шишек на ровном месте в среде чиновничества и творческой интеллегенции. И тягу к саморазрушению, которая затягивает русского человека в пучины пьянства, домашней тирании, скотства или доводит до самоубийства самых лучших, тех кто способен мыслить и чувствовать. И больше всего поражает то, что совершенно без иллюзий воспринимая внутренний мир окружающих (или отсутствие оного), Чехов делал все, чтобы жизнь этих людей была достойной и культурной. Он жертвовал на гимназии, закупал книги в библиотеки, был соучредителем противотуберкулезного санатория, помогал заключенным во время поездки по Сахалину и т.д. В отличие от Горького Чехов был за эволюционный путь развития общества, за воспитание и самовоспитание. Поскольку сам всю жизнь выдавливал из себя раба, понимал, как это тяжело, и как мало людей смогут пройти по этому пути до конца. И все равно его это не останавливало.
Многие мужчины думают, что главная их цель - самореализация, и часто преуспевают в этом, считая, что всем остальным должны заниматься женщины. При этом их эгоцентризм пагубно сказывается на отношениях с семьей. Чехов был гений и, наверное, имел большее право исключительно реализовать свой талант, чем любой другой человек. Между тем, как много времени и здоровья он отдавал тому, что мы называем общественной жизнью. И за семью он тоже чувствовал себя ответственным с детства. Собственно, и рассказы он стал писать потому, что за них хорошо платили и это помогало ему выслать лишнюю копейку в Таганрог. Однако уже тогда его талант был оценен и Григорович пророчески заметил, что скоро книги Чехова будут стоять на полках рядом с книгами Гоголя и Тургенева.
Должна попросить прощения у читателей за длинноты. Но мне было важно объяснить, почему я стремлюсь посещать музеи Чехова, чтобы узнать больше подробностей о жизни этого удивительного человека и писателя. Во время подготовки этого поста я нашла в Журнальном зале замечательную книгу Игоря Сухих «Чехов в жизни. Сюжет для небольшого романа»
http://magazines.russ.ru/neva/2009/12/sw4.html. Благодаря этому источнику могу процитировать высказывание Максима Горького, которое полностью подтверждает мое ощущение личности Антона Чехова: «У Чехова есть нечто большее, чем миросозерцание, - он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше ее. Он освещает ее скуку, ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с высшей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению - быть может, потому, что высока, - но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них. Всё чаще слышится в его рассказах грустный, но тяжелый и меткий упрек людям за их неуменье жить, все красивее светит в них сострадание к людям и - это главное! - звучит что-то простое, сильное, примиряющее всех и вся. Его скорбь о людях очеловечивает и сыщика, и грабителя-лавочника, всех, кого она коснется: “Понять - значит простить” - это давно сказано, и это сказано верно. Чехов понимает и говорит - простите! И еще говорит - помогите! Помогите жить людям, помогайте друг другу!..»
В моей френдленте тоже можно почитать о личности А.П.Чехова: недавний пост Акунина
"Другой Чехов", интересные эссе Иры Зориной о
браке Чехова и о том,
что ему предшествовало. Надеюсь, что и мой рассказ о посещении музея Чехова будет замечен друзьями.
Конечно же, я несколько раз бывала в музее Чехова в Аутке, который называется «Белой дачей». Чехов купил там землю в 1899 году, построил дом и посадил сад. После смерти писателя там долгое время жила его сестра. Поэтому уже когда заходишь во двор музея ощущается аура его присутствия.
Возможно, на страницах своего журнала я еще расскажу о посещении этого большого музее Чехова. Однако сейчас речь пойдет о маленьком.
Узнала я о нем, когда прошлым летом мы отдыхали в Доме творчества писателей Украины. Он находился на холме и, спускаясь с него к набережной, мы проходили по улице Кирова, где видели табличку с приглашением посетить экспозицию музея Чехова на даче «Омюр».
И перед отъездом мы с мужем воспользовались этим приглашением. Вот как выглядит дача «Омюр» - особняк в псевдоготическом стиле.
А вот мемориальная табличка на здании
Лепное украшение вверху - герб Иловайских, владельцев дома. Хозяин дома был действительным статским советником, управляющим конным заводом в Воронеже. Такой чин приравнивался к генеральскому, поэтому Чехов хозяйку дома, Капитолину Михайловну.Иловайскую, шутливо называл «генеральшей».
Когда здоровье Чехова ухудшилось и было принято решение строить дом в Ялте, чтобы жить там постоянно, писатель снял у Иловайской две угловые комнаты на первом этаже и, живя там, осуществлял надзор за строительством своего дома. Таким образом, он прожил на даче «Омюр» где-то около полугода с октября 1898 года по апрель 1899-го. Название дачи происходит от тюркского слова «омюр» - жизнь, прелесть, очарование. И Чехову здесь действительно было хорошо. Он относительно неплохо себя чувствовал, общался с друзьями, пользовался успехом у женщин, написал четыре рассказа, работал над редакцией своего первого полного собрания сочинений.
Вот такой портрет писателя мы видим, войдя в вестибюль описываемого филиала музея Чехова. Его написал в 1959 году ялтинский художник С.П.Антипов.
