6 октября в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». Выставка произведений одного из любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени -самый ожидаемый проект года. К юбилею художника Третьяковская галерея представляет самую масштабную и полную коллекцию работ мастера, собранную из частных коллекций, а также 18 российских и 5 зарубежных музеев. Экспозиция будет размещена на трех этажах Галереи. Посетители увидят не только знаменитую портретную живопись Серова, но и не менее ценные работы в области русского пейзажа, иллюстрации, графики, а также театральные работы.
Новгородский музей-заповедник представляет на этой выставке «Портрет Людмилы Анатольевны Мамонтовой» (1884 г.) работы В.А. Серова. Вновь увидеть портрет в экспозиции Музея изобразительных искусств новгородцы смогут в середине января 2016 г.
«Портрет Людмилы Анатольевны Мамонтовой» - одна из немногочисленных ранних работ, исполненная Серовым во время обучения в Академии художеств. Портрет десятилетней девочки написан по-ученически внимательно к характерным чертам внешности. Серов предпочитает цветовую гамму насыщенных тонов, что наполняет образ недетской серьёзностью и сдержанностью.
Изображенная на портрете Людмила Мамонтова (1874 - 1934), Милуша, как называли ее в семье Серовых, происходила из семьи известных меценатов. Ее отец, Анатолий Иванович Мамонтов, владел типографией и книжным магазином, распространявшим общеобразовательные издания. Мать Людмилы, Людмила Александровна, урожденная Лялина, принадлежала к старинному новгородскому дворянскому роду. Ей принадлежал магазин «Детское воспитание», в котором продавались и изделия Абрамцевских мастерских, организованных С.И. Мамонтовым, братом Анатолия Ивановича. Серов на долгие годы сохранил связь с этой семьей, плодотворно сотрудничая с А.И. Мамонтовым и делая по его заказу иллюстрации к басням И.А. Крылова, стихотворениям А.С. Пушкина и журналу «Детский отдых». Известно, что Серов исполнил четыре портрета Людмилы Мамонтовой в 1881, 1884 годах и два портрета в 1894 году. Впоследствии она стала супругой Михаила Валерьяновича Муравьева, одного из руководителей новгородского Общества любителей древностей. До 1917 года в новгородской родовой усадьбе Муравьевых «Большие Теребони» находились три ее портрета кисти Серова.