Церковные реликвии графа Аракчеева подготовлены к экспозиционному показу

Jun 24, 2016 14:19


Во Владычной (Грановитой) палате прошла презентация предметов из фондов Новгородского музея-заповедника, которые будут представлены на грядущей выставке «Грузино - «маленький Петербург» графа Аракчеева». Куратор выставки ведущий научный сотрудник Илья Хохлов объединил экспонаты из собора Святого Андрея Первозванного в Грузино, часть из которых была специально отреставрированы.



- Аракчеев был человеком набожным, - рассказывает Илья Хохлов. - И собор Святого Андрея Первозванного стал самым впечатляющим сооружением во всей усадьбе. Построен он на месте более древней церкви, упоминание которой относится к XIV веку, освящен в 1786 году. В 1811 году по просьбе Аракчеева храму был присвоен статус собора. И он стал единственным собором на территории частной усадьбы.

Место для показа было выбрано не случайно. В постоянной экспозиции русского ювелирного искусства во Владычной палате посетители могут увидеть два Евангелия, принадлежавших Аракчееву. Кстати, подробное описание с изображениями одного из них есть в информационном киоске, а с помощью мобильного приложения книгу можно полистать на смартфоне или планшете. Правда, на время работы выставки экспонаты «переедут» из места своего постоянного хранения.

- Евангелие было напечатано в 1822 году, а через 8 лет изготовили оклад, - комментирует эксперт по технико-технологической экспертизе музейных предметов, хранитель фонда ювелирного искусства Наталья Гормина. - Его создание посвящено трагическому событию для Аракчеева - смерти императора Александра I. В первую очередь, это художественное произведение, исполненное талантливым придворным мастером. Декор его несколько нетрадиционен. Центральную часть лицевой доски украшает композиция расписной эмали «Тайная вечеря», а по краям изображения евангелистов, которые традиционно наносились на углы оклада. В аракчеевском Евангелии углы отданы под масонские символы, отражающие скорбь, государственный герб и монограмму Александра I c датой его смерти.



Стоит отметить, что стилистическое исполнение этих элементов образует единый комплекс с другими вещами, происходящими из собора. На оборотной стороне оклада размещены изображения святых и памятные даты. На девятой стороне книги помещено завещательное распоряжение. Алексей Андреевич назначил награду писателю, который составит биографию Александра I «лучше всех, доступнее всех, красноречивее всех». На эти цели он положил в Заемный банк билет в 50 000 рублей. И планировал, что в 1925 году Академия словесных наук подведет итоги. За сто лет сумма по его подсчетам должна превысить 1 900 000. Другие суммы были завещаны на создание кадетского корпуса для детей дворян в Новгороде и Твери и установку памятника Александру I в Грузино.

Сохранились иконы с серебряными окладами, которые висели на центральных столбах собора. Ими благословляли Аракчеева. Вместе с серебряным кандилом, висевшим перед ними, они составляют еще одну группу реликвий, которые были специально отреставрированы за это время. Интерес у реставраторов вызвала икона Богоматерь Иверская, подаренная епископом Курским и Белгородским Павлом и вложенная графом в собор. Заведующий мастерской реставрации темперной живописи Юрий Александров отметил тонировки масляной краской и пленку клея ПВА, въевшегося в грунт. Какую-то часть такой неопытной реставрации, сделанной в предшествующие десятилетия, удалось исправить. Ажурный серебряный оклад иконы попал в руки художника-реставратора по металлу Ольги Беляевой. Золочение серебряного фона на деле оказалось фольгой, пришитой нитками в углублениях рельефа. Чтобы вернуть окладу прежний тон и форму, необходимо было с предельной осторожностью сделать расшивку, исправления и собрать оклад заново. Для реставратора такие работы стали новыми, пригодился опыт коллег из мастерской реставрации ткани.



Еще один предмет, который условно можно отнести к теме показа - энколпион, подаренный Аракчееву его другом Михаилом Магницким. Известна страсть графа к старинным реликвиям, и крест считался находкой XII века болгарского происхождения. Современные исследователи считают, что предмет все-таки относится к XIII - XIV веку и является памятником церковной культуры.

Выставку планируют открыть в середине августа. Активным пользователям социальных сетей Новгородский музей-заповедник предлагает познакомиться с историей усадьбы и ее реликвий.

Аракчеев, книги, иконы, Александр I

Previous post Next post
Up