На третий день была запланирована поездка по различным самым известным культовым местам Катманду. Первым из них оказался Пашупатинатх -- индуистский храм, расположенный на реке Багмати в Катманду. Река эта считается священной, как и все реки, впадающие в Ганг. Место очень почитаемое среди индуистов. Известен тем, что рядом с ним на берегу Багмати ежедневно происходит ритуальное сожжение умерших.
Вот что пишет об этом комплексе
Википедия:
"Пашупатинатх - крупный храмовый комплекс индуизма, расположенный по обе стороны реки Багмати на восточной окраине Катманду, столицы Непала. Пашупатинатх считается самым важным в мире святым храмом Шивы (Пашупати, царя животных, или иначе господина живых существ). Каждый день к Пашупатинатху сходятся тысячи паломников со всего мира, преимущественно из Непала и Индии. В феврале-марте празднуется Маха-Шиваратри - ночь Шивы, когда к этому храму сходятся десятки тысяч верующих на праздничные церемонии.
Местные жители также очень почитают Пашупатинатх, множество непальцев каждый день посещают этот храм ранним утром и получают благословение Шивы."
Предупреждаю всех желающих поехать туда сразу: лучше заходить на околохрамовую территорию со стороны выхода (т.е. с той, где, собственно, происходит кремация у реки). Дело в том, что пока вы идёте к центральному входу, вы проходите мимо огромного количества профессиональных страдальцев и нищих, страдания которые, тем не менее, вряд ли картиночные: у некоторых торчат из рук и ног переломанные кости.. в общем, жесть как она есть!
Я лично старался на них не смотреть, но в любом случае энергетика там очень низкая, неприятная.
Вот эта дорога к храму:
Страдальцев я не фоткал, конечно: мне на них даже смотреть было больно!
У входа на околохрамовую территорию вам опять впарят билет, на котором написано, что это вовсе не билет, а "пожертвование на развитие храма". Стоит такое "пожертвование" 10$. При этом на территорию самого храма вас не пустят, если вы не индуист. Вокруг храма, конечно, тоже есть что посмотреть. Но в основном там суета сует. Понятнее немного будет, если вы придёте туда с нормальным русскоязычным индологом-этнографом или знатоком индуистских ритуалов, ибо английский местных "гидов" просто ужасен в большинстве случаев. Поймёте в лучшем случае процентов 30 из сказанного.
В принципе, местный гид с нормальным английским тоже может немного помочь разобраться, только тогда договаривайтесь о цене ДО начала экскурсии!
Группа индуистов ждёт или отдыхает:
По территории ходят толпы наглых обезьян:
Нужно держать свою фототехнику и вещи внимательнее при себе: обезьяны могут и отобрать у вас, или просто разбить!
Центральный вход в храм:
Дальше не пускают, но сверху я сфоткал часть внутреннего двора:
А ещё через ворота храма можно увидеть огромного золотого быка, сидящего к вам спиной:
Почему-то мне напомнило Wall Street, там тоже у биржи есть подобный, разве что не золотой)
Лестница, на которой больше обезьян, чем людей:
Семейная пара несёт дары в храм:
Вывеска с ценами на различные церемонии:
Не очень чёткий снимок получился, но на самом деле цены для местного населения тут указаны довольно высокие! Самая дорогая цена там -- 99000 рупий. Это почти 1000 долларов по нынешнему курсу! Возможно, здесь какие-то особо дорогие ритуалы перечислены..
Дверь с охраняющими львами и огромными глазами:
Питьевая вода:
Я бы не советовал в подобных странах пить из таких источников, даже если там и написано "питьевая".
Поленница с дровами для кремации:
В целом прихрамовая территория выглядит примерно так:
Чтобы добраться непосредственно до места кремации, для неиндуиста нужно обойти храм.
Наверху за храмом есть такая вот полянка, где местные, кажется, сами отдыхают от жуткой суеты внизу:
На полянке тоже сидят контролёры, которые перед спуском к реке проверяют у вас "билет", продолжая нетленные традиции Остапа Бендера. Так что обойти, наверное, какими-то тропинками и можно, но основные тропинки все контролируются давно)
Ну вот мы и вышли на берег Багмати:
Такие круглые тумбы сказано, что используются для сожжения богатых и знатных особ:
А для обычных -- прямоугольные.
Выход из храма:
Рядом с выходом из храма люди совершают омовения и стирают:
Женщины развешивают бельё:
На другой стороне есть целая галерея лингамов Шивы:
"Домики" (святилища) для них украшены вот так:
при этом в них нередко сидят местные и что-то едят или вообще спят в тени..
А вот, собственно, и место сожжения обычных людей, родственники которых способных оплатить эту недешёвую процедуру в этом храме. В этот день подготовлены места для сожжения двух трупов (а вообще я их насчитал там не менее дюжины, некоторые -- под навесом от дождя). Один из покойников уже лежит рядом в оранжевом саване:
На носилках несут второй труп:
Положили обоих:
По традиции женщины на сожжение не допускаются (видимо, потому что они -- более эмоционально слабые существа, и могут сорвать церемонию). Но тут явно были у одних из родственников. И когда его подожгли, одна из них стала натурально выть. Её очень быстро оттуда вывели!
Подожгли первого:
Поджигает, кстати, по традиции всегда старший сын покойного. Если такогого нет, то старшие мужчины в роду.
Первый горел очень плохо, почти не разгорался. А когда подожгли второго, тот стал гореть гораздо активнее:
Интересно, есть ли у них какие-то приметы, определяющее перерождение души в зависимости от этого?!
На противоположной стороне реки собрались зеваки, включая нас, туристов:
Пока ждёшь развития событий, продавцы развозят попкорн.. ну, не совсем его, но разную местную еду. Т.е. это, натурально, шоу! И посещают его не только люди: обезьяний вожак прыгал и стучал себе в грудь на противоположной стороне, явно созывая стаю к началу очередного "шоу".
Мальчишки вылавливают в реке ценности, оставшиеся от сожжённых мертвецов:
Потом продают их.
А вот и садху (типа странствующий йог):
В реальности -- попрошайка, которые за любое фото с ним требует денег. Собственно, на это и живёт! Но колоритный, не поспоришь. :)
А в этих домиках с причудливыми крышами -- приют матери Терезы:
Место на самом деле очень противоречивое: с одной стороны, интересно посмотреть на уникальную церемонию. С другой -- энергетика там очень неприятная, особенно на той стороне, где сам храм. Дико грязно, особенно ужасает количество мусора в "священной " реке.
Так что лучше после посещения пойти погулять там по парку рядом. Либо поехать в более позитивное место для подзарядки! :)