Полностью экспозиция в этом филиале ялтинского музея Чехова называется «Чехов и Украина», поэтому стенды в первом зале повествуют о других музеях Чехова в Украине и в мире, в частности, о музее Чехова в Сумах, о семействе Линтваревых, с которыми Чехов был дружен.
В этом же зале представлено генеалогическое древо рода Чеховых.
На противоположной стене над пианино висит стенд, на котором можно увидеть прижизненный портрет писателя. Этот портрет интересен тем, что в одежду А. П. Чехова вписан
текст его четырех рассказов.
Вокруг портрета изображения друзей и близких знакомых писателя, а также украинские деятели культуры, литературы, с которыми А. П. Чехов так или иначе был связан. Прямо под портретом цветной шарж на Чехова (справа и совсем не похож) и первого исполнителя роли Медведя в водевиле «Медведь» Н.Н.Соловцова. Благодаря ему пьеса имела бешеный успех. Позднее Соловцов открыл свой театр в Киеве (сейчас это театр имени Ивана Франко). Портрет Николая Николаевича Соловцова находится справа от шаржа на него. А слева от шаржа портрет Марии Заньковецкой. Чехов восхищался ею, как актрисой, был лично знаком, и много раз смотрел спектакли с ее участием. Считается, что с нее во многом списана Нина Заречная. Вторым прототипом и одной из исполнительниц этой чеховской роли была Лидия Яворская, изображенная справа от портрета Чехова. Многие литературоведы считают, что с нее Чехов писал Аркадину. Кроме того, непреложным фактом является то, что Яворская является главной героиней рассказа «Ариадна».
Самые интересные экспонаты находятся во второй комнате музея. Здесь есть вещи, которые принадлежали лично Антону Павловичу.
Слева лежит прижизненное издание повестей и рассказов А.П.Чехова. Внутри него - нож для разрезания бумаги. Рядом книга П.Сергеенко «Как живет и работает граф Л.Н.Толстой». А.П.Чехов был почитателем таланта Льва Толстого, а тот в свою очередь ценил творчество Антона Павловича, особенно «Душечку», о которой речь пойдет чуть ниже. В Крыму Антон Павлович встречался с Толстым в Гаспре, где писатель гостил у своей приятельницы гравини Софьи Паниной. Здесь же в Гаспре Толстой критиковал чеховские пьесы.
И, разумеется, когда П.Сергеенко прислал Антону Павловичу в дар только что вышедшую свою книгу о Л.Н.Толстом, Чехов ее с благодарностью принял и читал, делая пометки на полях.
На книге лежит подлинное пенсне Чехова. Его во время открытия данного филиала музея в 2006 году подарил один из коллекционеров. В пенсне разные стекла - одно с плюсом, другое с минусом. Именно такие проблемы со зрением были у Антона Павловича. И его долго мучили головные боли, пока окулисты не разобрались и не прописали ему нужные очки.
В чернильнице лежит перьевая ручка, которая принадлежала Чехову. Именно этим пером были на даче «Омюр» были написаны рассказы «Случай из практики» и «Душечка». Еще здесь были написаны рассказы «По делам службы» и «Новая дача». В последнем рассказе Чехов дает описание дачи Иловайских «Возвели красивое двухэтажное здание с террасой, с балконами, с башней со шпилем, на которой еженедельно вздымался флаг».
Справа и слева на столе две фотографии. Правая фотография - это отец писателя, Павел Егорович, который незадолго до переезда Чехова в Ялту умер в Москве в 1898 году. Собственно, это событие и сыграло свою роль в принятии окончательного решения о переезде.
На второй фотографии изображен современник Антона Павловича епископ Михаил Грибановский с матерью. Выдающееся духовное лицо своего времени, он был назначен епископом Симферопольским и Таврическим, однако пробыл на своем посту очень недолго, его свел в могилу злой недуг, такой же, какой был и у Чехова. Современник вспоминал о Михаиле Грибановском:
«Преосвященный Михаил был доступен для всякого. Простой, обходительный, ласковый, он глядел на каждого своими кроткими, проницательными глазами и, казалось, видел душу собеседника. Каждый находил у него доброе слово, умный совет, а близость его, общение с ним приближало душу к Богу. И не тем он действовал благотворно, что навязывал кому-нибудь веру, что желал во что бы то ни стало учить. Нет, еще сам того не сознавая, человек начинал близ него чувствовать, что самое существенное проявление веры - любовь к людям: такая уж атмосфера любви, всепрощения к людям царила около него».
Интересно, что Антон Павлович случайно увидел эту фотографию, выставленную в витрине одного из фотоателье. Несомненно, что Чехов, родители которого были глубоко религиозны, знал и ценил Михаила Грибановского. Видел он и общность своей и его судьбы, и предчувствовал близость смерти. Современники считали, что епископ Михаил был прототипом героя чеховского рассказа «Архиерей». Иван Алексевич Бунин, который нежно любил Антона Павловича и его творчество, писал об этом рассказе: "Архиерей" написан…изумительно. Только тот, кто занимается сам литературой и сам испытал эти адские мучения, может постигнуть всю красоту этого произведения". Рассказ «Архиерей» высоко оценивали также А.И.Куприн и Л.Н.Толстой.
