С 29 июня 2016 г. в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно» работает выставка «Александровский дворец в Царском Селе и Романовы. История с продолжением». Накануне в открытии выставки приняла участие генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева. Более 700 экспонатов расскажут об истории дворца и его владельцев, начиная с великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I, и заканчивая семьей цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III. На выставке будут представлены чертежи и гравюры видов Александровского дворца, его интерьеров, предметы убранства, а также личные вещи членов всех царских семей, жизнь которых была тесно связана с ним. В проекте примут участие Государственный музей-заповедник «Царское Село», Музей-заповедник «Павловск», Государственный Эрмитаж, РГАДА, Новгородский музей-заповедник. Выставка продлится по 31 января 2018 года.
Новгородский музей представляет малую часть своего собрания. В собрании Новгородского музея имеются четыре картины, ранее принадлежащие коллекции Александровского дворца в Царском Селе: два редких ранних пленэрных этюда 1830-х годов, выполненные в Италии выпускниками Академии художеств Басиным и Лебедевым, принадлежали императору Александру III, а две работы исторического жанра Васнецова и Лебедева - императору Николаю II.
Выводы о принадлежности этих полотен собраниям российских императоров были сделаны на основании изучения учетной и архивной документации Государственного музея-заповедника «Павловск» (из его коллекции в Новгородский музей поступили эти произведения в 1950-1960-х гг.), старых учетных номеров на оборотных сторонах картин, довоенных фотографий интерьера Парадного кабинета последнего российского императора Николая II.
Экспонаты Новгородского музея-заповедника, представленные на выставке:
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926). Гусляры
Жанровая композиция. В интерьере деревянного терема изображены трое певцов-гусляров, сидящих на красной деревянной скамье. Слева направо - молодой русоволосый юноша, седовласый длиннобородый старец и темноволосый мужчина средних лет. Одеты в белые кафтаны с узорами на воротниках и рукавах, обуты в лапти. Глаза опущены на инструменты, лежащие на коленях, руки перебирают струны. Рядом с юношей на скамье лежит шапка. Фон - толстые бревна-балки, вырубленная в стене полукруглое окно, через которое видно синее небо с белыми облаками, зеленое поле, справа, раскрашенные «в шашечку», шатровая с флюгером и бочкообразная крыши построек. Яркая цветовая гамма, использованы локальные цвета.
Из исторической коллекции Александровского дворца (Парадный кабинет Николая II)
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916). Василий Блаженный
Жанровая сцена. На паперти храма, занесенной снегом, в рост изображен босоногий старец. Фигура дана в 3/4 разворота влево, голова в профиль влево, в левой руке посох, правая рука вытянута вперед. На изображенном белое рубище, на груди вериги, на голове железная шапка. Слева от старца, на откосе арки, стая голубей, еще один голубь сидит над его головой на капители. Справа видна часть филенчатой двери серо-зеленого цвета. Колорит пастельный, использованы оттенки белого цвета с добавлением серого и зеленого цветов.
В Парадном кабинете висел рядом с портретом Александра III работы В.А. Серова
Басин Петр Васильевич (1793-1877). Итальянский пейзаж
Этюд. Летний пейзаж. На первом плане - группа деревьев, образующих кулисы, вдали, на фоне облачного неба, изображены горы. Яркая цветовая гамма, в основном использованы синий и зеленый цвет. Подрамник с крестовиной. Современная рама.
Из исторической коллекции Александровского дворца
Лебедев Михаил Иванович (1811-1837). Дуб
Летний пейзаж. Фрагментарное построение композиции, основную часть занимает изображение дуба с пышной зеленью на мощных ветках, данное на зеленом берегу, на фоне реки и серо-голубого неба. Цветовая гамма спокойная, использованы голубой, зеленый и коричневый цвета. Мазок пастозный сглаженный.
Из исторической коллекции Александровского дворца