На «высоких» российских совещаниях заговорили о решении исторических задач.
Сегодня, 17 мая, на заседании Госсовета, где обсуждались проблемы жилищного строительства, Владимир Путин
произнёс:
«Вы знаете, жилищная проблема - это вечная проблема России, начиная вообще с незапамятных времен, она всегда остро стояла и никогда не была решена. От людей, которые находятся сейчас в этом зале, зависит решение этого вопроса.
И вы знаете, что интересно и что очень важно, что я хотел бы до вас довести? Все вы, все мы вместе взятые можем решить эту историческую задачу. Казалось бы, что она неподъёмная, так же как и строительство дорог в России с её необозримыми территориями. Построить нужное количество дорог кажется невозможным, а вот нужное количество жилья точно возможно. Ясно, что всегда будут какие‑то отдельные проблемы и нерешённые какие‑то проблемки, вопросики, но в целом в историческом плане мы можем эту проблему решить, у нас есть такой исторический шанс.
Но для этого нужно сделать немногое, но только нужно это сделать. <…> Поверьте мне, у нас есть такой исторический шанс! И мы все, вы все будете участниками решения этого вопроса, который никогда не был решён в России. А мы можем это сделать!»
Каждый, кто посмотрит телетрансляцию заседания, увидит, что эти заключительные слова В.Путин говорил без бумажки и достаточно убедительно. На фразе «от людей в этом зале…» он двумя руками показал на этих самых людей, после чего сжал кулаки и ударил ими по столу со словами «хотел бы до вас довести». Но это всё детали, хотя и существенные. Главное - в другом.
Во время последней «прямой линии с президентом» все озвученные вопросы в основном касались быта - нет дорог, нет зарплат, нет работы, нет лекарств. Но ни одного вопроса не прозвучало о самом русском человеке, о том, каким он будет - коллективистом или индивидуалистом, творцом или потребителем, романтиком или прагматиком, о чём будет мечтать, будет ли мечтать вообще и что его будет воодушевлять. Единственный, кто тогда очень точно
подметил эту «недостачу», был Александр Андреевич Проханов:
«Меня поразило, что среди вопросов, которые задавались Путину, не было возвышенных представлений русских людей о своём времени, о своей стране, о своём государстве и о самих себе, русских людях. То ли отбор вопросов был таков, что среди них не оставили философских, мировоззренческих, футурологических. Либо действительно наши люди живут сейчас так трудно, что им не до философских проблем. Хотя вывод этот кажется сомнительным, ибо русский человек даже в самые несчастные и печальные периоды своей жизни возвышается над обыденным, сиюминутным и воспаряет своей мечтой, рассудком к вечному».
Отсутствие в телеэфире вопросов «о высоком» не означает их отсутствие в умах россиян. Как минимум один такой вопрос был наготове у самого А.Проханова, находившегося в тот момент в телестудии. Значит дело было в «формате» (или «концепте») прямой линии 2016 года. И что мы видим теперь?
А видим мы следующее. В сугубо прагматические вопросах о строительстве жилья, выделении земли, ставках по ипотеке и прочем вплетается вовсе не прагматическая риторика: «исторический шанс», «от людей в этом зале зависит», «все вы, все мы можем». Эти слова очень сильно отдают мобилизацией, но не «военного характера» («если не сделаем, то нас сомнут») и не угрожающего («если не сделаете - я вас сам сомну»), а исторического. В микроскопической концентрации идёт установка на Историю, т.е. как раз на то, от чего шарахнулись организаторы последней «прямой линии». Конечно, сегодня от официальных представителей власти ни о каком «богостроительстве» и «Новом человеке» мы не услышим, и тем не менее даже такой крохотный шаг в сторону исторического - тоже шаг. Кроме того, заседание Госсовета проходило не при закрытых дверях - его увидели десятки миллионов российских граждан, историко-прагматический «месседж» «ушёл в народ». И каким-то образом обязательно должен там отозваться.
Как именно он отзовётся?.. В этом по-настоящему и заключается наш исторический шанс. «Русский человек даже в самые несчастные и печальные периоды своей жизни возвышается над обыденным, сиюминутным и воспаряет своей мечтой, рассудком к вечному». А уж когда воспаряет, тогда и преодолеваются «самые несчастные и печальные периоды». А главное - решаются самые невероятные, настоящие исторические задачи.