Две новые выставки совместно с музеем "Абрамцево"

Feb 19, 2016 12:14


Новгородский музей-заповедник и музей-заповедник «Абрамцево» представляют межмузейный выставочный проект «Милуша - девочка с портрета В.А. Серова»


19 февраля в 16 часов в выставочном зале здания Присутственных мест (Кремль, 4, 1 этаж) открывается выставка «Милуша - девочка с портрета В.А. Серова». На выставке представлены произведения изобразительного искусства, документы и фотографии из собрания Новгородского музея-заповедника, музея-заповедника «Абрамцево» и семейного архива В.В. и Л.А. Муравьевых (Санкт-Петербург). Выставка будет работать по 10 апреля. С мая по июль 2016 г. выставочный проект будет представлен в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» (Московская обл.).
Центральным произведением, вокруг которого развивается экспозиционный рассказ, является картина Валентина Серова «Портрет Милуши Мамонтовой» (1884 г., холст, масло, 57х45см) из собрания Новгородского музея.

«Многие из работ Серова настолько значительны, что им можно было бы посвятить целое исследование», - писал известный искусствовед Игорь Грабарь. Он же называл «Портрет Милуши Мамонтовой» «первым серьезным произведением» начинающего художника.

МИЛУША - так в семейном и дружеском кругу называли Людмилу, дочь Анатолия Ивановича и Марии Александровны Мамонтовых, племянницу Саввы Ивановича Мамонтова. Ее  детство проходило в царившей дома яркой художественно-эстетической атмосфере, среди артистов, композиторов, литераторов, художников.  В 1894 г. она стала женой Михаила Валериановича Муравьева, историка и общественного деятеля, и с этого времени ее жизнь была связана с Новгородом.  Вместе с мужем она участвовала в возрождении Общества любителей древности, организовала бесплатную народную библиотеку в усадьбе Малые Теребони. Людмиле Анатольевне  выпало немало испытаний: потеря родных и друзей, в череде следовавших друг за другом утрат особенно  тяжелой стала смерть двоих детей в 1910 г., революционные потрясения, выселение из усадьбы, ссылка в Нарым.

Предлагаемая выставка позволяет проследить созданный В.А. Серовым художественный образ десятилетней девочки, её последующую судьбу, родственные и художественные связи, историю произведения. В состав выставки вошли уникальные изобразительные и документальные материалы, редкие фотографии (семейные портреты Мамонтовых, Муравьевых, материалы Новгородского общества любителей древности, письма, книги и т.п.), выявленные в музейных коллекциях Новгорода, Абрамцева и в семейном собрании Валериана Владимировича и Любови Александровны Муравьевых во время научно-исследовательской работы при подготовке выставки. Большая часть материалов представлена впервые. Экспонаты выставки позволяют по-новому рассказать о семьях известных купцов-меценатов Мамонтовых и новгородских дворянах Муравьевых, связав воедино столь значительные для русской истории имена, а присутствие во время открытия выставки потомков Муравьевых, ныне живущих в Петербурге, явится живым связующим звеном в истории и станет значительным событием.

Несмотря на камерный характер выставки, представленные на ней материалы позволяют осветить самый широкий круг тем. Одна из таких значимых тем  «Семейства С.И. и А.И. Мамонтовых и Абрамцевский  художественный кружок». Она раскрывается на примере живописных и графических произведений, передающих царившую в Абрамцево атмосферу, в которой росла и воспитывалась Милуша Мамонтова, и в которой так плодотворно работал В.А. Серов. В собрании Абрамцевского музея хранится рисунок Серова «Семья Мамонтовых за обеденным столом» (1887 г.), где в числе прочих изображена сестра Милуши Наталья, а также графические портреты другой сестры Татьяны работы Виктора и Аполлинария Васнецовых, портрет отца - Анатолия Ивановича Мамонтова, сделанный художником А.А. Киселевым. Этому же художнику  принадлежит и портрет самой Людмилы Анатольевны из собрания музея. Из живописных работ на выставке представлены пейзаж кисти Михаила Анатольевича Мамонтова (брата Милуши) и его автопортрет.

