Два берега одной войны

May 06, 2016 11:07


6 мая в 16 часов в конференц-зале Музея изобразительных искусств (Софийская пл., 2) открывается выставка «Два берега одной войны». Выставка организована Новгородским музеем-заповедником совместно с Администрацией Великого Новгорода и Обществом дружбы Великого Новгорода и Билефельда. На выставке представлены акварели с видами разрушенного Новгорода периода фашистской оккупации  и города, возрожденного из военного пепла, двух художников-солдат, воевавших семьдесят два года назад по разные стороны, -  немца Готфрида Грунера и нашего соотечественника Семёна Пустовойтова.



Готфрид Грунер родился в 1923 году в Германии, в Штольберге. После окончания средней школы он был призван в действующую армию, воевал на Восточном фронте, в России. Местом дислокации его части в 1942 - 1943 годах был Новгород. Готфрид Грунер интересен тем, что оставил важные свидетельства уже далекого, но очень памятного для всех новгородцев времени. Будущий скульптор постоянно делал зарисовки и акварельные наброски. Они в основном носили бытовой или портретный характер. Но среди них встречаются изображения городских улиц с разрушенными домами, остовы печей, средневековых церквей Новгорода и окрестностей со следами бомбежек и обстрелов.


Когда сотрудники Новгородского музея впервые увидели привезенные известным фотокорреспондентом Александром Кочевником фотокопии акварелей с изображениями новгородских древностей, возникло странное чувство, что автор давно знаком. Показалось, что его работы похожи на произведения новгородского художника Семена Ивановича Пустовойтова. Особенно тревожная атмосфера, сумрачность и явная трагедийность образов. Конечно, это не так. Но все же то первое впечатление стало началом движения к выставке - «Два берега одной войны».
Дело в том, что военная биография Семена Ивановича Пустовойтова, родившегося в 1921 году в Одессе, также связана с Новгородом. Здесь он защищал свою Родину, здесь получил тяжелую контузию, последствия которой залечивал долгие годы. Здесь он стал художником. Он видел город в руинах. На его глазах он возвращался к жизни: строились новые улицы, многоэтажные дома, из пепла возрождались древнерусские храмы.

Два солдата могли встретиться во время боя, они были на противоположных берегах одной реки - Малого Волховца - и одной войны. Они оба остались живы. Оба стали художниками.

Готфрид Грунер работал как скульптор-монументалист, его произведения в дереве, камне и бетоне украсили многие города Германии. Известность пришла к нему в 1970-е годы, когда он обратился к созданию кинетических объектов, в которых использовал движение воды, игру солнечного света. Первые четыре крупных объекта Готфрид Грунер построил в Гамбурге. Счастливое сочетание интереса к технике и любви к природе, в особенности к воде, вело художника все дальше по пути новых открытий. Он оборудовал школьные дворы и парки, внутренние дворы офисных зданий, улицы и площади своими кинетическими водными конструкциями, конструкциями из опрокидывающих воду друг в друга ковшей и «водными роялями», устройствами, впрыскивающими воду. Все это для игр детей и взрослых.

Семен Иванович Пустовойтов остался верен древнему Новгороду - главной теме в творчестве мастера. Серия акварелей «Великий Новгород», созданная в конце 1960-х - 1990-х годах, представляет собой уникальное явление. В ней выражена любимая мысль автора: памятник архитектуры - это судьба народа, его живая история и его будущее. Романтическая приподнятость, трагедийность - вот что характерно для зрелого стиля С.И. Пустовойтова. Он не только знает памятники Новгорода «в лицо», помнит их судьбу, но всегда открывает их заново, проникая в еще неведомые глубины их образов. Кисть С.И. Пустовойтова помогла открыть истинный смысл и значение средневековой новгородской архитектуры сотням и тысячам зрителей, а творчество самого мастера - это драгоценная часть культурного наследия Новгорода XX века.

Два художника. Две судьбы. Через 72 года они снова встретились на небольшой, но такой важной для нас, помнящих о прошлом и верящих в будущее, выставке - одной на двоих.

выставка, ВОВ, Музей изобразительных искусств

Previous post Next post
Up