21 февраля в 16 часов в церкви Жён Мироносиц на Ярославовом дворище (ул. Никольская, 5) состоится открытие этнографической интерактивной выставки «Рукам - работа, душе - праздник». Выставка знакомит с промыслами и ремеслами, характерными для русской деревни второй половины XIX - начала XX веков: столярным, колёсным, мебельным, гончарным, кузнечным, сапожным ремёслами, плетением из природных материалов, ткачеством, бондарным, рыболовным, кожевенным, скорняжным, шорным и другими промыслами.
На выставке будут проводиться интерактивные экскурсии с занятием по прядению и ткачеству, а также мастер-классы по валянию сувенирных изделий из овечьей шерсти, по вязанию спицами, крючком, иглой, по изготовлению тряпичных кукол. Каждый желающий сможет побыть в роли мастера или мастерицы, освоив азы ремесла и изготовив сувенир на память своими руками.
Выставка подготовлена сотрудниками музея-заповедника после закрытия на реставрацию выставочных залов в МНДЗ «Витославлицы» и будет работать на новом месте до окончания реставрационных работ.
Наши предки были настоящими умельцами. Почти каждый мужчина в деревне мастерски владел топором, мог срубить избу или баню, а женщина - спрясть, соткать полотно. Дерево использовалось не только в строительстве, но и в столярном, бондарном, колёсном, мебельном производствах. Широкое распространение получило производство долблёных изделий: корыт, ступ, мер, посуды и другой хозяйственной утвари. Крестьяне изготавливали коромысла, лопаты, грабли, веретёна, дуги, полозья и прочие необходимые в хозяйстве предметы. Они занимались плетением из природных материалов: бересты, лыка, корня, соломы, щепы, прута. Плетёные изделия находили сбыт среди всех слоёв населения.
Обработка конопли и льна существовала в основном в форме домашнего производства. Из волокна пряли с помощью прялки и веретена или самопрялки нити для тканья. Нити и ткани красили в домашних условиях или в мастерских. Изделия ткачества мастерицы украшали вышивкой. Из промыслов распространение получила «крестецкая строчка». Из льняных и конопляных волокон при помощи несложного станка вили верёвки и канаты, плели сети, неводы и другие орудия лова.
Новгородские гончары работали на гончарном круге, применяя в работе различные способы обработки изделий: лощение, обварку, чернение, глазурование. Свои изделия - корчаги и кувшины, горлачи, горшки, растворники, кубышки, маслёнки, рукомойники, кринки, детские игрушки - мастера-горшечники развозили по ярмаркам в большом количестве.
Ручная ковка - один из самых древних способов обработки металла. В кузницах производились и ремонтировались орудия земледелия, предметы скотоводства, рыболовства, домашняя утварь, инструменты для ремёсел и промыслов и прочее. Кузнецы подковывали лошадей, производили «ошиновку» - прикрепляли к деревянным тележным колёсам выкованные металлические ободья.
Среди промыслов по обработке животных продуктов выделялся кожевенный и примыкающие к нему скорняжный, шорный и сапожный. В кожевенном промысле выделывали кожи разных сортов, лайку, замшу, в скорняжном - овчину и другие меха. Шорники изготавливали конскую упряжь, ремни, кошельки и прочее. Из овечьих шкур мастера шили шубы, полушубки, тулупы, шапки, рукавицы. Шерсть использовалась в изготовлении валенок, рукавиц, шляп, подхомутников, сукна. Сапожники изготавливали на заказ и продажу разного вида сапоги, башмаки, туфли и другие изделия.
Некоторые крестьяне сделали ремесло главным делом своей жизни. Обработка дерева, глины, волокнистых веществ, металла и других природных материалов, как и переработка продуктов сельского хозяйства, существовала в форме домашнего производства, ремесла и кустарного промысла. Доброе мнение о хорошем кузнеце, бондаре, гончаре, плотнике и других мастерах быстро разносилось по округе. Люди, умевшие красиво, весело, хорошо трудиться, пользовались уважением и почётом. Такое отношение к труду и трудолюбивым людям передавалось из поколения в поколение. В народе говорили: «Рукам - работа, душе - праздник», «Работа да руки - надёжные в людях поруки», «Дерево смотри в плодах, а человека в делах».