Особый интерес представляет альбом рисунков художника И.С. Остроухова, много общавшегося с семьей Анатолия Ивановича Мамонтова в 1880-е гг. и бывавшего в их доме в Леонтьевском переулке в Москве.  В альбоме среди небольших карандашных набросков, сделанных в 1882-1884 гг., можно найти множество зарисовок, относящихся к семье Мамонтовых: изображение типографии Анатолия Ивановича,  наброски фигур играющих в карты членов его семьи, братьев и сестер Милуши, наконец, портрет ее самой, относящийся к 1884 г., времени написания ее портрета В.А. Серовым. Эти, по сути,  учебные рисунки интересны как исторический документ, ценность которого возрастает в связи с тем, что в альбоме содержится единственное известное на сегодняшний день изображение матери Л.А. Мамонтовой, Марии Александровны. Большой интерес представляет и портрет брата Милуши  Михаила, художника, близкого друга В.А. Серова и И.С. Остроухова. Альбом экспонируется впервые и ранее не привлекал внимание исследователей.

Отдельная витрина посвящена художнику И.С. Остроухову, его дружеским связям с В.А. Серовым и членами семьи А.И. Мамонтова. В ней представлены фотографии художника и несколько его работ - графических и живописных - из собрания Абрамцевского музея.



Вызывают большой интерес и фотографии, запечатлевшие саму Людмилу Мамонтову и ее родственников - отца, братьев Михаила и Юрия, сестер Татьяну, Прасковью и Наталью, а также художников В.А. Серова, И.С. Остроухова, М.Ф. Якунчикову из семейных фотоальбомов Мамонтовых.  Впервые  экспонируется часть фотографий из большого свадебного альбома Г.А. Рачинского и П.А. Мамонтовой (сестры Людмилы Анатольевны).

Отдельно в экспозиционном  показе выделена тема «Товарищество типографии А.И. Мамонтова и Абрамцевский художественный кружок». Тесное сотрудничество А.И. Мамонтова с художниками Абрамцевского кружка в 1880-1890-е гг. стало временем наивысшего расцвета издательской деятельности. В витрине, посвященной данной теме, экспонируются хранящиеся в Абрамцевском музее издания типографии, фотографии здания в Леонтьевском переулке, которое она некогда занимала, иллюстрации В.А. Серова к басням И.А. Крылова, сделанные по заказу А.И. Мамонтова. Эта тема отчасти связана и с содержанием альбома И.С. Остроухова. Интересен сборник детских песен на русские и малороссийские напевы под редакцией П.И. Чайковского, подготовленный по инициативе Марии Александровны Мамонтовой и изданный в типографии ее мужа. Эта тема отчасти развивается и в материалах из собрания Новгородского музея, представляя  ряд трудов М.В. Муравьева, изданных в типографии А.И. Мамонтова.

Материалы Новгородского музея на выставке немногочисленны, но представляют несомненный интерес. Одна из ведущих тем «М.В. и Л.А. Муравьевы и Новгородское общество любителей древности». В культурной жизни Новгорода первой четверти ХХ в.  одно из центральных мест принадлежит М.В. Муравьеву. Широко известна его деятельность на посту председателя НОЛД, по охране и изучению новгородских древностей, становлению архивного дела. Посильный вклад в работу НОЛД вносила и Л.А. Муравьева.  Тема раскрывается на основе  материалов из  фонда документов до 1917 г. отдела письменных источников Новгородского музея, в числе которых Журналы  заседаний Новгородского общества любителей древности (1908-1920 гг.).

«Художники в Абрамцеве». Фотоматериалы из музея-заповедника «Абрамцево»

19 февраля в 16 часов в выставочном зале здания Присутственных мест (Кремль, 4, 1 этаж) открывается выставка «Художники в Абрамцеве». На ней представлены более тридцати большеформатных копий фотографий из фондов музея-заповедника «Абрамцево». Выставка знакомит с обликом усадьбы «Абрамцево» к. XIX - нач. XX века и её обитателями - семьей владельца усадьбы Саввы Ивановича Мамонтова и кругом его друзей-художников, среди которых: В.Д. Поленов, братья В.М и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин,  И.С. Остроухов и др.

