Коммуникативные статусы и роли бывают симметричными (например, студент - студент, пациент - пациент) и несимметричными (студент - преподаватель, пациент - врач). Симметричность, статусно-ролевая единообразие коммуникативных партнеров дает большую свободу в выборе средств общения, однако не освобождает коммуникантов от требований етикетности вещания. Ошибочно считать этикетной только такую ситуацию, «для которой существенны различия между вещателями (их возраст, социальное положение, пол и т.д.)» 20. Например, в ситуации прощания и «несимметричные», и «симметричные» участники коммуникативного акта могут вести себя как этикетные, так и неетикетно: не ответить на прощальную реплику, произнести ее «сквозь зубы», сказать что-то вроде Да пошел ты ...! Другое дело, что увеличение статусной «расстояния» между коммуникантами требует от них повышения уровня дисциплины речи, последовательного соблюдения норм спилкувального этикета.
Коммуникативное поведение говорящих зависит, кроме их социально-речевого статуса и ролей, также от их индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей. В различных аспектах этого поведения обнаруживает себя темперамент (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматичный или какая их комбинация), интровертность (от лат. Ипиго - «внутрь» и уегио - «поворачивать, обращать») - сосредоточенность на своих мыслях, чувствах, переживаниях , жизнь «в себе», и экстравертность (лат. ехига - «изнутри») - ориентированность на внешний мир, на других людей. Существуют индивиды, которые не могут жить без похвал в их адрес, и люди, готовые все время «раздавать авансы» и восхвалять других; есть надобачни «перестраховщики», не скажут лишнего слова, и владолюбци, которые не терпят никакой критики в их адрес; есть такие, которые никогда не имеют собственного мнения, и такие, что могут посоветовать все и всем, в чем непрестанно их убеждают; есть тип людей, у которых настроение меняется, как погода в апреле, и такие, особенно в крупных городах, для кого ответить на письмо, заполнить квитанцию, оплатить счет - это акция, которая требует изрядных приготовлений.