Следующий экспонат, который, как мне кажется, никого не оставляет равнодушным, это диванная подушка, с вышитой на ней надписью «За Душечку». Я уже упоминала, что именно здесь, на даче Иловайских, Антон Павлович создал один из своих шедевров - рассказ «Душечка». Очень многим рассказ понравился. И одна из поклонниц таланта писателя, жена известного промышленника Саввы Морозова Зинаида Григорьевна с дочерью Машей вышили подушку, показанную на фото, и подарила ее Антону Павловичу.
Над этим диванчиком висит портрет молодой женщины, ставшей прототипом другой ялтинской жемчужины - рассказа «Дама с собачкой». Это Надежда Ивановна Терновская, дочь местного протоирея Александра. Ее познакомила с Антоном Павловичем Капитолина Иловайская и Наденьке было в ту пору неполных восемнадцать лет. Ее видели в карете Чехова чаще, чем остальных, и местная молва нарекла ее невестой Чехова. Разница в возрасте у них была примерно такая, как у Гурова и Анны Сергеевны, только в отличие от нее Наденька была свободна. Конечно, она влюбилась в Антона Павловича, перед ним вообще было трудно устоять любой женщине. Понравилась Наденька и маме Чехова Евгении Яковлевне. Однако писатель относился к Наденьке чисто по-дружески и не имел на нее матримониальных планов. Бывший директор чеховского музея в Ялте Геннадий Шалюгин считает, что Наденьке мог быть посвящен рассказ «Шуточка». Помните, там рассказчик спускается на санках с молодой девушкой и под визг полозьев и вой ветра шепчет: «Я люблю вас, Наденька». А потом, когда они возвращаются назад с санками, ведет себя, как ни в чем ни бывало, и бедная девушка не может понять, было ли признание наяву или ей послышалось.
Вот портрет Наденьки Терновской. Но здесь она гораздо старше 18 лет.
Некоторые из сохранившихся в музее вещей Чехов брал с собой в поездки, в том числе и на Сахалин. Но фото внизу изображены мельничка для кофе (самое смешное, что у нас дома точно такая же, оставшаяся от бабушки и дедушки), походный самовар и заварочный чайник, который Антон Павлович купил в Гонконге, когда возвращался с Сахалина.
Ниже на фотографиях представлены лекарства и хирургические инструменты, принадлежавшие Чехову. Чехов в это время уже был серьезно болен, и представленные лекарства приобретались лично для него.
На отдельном стенде показаны виды Ялты и живописных уголков Крыма того времени, когда там жил писатель.
И немного о современной истории музея. Этот филиал музея открыт сравнительно недавно, в 2006 году, при содействии тогдашнего премьер-министра Украины Юрия Ивановича Еханурова, который является страстным поклонником творчества Чехова. Ниже на стенде изображены гости музея - украинские и зарубежные писатели и политики.
К сожалению, Ехануров пробыл премьер-министром примерно столько же, сколько Чехов жил на даче Иловайских. И после его ухода спокойная жизнь музея закончилась. Его все время хотят закрыть, а здание прихватизировать. Последняя атака на музей была этой зимой. Пока музей удалось отстоять, однако нужна широкая поддержка общественности для того, чтобы этого не произошло впредь.
Я не знаю, удалось ли мне этим постом передать удивительную атмосферу, царящую в музее, но поверьте, у этого здания совершенно особая аура. Туда хочется возвращаться. И так я и сделала. В августе побывала там с мужем, а в мае захотелось поделиться хорошим с мамой.
Отдельное спасибо хочу сказать работникам музея, которые с огромной любовью относятся к каждому экспонату и проводят экскурсии с индивидуальным подходом к каждому посетителю. Нас оба раза знакомила с дачей «Омюр» замечательная Валентина Ивановна. Когда она узнала, что мы харьковчане, то стала цитировать все высказывания Чехова о Харькове и харьковчанах. Например, когда Нина Заречная восклицает: «Ах, как хорошо меня принимали в Харькове!». А нас оба раза просто великолепно принимали на даче «Омюр».
И давайте же поддержим этот прекрасный музей, кто чем может, ну хотя бы перепостом, и не дадим его закрыть.
А в заключение хочу процитировать трогательное стихотворение Саши Черного об А.П.Чехове,
найденное в дружеском блоге vieniga. Ах, зачем нет Чехова на свете!
Сколько вздорных - пеших и верхом,
С багажом готовых междометий
Осаждало в Ялте милый дом...
День за днем толклись они, как крысы,
Словно он был мировой боксер.
Он шутил, смотрел на кипарисы
И прищурясь слушал скучный вздор.
Я б тайком пришел к нему иначе:
Если б жил он,- горькие мечты!-
Подошел бы я к решетке дачи
Посмотреть на милые черты.
А когда б он тихими шагами
Подошел случайно вдруг ко мне -
Я б, склонясь, закрыл лицо руками
И исчез в вечерней тишине.