Усадьба «Абрамцево» - одно из живописнейших мест Подмосковья. Оно известно не только красотой природы, но и своим историческим прошлым. На протяжении XIX века эта усадьба дважды становилась одним из центров литературной и художественной жизни России. С 1843 по 1858 год здесь жил и работал писатель,  литературный и театральный критик С.Т. Аксаков, а с 1870 по 1918 год усадьба принадлежала семье удачливого предпринимателя и знаменитого мецената   С.И. Мамонтова.

С Абрамцевом неразрывно связана творческая судьба С.Т. Аксакова. Здесь были задуманы и написаны его книги о природе - «Записки об уженье» (первоначальное название книги, затем она была издана как «Записки об уженье рыбы»), «Записки охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», а также семейная трилогия, в которую вошли «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания». (1855). Живой, увлекательный рассказ, яркий образный язык повествования сделали их очень популярными у современников писателя.

В Абрамцеве Аксаковых навещали их друзья - художники, актеры, писатели. Дважды приезжал молодой Тургенев, которого связывала с хозяином дома творческая и личная дружба. Большой радостью для семьи были приезды Н.В. Гоголя. В 1849 году, в Абрамцеве, писатель прочитал Аксаковым главу из II тома «Мертвых душ», над которым он в то время усиленно работал, и получил их горячее одобрение.

После смерти С.Т. Аксакова его дочь  Софья Сергеевна в 1870 году продала усадьбу семье Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых. Мамонтовы относились к купеческому сословию, сыгравшему столь значительную роль в истории культуры и промышленного развития России. Они были образованы, не лишены художественных талантов, знали иностранные языки, много путешествовали по Европе, знакомясь с историей и искусством европейских стран.

Савва Иванович Мамонтов обладал многочисленными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актера, режиссера. Ко всему этому добавлялись деловая хватка, блестящие организаторские способности. Благодаря его стараниям были построены Ярославско-Архангельская и Донецкая железные дороги. Он любил искусство, чувствовал талантливых людей, помогал им и поддерживал в трудные периоды жизни.



При самом деятельном участии С.И. Мамонтова в Абрамцеве возникло неформальное объединение людей творческих профессий, которое принято называть «Мамонтовским (Абрамцевским) художественным кружком». Его ядро составляли такие известные художники как В.Д. Поленов, братья В.М и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин,  И.С. Остроухов и другие.

Абрамцево стало своеобразной творческой лабораторией, где художники пробовали себя в разных областях искусства - архитектуре, театральной декорации, керамике, резьбе по дереву. В усадьбе появляются две мастерские - столярная и керамическая. Столярная мастерская была основана Е.Г. Мамонтовой, а ее художественным руководителем стала Е.Д. Поленова, сестра художника В.Д. Поленова. Создавая мастерскую, Елизавета Григорьевна ставила две основные задачи: обучить ремеслу крестьянских мальчиков и внедрить в городской быт рукодельные предметы мебели, заменив ими шаблонные фабричные изделия.

Керамическая мастерская была любимым детищем С. И. Мамонтова. Он привлек к работе в ней художников, которые с увлечением осваивали  этот новый для них вид искусства. Более других керамикой заинтересовался М.А. Врубель. Работа в мастерской раскрыла новые грани его таланта: умение гармонично соединить цвет и форму. По его эскизам были сделаны печи для усадебного дома и церкви Спаса Нерукотворного.

При Мамонтовых преобразилась жизнь старой усадьбы, изменился ее облик. Появились новые сооружения в «русском стиле»: «Студия-мастерская» (архитектор В.А. Гартман), «Баня-теремок» (архитектор И.П. Ропет),  «Избушка на курьих ножках» (архитектор В.М. Васнецов), церковь Спаса Нерукотворного, в создании которой участвовали многие художники кружка. При этом новые строения не нарушили облика усадьбы, а только подчеркнули неброскую красоту подмосковной природы.

фотографии, выставка, Главное здание музей, живопись

Previous post Next post
Up