Последние дни плодовиты на важные и положительные новости.
Одна из них:
"В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Израиль поднимался вопрос о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Израилем и Евразийским экономическим союзом.
«Тема создания ЗСТ между Евразийским союзом и Израилем обсуждалась предметно, полноценно», - сказал Медведев. Он добавил, что Россия не может вести соответствующие переговоры без консолидированной позиции. Медведев считает, что ЗСТ могла бы вывести торговый оборот между странами, в том числе в части инвестиций, на качественно новый уровень".
Насколько сильно Израиль "просится" (как говорится на разных ура-патриотических ресурсах) в Евразийский экономический союз - вопрос отдельный. Интереснее то, что подобные крупные и положительные сдвиги происходят один за одним (чего стоит только серия успешных для России выборов за рубежом, а также российские успехи на Ближнем Востоке).
Даже во внутренней ситуации есть, что приветствовать. Мин.образования склоняется в сторону советской системы (вступительные экзамены, сопричастность общему делу, школьный труд, классическая литература). Сомнительные решения под общественным давлением отменяются (доска Маннергейму, 323-ФЗ "о запрете воспитания"). Устанавливается памятник Ивану Грозному, что освещается на центральных телеканалах. Осуществляются показательные чистки в верхах и на местных уровнях (вплоть до зам.главы отдельных оборонных предприятий).
Остаётся море сложнейших проблем (например, проблема низкого уровня общей культуры, разложение общества под влиянием потребительских вирусов, разложение всех сфер жизни через коммерциализацию), продолжает осуществляться много глупости (установка доски Колчаку, разговоры о пересмотре закона "Димы Яковлева"), но указанные выше подвижки нельзя не приветствовать.
Реальная ситуация не чёрная, не белая и даже не серая - она неоднородная, анизотропная. Холмистая поверхность с резкими пиками и такими же резкими провалами вполне может служить образом российской ситуации. Во всей этой каше нет единого "актора" (действующего субъекта). Столкновения идут на уровне идеалов, интересов, амбиций и бог ещё знает чего. Серьёзное значение обретает общественная сила - организованное и активное множество единомышленников, обладающее глубокой мировоззренческой (даже не идеологической) моделью (что показала отмена поправок в 116 ст. УК РФ).
Что делать? Понимать реальную неоднородную ситуацию, видеть "подпороговые" для восприятия угрозы. Но понимать и видеть недостаточно. В середине XIX-го века это лаконично было сформулировано как: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Поэтому к "понимать и видеть" прибавляется "изменять", т.е. формировать общественную силу с уже озвученными качествами. И шансы на положительные сдвиги заметно увеличатся.