2 августа в рамках проекта Новгородского музея-заповедника «Открытая пятница» для бесплатного посещения будут открыты: церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. (ул. Ильина, 26а, режим работы 10:00 - 17:00) и церковь Спаса Преображения на Ковалёве. XIV в. (д. Шолохово, режим работы 10:00 - 17:00, осуществляется подвоз автобусом от Информационного центра музея (Сенная пл., Важня) в 11:00, 12:30 и 14:00).
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в.
Всемирно известный шедевр классической новгородской архитектуры XIV века, единственный памятник, где сохранились фрески знаменитого художника Древней Руси Феофана Грека. Является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Памятник требует строгого соблюдения температурно-влажностного режима, поэтому открыт только в сухую погоду.
Храм был построен жителями Ильиной улицы - главной в Славенском конце города. Церковь построена в период расцвета новгородской республики. Отличительной особенностью храма является необычайно богатый фасадный декор. Стены храма украшены разнообразными по форме каменными рельефными крестами.
Расписана церковь в 1378 году византийским художником Феофаном Греком, одним из величайших мастеров своего времени. Фрески Феофана Грека сохранились частично: в куполе и Троицком приделе. В росписи Троицкого придела Феофан создаёт ряд образов святых, полностью погруженных в себя. Это поборники строгой отшельнической жизни, основоположники учения об исихии (безмолвии). Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота росписи Спаса не знают себе равных. Его образы обладают титанической мощью. Роспись храма сохранилась далеко не полностью, но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана.
Церковь Спаса Преображения на Ковалеве XIV в.
Расположена в 4 км к востоку от города. Построена в 1345 г. богатым боярином Онцифором Жабиным. Стены сложены из красного ракушечника, серого плитняка и кирпича, выравнивающего поверхность. В южном притворе обнаружены захоронения, что свидетельствует о погребальном назначении данной части церкви.
В 1380 г. церковь была расписана повелением Афанасия Степановича и его «подружи» Марии. Хорошо сохранявшаяся до 1941 г. роспись была выполнена под влиянием традиций балканского искусства. В годы Великой Отечественной войны храм оказался на линии фронта и был превращен в руины. После расчистки завалов руины были законсервированы. Началась работа по подбору фресковых композиций, которую возглавил художник-реставратор А.П. Греков. В настоящее время возрождено около 200 кв. м. росписи, причем большинство из находившихся в работе композиций собрано почти полностью, смонтировано на титановые щиты 28 композиций. Работы по подбору фрагментов продолжаются. В 70-е гг. XX в. храм был воссоздан. На фасаде оставлена ломаная линия, показывающая границу сохранившейся до разрушения кладки.